Данные источники являются основополагающими для научного музыковедения. В подобных работах получают осмысление аспекты композиторского стиля, принципы драматургии сочинения, соотношение традиций и новаторства, которые выявляют роль конкретного сочинения в контексте культуры. К сожалению, лишь отдельные сочинения, в которых находит отражение тема Холокоста, стали объектами музыковедческих исследований. Так, глубокий анализ драматургии Тринадцатой симфонии «Бабий Яр» Д. Шостаковича дан в статье В. Бобровского, а Восьмая симфония «Цветы Польши» М. Вайнберга получает осмысление в монографии Л. Никитиной. Целостный анализ оперы Г. Фрида «Днев ник Анны Франк» представлен в монографии А. Селицкого и А. Цукера. Фортепианные трио Д. Шостаковича и М. Вайнберга находятся в центре внимания исследования И. Двужильной. Аналитический очерк белорусского музыковеда А. Друкта посвящен одному из ярких сочинений Л. Абелиовича — фортепианному циклу «Фреска 1».
Написанная ярким языком статья известного математика, поэта, переводчика и публициста Б. Кушнера «Еврейская симфония Исаака Шварца», рассказывающая об одном из сочинений ленинградского композитора Исаака Шварца — Концерте для оркестра «Желтые звезды (пуримшпиль в гетто)», могла быть украшением любого музыковедческого сборника и выполнить функцию блестящего вступления к аналитическому исследованию. Сам автор говорит: «Я не музыковед, поэтому, оставляя подробный технический анализ специалистам, скажу только, что меня как слушателя, новое произведение совершенно захватило». Большинство произведений, отражающих тему Холокоста и созданных на территории СССР и постсоветского пространства — сочинения М. Вайнберга, С. Беринского, З. Ткач, И. Шварца, Е. Станковича, В. Хвойницкого, Д. Клебанова, — ждёт своего исследователя-ученого. Это обусловлено рядом причин. Первая из них в полной мере отражает ситуацию настоящего дня, когда многие произведения композиторов существуют только в рукописных вариантах, редко исполняются. Индустрия популярной культуры рождает многочисленные звезды, которых с восторгом встречает широкая аудитория. И средства находятся на песни-однодневки. Сочинения же, обращенные к разуму и душе, хранятся в самых разных архивах, ждут своего времени и спонсорского вклада. Вторая причина отсутствия исследований подобного ракурса кроется в том, что многие сочинения, созданные композиторамиевреями, пронизаны интонациями еврейской музыки, реминисценциями народного клезмерского танца, а, следовательно, предполагают знания музыковедом уходящей идишской традиции. К сожалению, иссякает и этот родник русскоязычного музыковедения.