Свои напевы Савин складывал на основе песенного фольклора коми, а также хорошо знакомой ему русской и украинской народной песни. Благодаря мелодической выразительности и близости к народным истокам песни Савина получили массовое распространение. Для записи мелодий Савин пользовался как нотами, так и особой, изобретенной им самим цифровой системой. Большинство этих записей утеряно, но песни сохранились в репертуаре народных певцов. К наиболее популярным из них относятся «По зеленому лугу», «Весенняя ночь», «Светлая звезда». Начальные фразы песни «Однажды бывает», привлекающей своей распевностью и радостным мироощущением, стали позывными сигналами радиостанции в Сыктывкаре. Развитию современной советской песни народа коми способствовала и деятельность поэта М. Лебедева, стихи которого распевались обычно на хорошо известные з народе русские песенные мелодии. Следует отметить, в частности, его вольный перевод боевой революционной песни «Смело, товарищи, в ногу» («Смелджыка, вокъясбй, ветлой»). С именем того же поэта связаны первые опыты создания национального музыкального театра коми Лебедев был автором небольших пьес с песнями, распевавшимися на знакомые бытующие мелодии. Эти пьесы ставились самодеятельными коллективами в городе Усть-Сысольске и многих деревнях и селах («Мнча ныв» — «Красивая девушка», 1919; «¦Бур апь» — «Добрая женщина», 1920; «Порысь тун» — «Старый колдун»; «Настук»— «Настя», 1928). Стремление к новым формам самодеятельного искусства выразилось в создании сюжетных литературно-музыкальных композиций на современные темы, называвшихся иногда (без достаточного основания) ораториями. Музыкальный материал подобных композиций заимствовался из народного творчества. Образцом этого жанра является «Оксинь» («Аксинья») В. Савина (1925). Ему же принадлежали композиции «Ми- лоам дась» («Мы будем готовы»), оратория «Иналам став вор» («Сплавим весь лес», 1932), коллективно-хоровая декламация «Гора омра» («Звонкая дудка»). Иногда это были просто развернутые сценарии (вечера пения и декламации) с драматической игрой. Все эти формы служили пропаганде острого и злободневного современного материала. В 20-е годы широкий размах получает работа по собиранию фольклора, организуются специальные группы для записи текстов и мелодий народных несен. В 1928 г. при Обществе по изучению Коми края была создана Музыкально-этнологическая секция под руководством фольклориста П. Анисимова. Текстовые сборники революционных песен и стихотворений нацио-нальных поэтов публиковались уже с начала 20-х годов. Таковы «Горд полям» («Красная дудочка», 1921), «Парма юргом» («Гулт парма», 1922), «Коми сьыланкывъяс» («Коми песни», 1922), «Гори дзуль» («Звонкий шар», 1923). В Москве Наркомпросом РСФСР были изданы музыкальные сбир ники «Коми сьыланкывъяс» («Коми песни», 1926) Л. Анисийона и «Коми сьыланкыввез» В. Субботина (1927). , Надо упомянуть также ряд тематических сборников, выпущенных Коми издательством: «Коми сьыланкывъяс» («Коми песни», 1920), н который вошли революционные песни, песни Красной Армии, новые нес ни о (Молодежи, труде, народные песни, «Революционной коми сьылнн- кывъяс» («Новые песни», 1932). В 1932 г. изданы были три нес ни-листовки В. Савина («Ударная весна», «Трактористка», «Звучники»). Эти издания положили начало систематизации фольклорного материала и помогли коллективам художественной самодеятельности в обо гащении их репертуара. В 1927 году вышел в свет первый сборник якутских народных песен. Появление его было связано с деятельностью А. Скрябина, одного in первых организаторов музыкальной жизни Советской Якутии. С 1924 года в течение некоторого времени Скрябин занимался на дирижерско-хоровом отделении Московской консерватории. Находясь и Москве, он осуществил свою давнюю мечту— подготовил к печати и издал «Ноты якутских песен». В сборник Скрябина вошли около три дцатн напетых им народных мелодий в обработках для голоса и хоря с фортепиано, сделанных ,Н. Аладовым и К. Виноградовым. Сборник привлек внимание музыкальной общественности к самобытному якутскому фольклору . Песенное творчество якутского народа заметно обновилось в 20-е годы. Наряду с популярными революционными песнями рождались новые бытовые лирические песни, отличавшиеся бодрым, жизнерадостным складом. Особенно полюбились песни на слова А. Софронова «Пока мы молоды, давайте веселиться» и «>Как белые снегирики», популярные и в наши дни. Активно развивалась в 20-е годы сельская музыкальная самодея-тельность. Повсеместно возникали хоровые и музыкальные кружки, в быт парода входили новые музыкальные инструменты. Большую активность проявляли тойуксуты — народные певцы-импровизаторы. Многие из них живо откликнулись в своем творчестве на революционные события, участвовали в массовом движении самодеятельности. Широкой известностью пользовались в народе выдающиеся импровизаторы Д. Говоров, И. Винокуров-Табахыров, Н. Абрамов-Кынат, М. Шарабо- рин-Кумаров, Т. Захаров-Чээбий, И. Теплоухов-Тимофеев. В 20-е годы начинает вестись систематическая (работа по собиранию якутского народного творчества, явившегося основой для развития профессионального музыкального искусства в республике. Среди первых, кто обратился к собиранию и изучению традиционного фольклора, прежде всего следует назвать основоположника якутской советской литературы П. Ойунского, который сам был прекрасным олонхоеутом. Большой вклад в собирание песенного фольклора внес Ф. Корнилов, первый якутский композитор-мелодист и музыкально-общественный деятель. Окончив до революции Якутскую духовную семинарию, Корнилов долгие годы работал учителем пения в родном Олекминском округе. В дни революции он приехал в Якутск и развил кипучую деятельность. В 1922 году Корнилов возглавил народный хор, созданный Л. Скрябиным. Стремясь расширить репертуар хора, он начинает записывать народные песни и сочинять в подражание им собственные мелодии на тексты якутских поэтов. Многие мелодии Корнилова впоследствии легли в основу произведений М. Жиркова, Г. Лобачева, Г. Гамбурга, Р. Ромм, II. Бажова и других композиторов. Лучшие его песни («Расти, моя радость», «Олень», «Пой мне, сестра») и поныне исполняются наравне с народными песнями. Часть собранных им многочисленных мелодий вошла в сборник, изданный в Москве в середине 30-х годов. Деятельность А. Скрябина и Ф. Корнилова подготавливала почву для зарождения в 30-е годы якутской профессиональной музыкальной культуры. Одновременно с ними в Вилюйске начинал свою музыкальную деятельность М. Жирков — неутомимый собиратель и пропагандист якутской песни, организатор и руководитель хоровых и инструментальных коллективов. Скрипач-самоучка Жирков получил затем образование в Московской консерватории и в содружестве с Г. Литнн- ским создал первые якутские оперы н балеты. Культурная жизнь Якутска в 20-е годы отмечена рождением нацио-нального театра. В 1925 году возникла наццональная^группа при На-родном театре (в 1930 году преобразована в самостоятельный Якутский геатр). В первых же спектаклях труппы большое место заняла музыка, прежде всего — народные песни. В театрах Якутска устраивались концерты, в которых участвовали любительские инструментальные ансамбли (камерный оркестр под управлением П. Богачевского, струнные оркестры, руководимые II. Охлопковым и В. Ленским). В городе выступали концертирующие пианисты и скрипачи, силами любителей впервые были поставлены отрывки из «Евгения Онегина». В 1929 г. начал действовать Якутский радиоцентр, сыгравший заметную роль в пропаганде классического музыкального искусства среди населения республики, а впоследствии и в становлении национального музыкального искусства. При Радиокомитете было создано несколько музыкальных ансамблей (квартет, камерный оркестр, небольшой хор), силами которых проводилось до пятнадцати концертов в месяц, в том числе несколько тематических циклоп, соиршюж i 01 шнхся пояснительными беседами. С успехом выступал оркестр Якутсксго дивизиона ВОГПУ, В репертуаре «Попурри из якутских национальных мотивов», составленное к.ни и менстером Файнштейном на основе мелодий из сборника А.-Сьряпщы В 20-х годах закладываются основы национальной музьиальинп культуры карельского порода, который получил в 1923 г. автономию и рамках Российской Федерации. Одним из ее первых активных серии был поэт, фольклорист и композитор В. Гудков. Русский по происхождению, Гудков в 1918 г. переселился в Петрозаводск, косая гни ( вою жизнь изучению н пропаганде народного искусства Карелин Гм\ принадлежит множество записей и обработок карельских народных по сеп для хора и для различных инструментальных составов. 15олмп\к работу провел он по реконструкции и усовершенствованию популяр нейшего инструмента Карелин — кантеле. В 1922 г. вернулся на родину старейший карельский композитор К- Раутио, живший в эмиграции в Америке, где ему пришлось раГмпап шахтером. Вместе с группой своих соотечествеешиков Раутио еще и пути организовал хор и оркестр. В Петрозаводске они выступили « концертом, исполнив революционные песни. Раутио начал преподанап музыку в только что открывшемся Петрозаводском педагогическом техникуме, где им были созданы студенческие музыкальные коллокти вы (хор, симфонический и духовой оркестры). Его воспитанниками fn.i ли многие преподаватели музыки и руководители музыкальной самодеятельности, работавшие впоследствии в различных городах и CO.IHN республики. Еще в годы эмиграции Раутио создал ряд песен, проникнутых глу бокой любовью к родине («Песня рыбака» нз слова Паррасо, «Лесная роза» на текст X. Матсона). В некоторых его песнях звучала тем социального протеста («Мы выдержим» — слова Я. Впртанеиа, Песни организованных» — слова М. Рутанена). Тогда же началось знаком ство Раутио с будущим народным поэтом Советской Карелин Я. Ннр таненом, перешедшее в тесную многолетнюю творческую дружб} Написанная в 1928 г. оркестровая сюита Раутпо «Карельская сн.-гп. 6а» явилась первым образцом карельской симфонической музыки. Mm произведение, насыщенное фольклорными интонациями, отличается MI лоднческой теплотой и свежестью, но вместе с тем несколько еппнчп н однообразно по изложению. Завершив свое музыкальное образование в Ленинградской копир ватории, в 1926 г. приехал в Петрозаводск Р. Пергамент, также сыгран шин значительную роль в развитии карельской музыки. В эти годы он работал дирижером и музыкальным руководителем ряда театральны коллективов, писал музыку для театральных постановок. V пнродов Северного Кавказа в 20-е годы просреснопальная культура находилась еще в зачаточном состоянии. Основой дли развития служило бурно расцветающее народное творчество. Возникают новые песни об Октябрьской революции, раскрепостившей народы и поднявшей их к новой жизни, о героях гражданской войны, о радостном н свободном труде. Как и у других народов СССР, новые песни часто создавались на знакомые старые мелодии. Не всегда они были удачными; иногда традиционные старинные напевы не соответствовали характеру текстов. По лучшие из новых песен получили при-знанно народа. Яркие песни были созданы, в частности, популярными народными певцами Б. Пачевым (Кабарда) и К- Мечневым (Бал- карпя). Высокого подъема достигает движение художественной самодеятельности. Об огромных успехах самодеятельного творчества свидетельствовала первая краевая олимпиада искусств горских народов Северного Кавказа и Дагестана, проведенная в декабре 1931 г. в Ростове-на-Дону. Развертываются работы по собкранню народного творчества. Гак, в 1925 г. под руководством А. Давиденко была проведена научно-художественная экспедиция по сбору чеченского фольклора. В результате этой экспедиции были опубликованы первые музыкальные записи народных чеченских мелодий для фортепиано в 2 руки. Позднее Давиденко создал на основе этих записей «Чеченскую сюиту» для хора л сзрреПа (1932). В начале 1923 г. в Нальчике при Госдраматическом театре была открыта вокальная студия. На сцене этого театра ставились оперетты и отрывки из опер («Евгений Онегин»), В городах Северного Кавказа проводились концерты с программами классической музыки. Организатором музыкального образования и просвещения в Дагестане явился первый национальный композитор Г. Гасанов, в 1926 г. окончивший Ленинградскую консерваторию. Он вел большую работу в основанном в Махачкале музыкальном техникуме; его ближайшими соратниками были Д. Далгят и Е. Юдина. В 1927 г. Юдина опубликовала ценный сборник «Дагестанским детям», в котором представлен ряд фольклорных мелодий народов Дагестана. Все эти факты свидетельствовали, что все большее количество народов приобщалось к профессиональной музыкальной культуре и вносило свой вклад в развитие многонациональной советской музыки.