|
|
|
|
|
Расположенное в новом входном здании репрезентативное многофункциональное фойе и специальные залы ежедневно будут встречать тысячи посетителей, пришедших на Музейный остров. Отсюда – прямой выход непосредственно на главный маршрут в Пергамон-музее. Собранные здесь основные экспозиции дают впечатляющий обзор монументальной архитектуры Древнего мира. Экспонаты, представляющие ислам (в се- верном крыле) и древнюю культуру Ближнего Востока (в южном крыле), также будут включены в осмотр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С точки зрения структуры Археологический променад выражает концепцию объ- единения археологических коллекций Музейного острова. Он соединит Музей Боде, Пергамон-музей, Новый и Старый музеи на нулевом уровне, который вплоть до на- стоящего времени использовался в основном под хранилища и административные службы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Именно Вильгельм фон Боде в начале ХХ в. боролся против сильной оппозиции, не желавшей видеть исламское искусство экспонируемым наравне с произведениями других культур. Сегодня Музей исламского искусства представляет творения мусульманских на- родов с VIII по XIX в. Эти произведения созданы на территории, простирающейся от Испании до Индии, несмотря на то что основной акцент сделан на искусство Ближнего Востока, включая Египет и Иран.
Знаменитый фасад дворца Мшатта (743–744), молитвенные ниши из Коньи и Ка- шана (XIII в.), купол из Альгамбры (ок. 1320), зал Алеппо (1600–1603) и бесподобная коллекция ковров и рукописей занимают главное место в экспозиции, которая будет представлена на обоих уровнях северного крыла Пергамон-музея.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особую ценность Переднеазиатскому музею, расположенному в южном крыле Пер- гамон-музея, придают находки, сделанные германскими археологами в Месопотамии. В географическом и историческом отношении это путь от Урука через Аккад, Ашшур, Нимрод и Ниневию до Вавилона, от V тысячелетия до нашей эры до эллинизма, вклю- чая хеттов Малой Азии и ахеменидов в Сузах и Персеполисе (современная территория Ирана). С момента переезда в Пергамон-музей в 1930 г. Переднеазиатскому музею приходи- лось довольствоваться пространством на основном уровне южного крыла. Когда же он займет верхний этаж, где ныне находится Музей исламского искусства, его положение как одного из самых обширных музеев древневосточного искусства и культуры станет вполне очевидным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музей первобытной и древней истории некогда находился в здании Нового музея, затем временно был переведен в берлинский выставочный центр «Мартин-Гропиус- Бау», а после Второй мировой войны – в Музей Боде и замок Шарлоттенбург. В 2009 г. он вернется в Новый музей и станет частью общей экспозиции древних культур, а часть специальной коллекции по истории Берлина и Бранденбурга расположится на своем месте в так называемом крыле Лангханса в замке Шарлоттенбург.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда около 1900 г. в Египте начались широкомасштабные раскопки и большое количество произведений искусства – при- читающуюся Германии долю находок – привезли в Берлин, Египетский музей, от- крывшийся в здании Нового музея в 1859 г., уже был слишком мал.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее время богатство одного из самых великих собраний искусства клас- сической древности можно оценить лишь фрагментарно. Огромная коллекция гре- ко-римской скульптуры соседствует со зна- менитым Пергамским алтарем в северном крыле Пергамон-музея, в то время как вся коллекция этрусского искусства находится в хранилищах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музейный остров, если рассматривать его как уникальный ансамбль городского ландшафта, олицетворяет собой сто лет музейной архитектуры в центре Берлина. Объединение Германии позволило свести воедино коллекции, в 1945 г. разделен- ные между Востоком и Западом. В 1999 г. Музейный остров был включен в спи- сок Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Совет этой организации принял мастер-план по реконструкции зданий и современному развитию единой музейной зоны. Пять исторических зданий, несмотря на сохранение архитектурной автоном- ности каждого из них, рассматриваются как единый комплекс. Ответственность за реализацию мастер-плана взяла на себя сформированная в 1998 г. группа планиро- вания Музейного острова, состоящая из архитектурных компаний, уполномоченных производить реконструкцию зданий, и возглавляемая архитектурным бюро Дей- вида Чипперфилда. Музейный остров находится в северной части острова в центре Берлина на реке Шпрее и занимает почти квадратный километр площади. Здесь, в храмовом горо- де искусства и культуры, представлена история мировой цивилизации за послед- ние шесть тысяч лет. Археологические музеи пространственно и тематически будут объединены друг с другом подземным коридором, так называемым Археологиче- ским променадом, который свяжет представленные экспозиции культур древнего Средиземноморья во всеобъемлющую, междисциплинарную выставку. На главном маршруте Пергамон-музея огромному потоку посетителей будут представлены глав- ные экспонаты Государственных музеев Берлина – монументальная архитектура древности. В то же время у каждого здания сохранится свой собственный вход, что позволит посетителям приходить туда для спокойного и глубокого ознакомления с коллекциями. Новая галерея Джеймса Саймона между Новым музеем и каналом Купферграбен (за- падным рукавом реки Шпрее) будет встречать посетителей и распределять их по музей- ной части острова. Об этом здании и обо всех остальных значимых новых особенно- стях инфраструктуры вам расскажет моя коллега д-р Гизела Холан, заведующая всеми работами по планированию и строительству зданий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Год назад было решено объявить среди архитекторов конкурс на частичное вос- становление Берлинского дворца для Форума Гумбольдта и предоставить средства для самого значительного в Германии начала XXI в. культурно-политического проекта. Согласно двум постановлениям бундестага (2002 и 2003 гг.) три барочных фасада дворца и три внутренние стороны двора Шлютера необходимо воссоздать в их первоначаль- ном виде, остальное же сделать современным, в том числе и четвертый фасад дворца, выходящий на Шпрее. В соответствии со второй частью постановления, нацеленной в будущее, в кубатуре дворца Форум Гумбольдта представит неевропейские культуры в совершенно новой форме. Куда бы я ни пришел, везде на устах два музейных проекта века: регион Персид- ского залива с Абу-Даби, Дубаем и Катаром, с одной стороны, и Берлин с Музейным островом и Форумом Гумбольдта – с другой. Мир смотрит на то, что мы делаем здесь, в центре нашей столицы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У многих проектов реконструкции музеев сегодня есть две внутренние слабости. Все они построены, как правило, на принципе пространственного расширения. Обычно его необходимость обосновывается обилием коллекций и невозможностью их все показать. Этот аргумент хорошо действует на правительства и спонсоров. Однако в ходе реализации проектов часто оказывается, что на самом деле коллекции не так уж велики и не так уж обильны на экспонаты, достойные тех, которыми уже славится музей. Тогда начинаются споры с другими музеями об исторической принадлежности собраний, лихорадочные поиски новых дарений и чрезмерное развитие инфраструктуры досуга –ресторанов, кафе, концертных площадок и кинозалов. Прямолинейное расширение также резко увеличивает расходы на содержание музея. Новые корпуса оснащаются новейшими технологиями, что требует многих людей для обслуживания, большого количества дополнительной энергии и т. д. Между тем число посетителей обычно возрастает в совсем другой пропорции, не так быстро. Если на строительство новых корпусов, используя имена знаменитых архитекторов, собрать деньги относительно просто, то найти средства на содержание зданий и обычные ком- мунальные услуги крайне трудно.
|
|
|
|
|
|
|