У многих проектов реконструкции музеев сегодня есть две внутренние слабости. Все они построены, как правило, на принципе пространственного расширения. Обычно его необходимость обосновывается обилием коллекций и невозможностью их все показать. Этот аргумент хорошо действует на правительства и спонсоров. Однако в ходе реализации проектов часто оказывается, что на самом деле коллекции не так уж велики и не так уж обильны на экспонаты, достойные тех, которыми уже славится музей. Тогда начинаются споры с другими музеями об исторической принадлежности собраний, лихорадочные поиски новых дарений и чрезмерное развитие инфраструктуры досуга –ресторанов, кафе, концертных площадок и кинозалов. Прямолинейное расширение также резко увеличивает расходы на содержание музея. Новые корпуса оснащаются новейшими технологиями, что требует многих людей для обслуживания, большого количества дополнительной энергии и т. д. Между тем число посетителей обычно возрастает в совсем другой пропорции, не так быстро. Если на строительство новых корпусов, используя имена знаменитых архитекторов, собрать деньги относительно просто, то найти средства на содержание зданий и обычные коммунальные услуги крайне трудно.
Лучшие музеи находят различные способы преодоления этих опасностей. Одной из попыток является гибкая и динамичная концепция «Большой Эрмитаж», лежащая в основе развития нашего музея последние десять лет и рассчитанная еще лет на десять. Название подчеркивает аналогию с понятиями «Большая Москва» или «Большой Лондон», то есть – «город и его окрестности». «Большой Эрмитаж» – это основной комплекс зданий музея, сочетающийся с различными другими формами представления коллекций публике. Это именно концепция, на основе которой создаются конкретные проекты.
Основной задачей при этом является резкое увеличение доступности наших (действительно весьма обширных) собраний. Многое заслуживает постоянного места в экспозиции, но при этом необходимо соблюдать разные виды иерархии и степеней доступности. Описать концепцию «Большой Эрмитаж» можно как систему концентри-ческих кругов. Первый круг, или ядро, – основной комплекс зданий и экспозиций Эрмитажа. В нем происходят серьезные количественные и качественные изменения. С освоением Восточного крыла здания Главного штаба музей получает новые галереи и целое новое пространство, куда переедут коллекции XIX и XX веков. Там будет галерея памяти Щукина и Морозова, специальные залы для современного и экспериментального искусства.
В связи с этим происходят серьезные пространственные изменения. С перенесением главного входа музея на Дворцовую площадь и включением в комплекс Восточного крыла Главного штаба, триумфальной арки и Александровской колонны музейный комплекс из вытянутой вдоль Невы линии превращается в неполный круг, обнимающий Дворцовую площадь. Она становится преддверием музея, а музей – ее неотъемлемой частью. Жизнь площади регулируется музейными и дворцовыми традициями. Триумфальная арка, Александровская колонна, Александровский зал Зимнего дворца, Военная галерея – уникальный и звучный памятник победе России в войне 1812 года. Это все начинает звучать с новой силой и подчеркивает роль Эрмитажа как памятника
и символа русской государственности. Одновременно вход с площади создает другую пространственную игру. Дворцовый вход и дворцовая лестница ведут далее ввысь и вглубь: в музейные залы. Изменение экспозиций и реставрация парадных залов создает иные возможности и ставит новые задачи в оформлении диалога архитектуры, искусства, истории и внешних пространств, включая виды из окон. Уникальная динамика движения от Георгиевского зала к Рембрандту и вверх – к Матиссу, Кандинскому и Малевичу – должна быть как-то сохранена даже после перемещения произведений нового искусства в Главный штаб. Освоение Дворцовой площади позволяет ввести некую дифференциацию эрмитажного пространства.
Зимний дворец особо выделяет имперскую историю России, Малый Эрмитаж становится местом больших временных выставок (с преобразованием Манежа и Каретного сарая), Старый и Новый Эрмитаж – по преимуществу остаются галереей искусств, театр и дворы – место концертов и представлений. Главный штаб – память об имперских министерствах и одновременно – лаборатория для музейных экспериментов в области нового искусства. Важнейшей функцией ядра является представление «ротационных» выставок, на которых в специальном контексте временно показываются и акцентируются предметы из фондов музея. Это – повышение степени доступности коллекций и одновременно – важный динамический элемент музейной жизни. В перспективе для публики будут открыты проходы вдоль Малого Эрмитажа с Дворцовой площади на Неву и по первому этажу Главного штаба – с Дворцовой площади на Невский проспект и набережную Мойки. Сердце империи и сердце города обретают новые кровеносные потоки и новую энергию. Второй круг – филиалы Эрмитажа в Петербурге. Это – Меншиковский дворец и Музей Фарфорового завода. Оба отражают особые, ключевые направления эрмитажных коллекций и расширяют их. Меншиковский дворец – символ эпохи Петра, он словно воскрешает память о главном сподвижнике императора и строителе Петербурга – князе Меншикове. Одновременно здесь совмещаются две символические функции: с одной стороны, это резиденция первого губернатора, с другой – носителя традиций связи с Голландией. Потому во дворце устраиваются различные церемонии, связанные с русско-голландскими культурными контактами. Фарфоровый завод – продолжение знаменитой эрмитажной коллекции русского, европейского и восточного фарфора.
Одновременно он является живым средством осуществления важных художественных и экономических связей Эрмитажа и знаменитого Императорского фарфорового завода. Третий круг – открытое фондохранилище в Старой деревне. Это – огромный комплекс зданий, где созданы лучшие из возможных сегодня условия для хранения, защиты и изучения экспонатов. Хранилища постепенно перебираются сюда из дворцовых зданий. Не менее важно другое. Эти помещения приспособлены для массового организованного хранения произведений искусства. Тем самым решается проблема «запасников»,
все вещи из которых невозможно, да и не нужно экспонировать в музее. Теперь их все можно увидеть в фондохранилище, они доступны. Постепенно сюда перемещаются многие виды музейной деятельности – работа с детьми, лекции, семинары для студентов и специалистов. Крайне важно также, что фондохранилище становится культурным центром для большого «спального» района. Четвертый круг – специальные выставки Эрмитажа в разных музеях и выставочных залах вне Петербурга, в России и за рубежом. Они обычно состоят из предметов основной экспозиции и материалов запасников и тоже являются важным средством для обеспечения максимальной доступности коллекции Эрмитажа. Все эти выставки, как правило, сочетают в себе рассказ об определенном художественном или историко-культурном явлении с рассказом об Эрмитаже, истории его формирования, русской культуре и русской истории. Такого типа выставки создают определенный образ российской культурной истории через музейные «портреты» императоров (Петра I, Екатерины II,
Александра I, Николая II), русских коллекционеров (Семенов-Тяншанского, Штиглица, Базилевского, Щукина, Морозова), через рассказ о русской археологии и т. д. Они являются важным и гибким средством представления миру многостороннего образа России.
Пятый круг – эрмитажная инновация, так же как и открытые фонды. Речь идет о постоянно действующих эрмитажных центрах за пределами Петербурга. В них музей ведет выставочную, просветительскую, научную и прочую деятельность. Мы называем их «спутниками» не только для того, чтобы подчеркнуть русский приоритет. Подобно настоящим спутникам, они запускаются на орбиту, могут ее менять, могут с орбитысходить, выполнив задание. Могут меняться содержание и характер информации, которая через них передается. Все эти центры содержатся за счет стран и городов, где они находятся, и являются местными юридическими лицами. Музею они приносят весьма скромный доход, но для пропаганды наших коллекций, а главное – для представления
нашего взгляда и нашей интерпретации мировой культуры – они исключительно важны и успешны. Центр «Эрмитаж–Амстердам» превратился с годами в огромный выставочный комплекс, дополненный еще и Детским Эрмитажем. Центр «Эрмитаж–Казань» ведет большую выставочную и просветительскую работу, умело применяя эрмитажный опыт и традиции. Центр «Эрмитаж–Италия» в Ферраре организует научную работу русских и западных специалистов по изучению эрмитажных коллекций и координирует всю выставочную деятельность музея в Италии. Центр «Эрмитаж–Лондон» посла многих лет организации выставок переключился на обеспечение научной работы эрмитажных специалистов в Великобритании и на организацию событий, связанных с проектом «Эрмитаж 20/21». Центр «Эрмитаж–Гугенхайм» в Лас-Вегасе в течение семи лет преобразил «город греха», сделал выставки высокого уровня привычным явлением для его гостей и жителей. Миссия выполнена. Сейчас готовится открытие выставочного центра «Эрмитаж–Выборг», где галерея будет существовать в тесном содружестве с художественной школой.
Частью того же круга являются общества друзей Эрмитажа, существующие в Нидерландах, Великобритании, США и Канаде. Их деятельность координирует Международный клуб друзей Эрмитажа. Шестой круг – Интернет. Эрмитажный веб-сайт, созданный совместно с фирмой «IBM», содержит постоянно пополняющуюся цифровую библиотеку, виртуальную экскурсию по всему Эрмитажу, виртуальные выставки и Академию искусств. К нему примыкает еще и электронный магазин. Благодаря сайту резко возрастает количество людей, общающихся с Эрмитажем, что выводит его деятельность в новые простран-
ства. Первоначально он создавался для общения с удаленной публикой, с теми, кто не может побывать в Эрмитаже. Постепенно резко возросла роль общения с «близкой» публикой, с теми, кто хорошо знает музей, интересуется его новостями, ходом работ по реконструкции и т. д. Более доступным становится уже и сам Эрмитаж во всем своем многообразии, а не только его собрания. Это все вместе и есть – «Большой Эрмитаж», музей, принадлежащий всему миру. Концепция «Большой Эрмитаж» находит свое воплощение в нескольких проектах. Один из них – план реконструкции Восточного крыла Главного штаба, созданный петербургской «Студией 44» по заказу Всемирного банка. Другой – проект «Эрмитаж 2014» – почти философское исследование перспектив развития музея в пространстве и самого музейного пространства, создаваемое Эрмитажем совместно с роттердамской студией АМО Рема Колхаса. Наконец, это проект «Эрмитаж 20/21», призванный ввести в музей искусство второй половины XX века и искусство современное. Все это – последовательные этапы в развитии изначальной концепции, призванной, повторяю, сделать собрания Эрмитажа максимально доступными всем категориям «пользователей».