Навигация
Обмен ссылками

 

ПРОГРАММА РЕЭКСПОЗИЦИИ ЗАЛОВ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

автор: Art
Начиная с 1970-х гг. крупнейшие музеи мира приступили к масштабным проектам по реконструкции зданий и экспозиций. Помимо экспансии музеев, создания зон рекре- ации и досуга большие изменения были внесены и в музейные выставки. В задачу про- ектов входило внедрение более совершенных музейных технологий (в связи с исполь- зованием нового оборудования приобрели особое значение технологичность дизайна, освещение, обеспечение сохранности экспонатов и их безопасности) и перестройка выставок в духе новых эстетических принципов и научных идей. Видоизменяясь, все музеи решали сходные задачи, стараясь сохранить себя духовно и физически, стремясь «перевести» язык хранимых ими памятников истории и искусства на язык современной посетителю культуры.

Такой «перевод» (описание, реконструкция, интерпретация) является конечной целью исторического исследования. Однако в создании образа эпохи экспозиция использует специфические, только ей присущие средства. Научные исследования конструируют абстрактную картину развития культуры. Экспозиция воздействует на чувства, вызывая к жизни эмоционально окрашенные образы ушедших эпох и создавая наглядное пред- ставление о них. Чаще всего эти представления более ярки и не менее объективны, так как выставка, словно художественный портрет, не воспроизводящий отдельных деталей, проникает глубже и в известном смысле дает больше для познания своего объекта.

Экспозиционный образ не существует сам по себе – постоянная выставка всегда при- надлежит музею. В то же время он не просто хранит историю или памятники культуры и искусства для будущих поколений. С момента выхода на историческую сцену музей сам создает облик истории, формирует художественную традицию и вкус. Поэтому из- менение экспозиции есть, в первую очередь, следствие ясного осознания исторической миссии музея, его дальнейшего пути. Сейчас для многих стало очевидным, что преобра- зования могут быть необратимы, то есть разрушительны для индивидуальности музея. Поэтому, несмотря на общие цели, способы их достижения в разных музеях должны быть различны, ведь облик каждого из них, как и судьба, неповторим.
Вот почему, приступая к реконструкции экспозиции античного искусства, мы в пер- вую очередь обратились к истории: к идеям архитектора, создавшего Новый Эрмитаж. Программа реставрации и реэкспозиции залов античного искусства была разработана и начала действовать в 1998 г. Сейчас завершена реконструкция одиннадцати галерей, впереди предстоит работа по реэкспозиции и реставрации шести оставшихся залов. Программа обсуждалась на заседаниях Отдела, а в 2000 г. была утверждена Ученым со- ветом Государственного Эрмитажа.

Ключевая идея концепции заключается в том, что выставки, расположенные в залах Нового Эрмитажа, должны быть выполнены в стилистике Кленце и в соответствии со сложившейся структурой музея.

С середины XIX в. и до наших дней античные собрания располагаются в выста- вочных залах первого этажа Нового Эрмитажа. Новый Эрмитаж создавался как пуб- личный музей, в котором сокровища императорской семьи впервые были открыты для широкой публики. Еще в проекте каждый зал предназначался для выставки опре- деленного типа. Отделка интерьеров и разработанный по проекту Кленце дизайн му- зейных витрин создавались в стиле неогрек. Облик зала, скульптуры и выставочные гарнитуры складывались в единый художественный ансамбль, уникальный для каждой экспозиции.

Как известно, проекту Кленце были присущи несколько принципиальных особен- ностей. Архитектор сделал Новый Эрмитаж логическим продолжением дворца, вписав это здание в дворцовый комплекс и придав особую роскошь его внутренней отделке. В то же время он создал новую структуру, соответствующую универсальному музею. В отличие от Пинакотеки (музея живописи) и Глиптотеки (музея скульптуры) здесь де- монстрировалось искусство всех возможных видов: живопись, скульптура, вазы, монеты, медали, резные камни, ювелирное искусство и рисунки. Большое пространство первого этажа в Новом Эрмитаже занимала библиотека.

Экспозиционно-тематический план, предложенный Кленце, базировался на соче- тании двух принципов показа: хронологическом, когда в основе находится история искусств (вереница залов – движение всемирно-исторического процесса), и моногра- фическом (в залах представлены произведения одного материала и периода, например Зал греко-этрусских ваз, Зал новой скульптуры), когда история стиля демонстрируется в пределах одного вида искусства.
Важной новацией Кленце стала идея о том, что музейный зал должен соответство- вать тематике и характеру выставки в организации пространства, освещении, оборудова- нии и отделке. Для каждого материала по проекту архитектора были созданы музейные витрины, разработаны способы освещения памятников разного типа. Принципиальной была мысль о необходимости не только формального соотнесения архитектуры зала и представленных в нем памятников, но и художественного, образного их единства.

Так решались задачи, которые и по сей день актуальны для создателей музеев: исто- рическое понимание памятника, переживание атмосферы ушедших эпох. Кленце был современен и еще в одном отношении: он старался создать музей, привлекательный для посетителя. Архитектор разработал и применил на практике простые принципы воздействия на зрителя: ясность экспозиции и сильное впечатление от ее окружения. По его мнению, воздействие памятников многократно усиливалось, когда они состав- ляли единое целое с интерьерами здания.

Сегодня, перестраивая выставки, мы следуем художественной традиции, созданной архитектором. Речь, конечно, не идет о буквальном копировании залов XIX в. С момен- та строительства Нового Эрмитажа сильно изменились состав коллекций и взгляды на античность, иными стали и музей, и зритель. Однако при создании новых экспозиций художественный образ интерьера по-прежнему формирует основное впечатление зрителя, а значит, диктует и способ расстановки, и тональность выставки. Поэтому в чистом виде научно-систематический способ организации материала оказывается неприменим.

Необходимо сочетание научно-систематического и декоративного под- хода, а также органичное соединение архитектурной композиции зала и пространства экспозиции.

К концу XX в. экспозиции Отдела античного мира Эрмитажа представляли собой «чересполосицу» выставок. Часть из них сохраняла облик с 1920–1930-х гг., другие были перестроены в 1950-е и 1970-е гг. При этом некоторые шедевры собрания, а порой и це- лые коллекции оказались в фондах музея. Сильно устарело освещение, залы наполни- лись витринами самых разных стилей, отделка интерьеров нуждалась в реставрации. Наша задача состояла в том, чтобы новая экспозиция, с одной стороны, была совре- менна (в техническом, эстетическом и научном отношении), а с другой – сохраняла историческую индивидуальность музея.

На практике это означало проведение мероприятий, определенных как приоритет-
ные направления Программы:
– реставрация экспозиционных залов с восстановлением их исторической отделки;
– создание новой системы освещения каждого зала и витрин;
– перемещение всех наиболее ценных экспонатов и коллекций из кладовых на по-
стоянную экспозицию;
– частичная их перегруппировка с учетом новых атрибуций и научных идей;
– организация материала по хронологическому и монографическому (коллекцион-
ному) принципу;
– реставрация и модернизация «исторических витрин» для их использования на по-
стоянной экспозиции.

На первом этапе реализации Программы (1998–2000) были созданы три новые вы- ставки отдела: «Искусство эпохи эллинизма» (Керченский зал), «Искусство эпохи Траяна и Адриана» (Зал Большой вазы) и «Декоративное искусство эпохи Римской империи» (Помпеянский зал). Приступая к реализации Программы, важнее всего было найти экс- позиционные приемы, формирующие новую стилистику. Мы старались использовать художественные соответствия интерьера и памятников, то есть подчинились архитек- турному образу зала. Так, пространство и архитектурные элементы Зала Большой вазы вызывает в памяти образ римской виллы – интерколумнии, двуглавые орлы в люнетах, колоссальная ваза античных форм, поэтому здесь было решено экспонировать коллек- цию римского портрета эпохи Траяна и Адриана. Отделка Помпеянского зала напоми- нает интерьер античного жилого дома, поэтому здесь уместна экспозиция прикладного искусства, предметов домашнего обихода и утвари.

На выставке в Помпеянском зале впервые была использована часть уникальной коллекции витрин, сохранившейся в Эр- митаже с середины XIX в. Это витрины редкой пирамидальной формы, предложен- ные начальником Отделения греческих и римских древностей Ф. А. Жилем и принятые Кленце в качестве оборудования для залов античного искусства, и витрины Второй этап реализации Программы (2000–2002) был отмечен созданием неболь- шой выставки на площадке Сивковского перехода и реконструкцией Зала Августа с экс- позицией «Искусство Древнего Рима эпохи Республики и Ранней Империи».

При отборе экспонатов для Зала Августа возник вопрос, решение которого сущест-
венно для собрания античной скульптуры Эрмитажа.
Основные коллекции формировались в XVIII–XIX вв., поэтому в их составе ока- зались многочисленные копии и имитации античных скульптур. Некоторые из этих памятников широко известны, как, например, знаменитый бюст Афины, вызвавший восторг Винкельмана (ныне экспонируется в Зале Афины). Такие экспонаты имеют ху- дожественную и историческую ценность, они неразрывно связаны с историей фор- мирования коллекций и с обликом Нового Эрмитажа. Поэтому, несмотря на то что памятники относятся к произведениям Нового времени, они включены в экспозицию античного искусства. Так, в Зале Августа экспонируется портрет Гая Юлия Цезаря, ко- торый считается работой итальянского мастера XVI в.

На третьем этапе (2002–2005) была завершена реконструкция Двадцатиколонного зала, Зала архаики, Зала Юпитера. Каждый из этих проектов подразумевает решение нескольких задач. Наиболее слож- ная из них – реставрация залов. Их убранство включает в себя множество видов от- делки, выполненных в редких и сложных техниках. Уникальна методика реставрации искусственного мрамора, созданного по специально разработанной технологии XIX в., реставрации расписного металлического потолка. Как правило, отделка находится в плачевном состоянии, так как последние реставрационные работы проводились в за- лах 30, чаще 40, а иногда и 50 лет назад.

Другая задача – разработка проекта освещения, которое с учетом специфики экспо- зиций античных залов решено в едином ключе. Концепция нового освещения в залах первого этажа Нового Эрмитажа основана на том, чтобы свет, не нарушая целостно- сти восприятия, подчеркивал архитектурную композицию зала, его изысканные формы и декор и в то же время не вносил в восприятие объектов искусственного драматизма.

Третья задача – создание новой экспозиции. Поскольку любой зал имеет ярко вы- раженный индивидуальный облик, эта задача каждый раз требует специфических ре- шений. Так, например, Двадцатиколонный зал – это единственный в мире полностью сохранившийся до наших дней образец музейного ансамбля, созданного Лео фон Клен- це. Поэтому, с одной стороны, было необходимо по-новому показать экспонаты, с дру- гой – сохранить существующий облик зала, включая спроектированные Кленце спе- циально для него витрины. Они были отреставрированы и освещены, так что зритель впервые смог увидеть знаменитую коллекцию италийских ваз.

Выставка искусства древней Италии была обновлена: дополнены разделы ваз Лука- нии, Апулии, Этрурии, этрусских бронз и военного снаряжения древних италийцев. Новые атрибуции, выполненные хранителем, учтены в расстановке южноиталийских ваз. Экспозиционно выделяются шедевры – «Царица ваз» и бронзовая этрусская статуя юноши выставлены на отдельных пьедесталах.
Наиболее важным в проекте реконструкции Зала архаики было решение об исполь- зовании исторических витрин, некогда предназначенных Кленце для музейных залов Нового Эрмитажа.

Комплект из 16 витрин был частично отреставрирован, частично воссоздан по об- разцам середины XIX – начала XX в. Некоторые из них представляют собой стилиза- ции: они созданы по кленцевским модулям с использованием элементов историческо- го дизайна. Все витрины оснащены светодиодным освещением. При этом стилистика светодизайна современна и основана на точно выверенном компромиссе между акцен-
тировкой экспонатов и целостным восприятием архитектурного пространства.

В центре зала установлено подстолье с расписными вазами – лучшими в собрании; подстолье заключено в стеклянный куб. Таким образом, ключевым объектом экспози- ции становится музейный комплекс XIX в., а предметом выставки – не только история античного искусства, но и сам музей.

Структура экспозиции и принципы ее организации соответствуют основным тен- денциям, принятым сейчас ведущими музеями: это зрелищность, простота и ясность. По типу экспозиция является дидактической, хотя и включает в себя некоторые элементы проблемной. Выставка последовательно представляет искусство основных художественных центров архаической Греции и древнего Кипра. Одновременно памятники сгруппиро- ваны так, чтобы проиллюстрировать темы, важные для понимания ранней греческой культуры: религия, мифология, эпос, вооружение, воинская доблесть и женская красота. Наконец, выставка организована хронологически, то есть дает представление об основ- ных этапах развития искусства от микенского времени до начала эпохи классики.

Один из наиболее значительных проектов – реконструкция Зала Юпитера с экс- позицией «Искусство Древнего Рима I–IV вв.». По плану Кленце он мыслился как Галерея новой скульптуры, что нашло отражение в декорации потолка медальонами с профилями Торвальдсена, Кановы, Микеланджело. Последние реставрационные ра- боты в зале проводились в 1954 г., а экспозиция была подготовлена еще Вальдгауером в 1934 г. В Зале Юпитера, как на любой экспозиции скульптуры, стояла нелегкая задача создания проекта освещения. Свет от светильников, расположенных по карнизам, под- черкивает своды и впервые дает возможность зрителю оценить его лепной декор. Ак- центное освещение, направленное на экспонаты, выделяет шедевры римского портрета и колоссальную статую Юпитера.

До сих пор на выставке подлинные памятники соседствовали с копиями и имитаци- ями Нового времени, распознанными в течение последних десятилетий. Поэтому, во- первых, из экспозиции были исключены малозначительные и неантичные портреты. Во-вторых, для зрителя был сделан акцент на шедеврах – за счет специальной подсвет- ки и расстановки наиболее важных и художественно значимых памятников в центре зала. Наконец, памятники были перегруппированы в соответствии с хронологическим принципом, так что обновленная экспозиция представляет собой ясную картину разви- тия искусства портрета от эпохи Антонинов до конца истории Рима.

Сейчас продолжается четвертый этап реконструкции (2005–2009). В 2007–2008 гг. завершена реставрация и реэкспозиция залов искусства Греции эпохи классики (залы Афины, Овальный, Геракла), проведена реставрация Залов Боспора.
По плану Кленце залы Афины, Овальный и Геракла предназначались для коллек- ции книг и манускриптов. Их современная экспозиционная тематика была определе- на О. Ф. Вальдгауером в 1930-е гг. С точки зрения светодизайна современный проект реконструкции залов Греции является уникальным и не имеет аналогов среди музеев мира. В галереях используется светодиодное освещение, которое органично вписы- вается в исторические интерьеры и соответствует эстетике современного музейного пространства.

Зал Афины – строгий и стройный интерьер с серыми колоннами и величествен- ными статуями, с суровой геометрией балок и кессонов – словно изначально был за- думан для произведений искусства греческой классики. Вступая в это помещение, зри- тель как бы покидает привычное музейное пространство и попадает в иную атмосферу, где статуи богов являются не музейными экспонатами, а объектами, которые вполне можно почитать и перед которыми можно благоговеть. Это храмовое, почти религи- озное чувство призван усилить мягкий рассеянный свет. Общий свет в зале подчинен его архитектуре – отраженный в кессонах, он равномерно распределяется почти по всему объему, создавая для акцентной подсветки оптимальный уровень контрастности. Свет обеспечивают невидимые зрителю ленточные светодиодные светильники, распо- ложенные вдоль балок и карнизов. Центральное место занимает акцентная подсветка: светодиодные микропрожекторы, интегрированные в декоративные элементы потолка. Малый размер светильников дает возможность использовать их в любой желаемой точ- ке с любым углом падения светового луча. Важный элемент экспозиции – реплики вит- рин, выполненные по историческим образцам Лео фон Кленце. Здесь экспонируются белофонные лекифы, украшения из золота, монеты.

Следующий, Овальный зал – гораздо меньше, но очень близок Залу Афины по от- делке. Здесь зритель может отдохнуть, переключить внимание с грандиозных скульп- тур на динамичные росписи ваз. Для этого пространства были выполнены витрины необычной радиусной формы, вписанные в полукружья архитектурного объема Оваль- ного зала. Они напоминают нам о шкафах, некогда стоявших в Зале манускриптов, и в то же время соответствуют современным требованиям, предъявляемым к музейным витринам.

Зал Геракла – самое парадное «дворцовое» просторное помещение с высокими сво- дами и боковыми арками. Стены отделаны белым сверкающим стюком, который со вре- менем покрылся паутинкой кракелюр, высокие своды украшены росписями и медаль- онами, вписанными в нежно-голубые квадраты. В зале представлена скульптура эпохи поздней классики – искусство, которое отличается сложностью и изяществом форм, жизнерадостное, тяготеющее к игре света и красок. Расстановка скульптур и их освеще- ние организованы так, чтобы зритель мог увидеть пространство зала из всех возмож- ных точек, проследить движения скульптур и почувствовать их ритмическую связь друг с другом. Так создатели экспозиции решали основную задачу: за счет световой среды и ее взаимодействия с архитектурой не погрузить посетителя в прошлое, но создать эффект присутствия скульптуры в настоящем, создать возможность чувственного пере- живания художественных образов ушедших эпох.

Последний из завершенных проектов отдела – реставрация Залов Боспора – редкий пример воссоздания исторической отделки. В XX в. эти интерьеры дважды сильно из- менялись, и сейчас, в процессе реставрации, их исторический облик был полностью воссоздан.

По проекту Кленце залы центральной части первого этажа здания предназначались для Пятой библиотеки и библиотеки Вольтера. Отделка интерьера Пятой библиоте- ки отличалась особой выразительностью и имела много общего с обликом соседней Керченской залы (нынешний Зал эллинизма). Очень необычна ее центральная часть с пониженными крестовыми сводами и мощными подпружными арками, опирающи- мися на массивные столбы в виде крестов. Это архитектурное решение сильно отли- чалось от строгих и торжественных залов с плоскими кессонированными потолками, напоминающими о греческой храмовой архитектуре эпохи классики. Расписные свод- чатые потолки и крестообразные опоры библиотеки вызывали в памяти причерно- морские гробницы или архитектуру раннехристианских церквей. Своды, арки и люнеты библиотеки были обильно покрыты росписями, выполненными в технике темперно- клеевой живописи. Изображения Эротов, крылатых богинь, сфинксов, орнаментальные мотивы повторяли сюжеты эллинистических и римских фресковых росписей. Отделка стен, полностью утраченная в XX в., была задумана в виде полос трех цветов, голубого, розового и желтого, для имитации искусственного мрамора – стюка. Как в живописи потолка, так и в отделке стен за основу был взят стиль фресковых росписей Помпей.

Собрание книг находилось в библиотеке до 1910-х гг., когда началась постепен- ная перегруппировка коллекций. Именно тогда здесь разместили выставку искусства Востока, остававшуюся вплоть до 1930-х гг., когда было принято решение занять эти залы экспозицией античного искусства греческих городов Северного Причерноморья, и в первую очередь самой значительной коллекцией памятников, найденных на тер- ритории Боспорского царства. Новая экспозиция, открытая в 1935 г., имела ярко выра- женную концепцию, основанную на новых научных принципах: археологический ма- териал и памятники искусства Боспора были сгруппированы по курганным комплексам находок. Выставка имела тематическое продолжение в Керченской зале, центральную часть которой заняли памятники эллинистического искусства Боспора. К сожалению, в 1938 г. необычный жизнерадостный дизайн интерьера – раскраску стен «в полоску» в стиле помпеянских росписей – заменили угрюмым серо-зеленым цветом. В 1975 г. зал снова перекрасили (на этот раз он стал темно-красным), экспозиция была перестроена и обновлена.

В 2007 г. начались работы по реставрации и воссозданию исторической отделки За- лов Боспора. Поскольку оригинальный слой краски на стенах был полностью утрачен, воссоздание проводилось на основе исторических документов (акварелей, чертежей, проектных эскизов), а также натурных обследований. Определение размеров и поряд- ка чередования полос потребовали дополнительных математических расчетов. За ста- рым шкафом были обнаружены и детально обследованы два фрагмента исторической в стиле помпеянских росписей – заменили угрюмым серо-зеленым цветом. В 1975 г. зал снова перекрасили (на этот раз он стал темно-красным), экспозиция была перестроена и обновлена.

В 2007 г. начались работы по реставрации и воссозданию исторической отделки За- лов Боспора. Поскольку оригинальный слой краски на стенах был полностью утрачен, воссоздание проводилось на основе исторических документов (акварелей, чертежей, проектных эскизов), а также натурных обследований. Определение размеров и поряд- ка чередования полос потребовали дополнительных математических расчетов. За ста- рым шкафом были обнаружены и детально обследованы два фрагмента исторической штукатурки, чудом сохранившихся с XIX в. Настоящим открытием стали цвета – яркие, светлые, но насыщенные, характерные для палитры Кленце в декоре залов первого эта- жа. В соответствии с оригинальным проектом были расшиты окна, соединявшие залы и галерею (ее окна выходят на восток) и создающие зрительный эффект открытого пространства, его свободного «перетекания» из зала в зал.

В процессе реставрации были обновлены все элементы отделки интерьера, выпол- ненные в XIX в. известными русскими мастерами. В залах установлено современное светодиодное освещение, дающее мягкую подсветку потолка и световые акценты на экспонаты. Воссоздание оригинального облика залов стилистически объединило их интерьеры с соседними помещениями, как и задумывалось при строительстве здания, а техническая реконструкция и новый светодизайн позволили создать современное му- зейное пространство для обновленной экспозиции искусства античных городов на се- верном побережье Черного моря.

По замыслу создателей выставки в основу новой был положен экспозиционный об- раз, объединяющий историю и современность – представления об историческом облике и назначении зала в музейном здании Нового Эрмитажа, страницы истории знаменитой коллекции археологических памятников и современный взгляд на искусство и культуру греческих городов-колоний на северных берегах Черного моря. Специально для этой экспозиции был спроектирован комплект витрин с использованием стилистических решений и принципов Кленце. Расстановка витрин, их пропорции и детали отделки напоминают о библиотеке, которая находилась в этих залах с момента открытия Ново- го Эрмитажа и до начала XX в. Эскизные проекты и чертежи предметов современного выставочного гарнитура подготовлены с учетом исторических документов, обмеров и обследования сохранившихся шкафов. Теплое дерево прекрасно сочетается с архео- логическими экспонатами, мягкий свет создает атмосферу сосредоточенности и покоя.

В дальнейшем мы планируем открыть Зал ваз, представляющий коллекцию атти- ческой керамики, и Зал резных камней, предназначенный для собрания памятников античного камнерезного искусства. Сейчас, на основе опыта завершенных проектов, уже совершенно ясен характер этих перемен: одновременно с включением элементов «современности» – в структуре выставки, освещении, дизайне – мы предполагаем воссоздание ансамбля, воскрешающего дух музея XIX в.

Вопреки ожиданиям оказалось, что эстетика музея эпохи историзма, включенная в современный контекст, гораздо ближе зрителю, чем аскетичная эстетика пуризма музейного дизайна 1970–1980-х гг. Торжественное освещение и пышная отделка за- лов и витрин создают приподнятую атмосферу, вызывают радостное, эйфорическое настроение зрителя. Такой музей возвышает и воспитывает, доставляя наслаждение и радость, и, как писал Лео фон Кленце, помогает зрителю забыть о веках разрушения и варварства.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей