Навигация
Обмен ссылками

 

НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА – ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ

автор: DARK-ADMIN
В жизни каждого музея наступает момент, когда собранию, долго и последовательно пополняемому, оказывается тесно в старых стенах, и тогда расширение музейного пространства становится основной и самой насущной задачей.

Как мы видим (в том числе на материалах прошедшей в Государственном Эрмитаже весьма представительной конференции) в современном музейном сообществе эта проблема проявляется как системная, однако каждый музей выбирает свои способы ее решения, исходя из собственных условий и возможностей.

ГМИИ им. А. С. Пушкина на рубеже XX–XXI столетий также оказался перед необходимостью расширения своих площадей: не только помещений, предназначенных для хранения, реставрации экспонатов, для размещения архива и библиотеки, лекционных аудиторий, но и собственно экспозиционного пространства. Созданный в 1912 г. И. В. Цветаевым как учебное, просветительское учреждение при Московском университете, свой приближающийся столетний юбилей ГМИИ встречает в качестве широко известного художественного музея, обладающего собранием универсального типа. И совершенно естественно, что здание прошлого века, даже замечательное творение Р. И. Клейна, не может соответствовать тем требованиям, которые предъявляет сегодняшний день.

Как мы знаем, в настоящее время музей приступил к этапу нового строительства и реконструкции прилегающих территорий, согласно программе, утвержденной постановлением Правительства РФ на 2009–2012 и последующие годы. На прилегающем участке появятся новые сооружения, обновленный вид приобретут и реконструированные исторические здания. Однако внутреннее экспозиционное пространство ныне действующего комплекса останется до поры неизменным – свой юбилей ГМИИ им. А. С. Пушкина предполагает встретить в том облике, который сформировался в 2005–2008 гг., с осуществлением первого этапа программы развития музея. Именно на этом периоде и связанных с ним событиях сосредоточено мое сообщение.

В 2005–2008 гг. были реконструированы и введены в строй здания, прилегающие к Колымажному переулку; их восстановление позволило сохранить район исторической застройки старой Москвы. Но еще задолго до этого, в 1960-е и 1990-е гг., музей постепенно начал осваивать соседние территории (целые кварталы отведены в пользу ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1980-е гг.). Так появился у музея Дом Верстовского, куда в 1960-е гг. переместился Отдел гравюры и рисунка, а в 1990-х гг. под музейные отделы были приспособлены флигели усадьбы Голицыных. В одном из них, выходящем на Волхонку, со своими фондами и экспозицией разместился вновь созданный Музей личных коллекций (ныне – Отдел личных коллекций).

Здесь нужно сделать небольшое отступление для тех, кто не очень представляет себе, что это за институция. А между тем она напрямую связана и с российской историей, и с историей коллекционирования в России. Все знают, что большинство российских собраний были национализированы, но многие коллекции были вывезены за пределы страны. Их владельцы, некоторые представители первого поколения эмигрантов, в свое время высказывали пожелания передать часть принадлежащих им собраний на родину, в Россию, но на условиях сохранения их индивидуальности и «коллекционной цельности». В связи с этим возникло движение по созданию соответствующего учреждения, во главе которого стоял И. С. Зильберштейн. Со временем наследники первого поколения эмигрантов принимали собственные решения относительно своих коллекций, и музей располагал в основном произведениями, которые хранились в Советском Союзе, в России. И все же постепенно Музею личных коллекций удалось составить оригинальное собрание и создать уникальную атмосферу, в которой существуют не только разнообразные памятники искусства, но и сами коллекционеры – как индивидуальности. И среди них одно из первостепенных значений имеет и собрание, и личность И. С. Зильберштейна.

В 2005 г. разросшийся Музей личных коллекций был переведен в новый комплекс зданий XIX в., реконструированный и приспособленный под экспозицию и хранение, на углу Волхонки и Колымажного переулка. Помимо современного стеклянного входа в форме пирамиды, внутри этого комплекса имеется перекрытое стеклом пространство между домами, фактически часть улицы: своеобразный центр новой архитектурной композиции, атриум, где организуются выставки, проводятся вернисажи. В новом комплексе удалось открыть

22 экспозиционных зала (организованных по принципу, о котором говорилось выше), небольшую лекционную аудиторию, в отдельном мемориальном кабинете размещена библиотека М. В. Алпатова, где проводятся встречи с коллекционерами и исследователями.

В той же части исторического квартала, ближе по Колымажному переулку к Малой Знаменке, к 2006 г. было завершено многолетнее строительство еще одного комплекса зданий, основу которого составила усадьба XVIII–XIX вв. Глебовых-Пономаревых. Этот район, расположенный недалеко от Кремля, имеет давнюю историю, что подтвердили и археологические раскопки, проводившиеся здесь в 1989–1990 гг. На этом месте находились каретные ряды, дома и усадьбы знати, в том числе Скуратовых (не Малюты, но его родственников), Милославских.

Новый комплекс зданий предназначался для работы с детьми, и с января 2006 г. в нем разместился новый отдел и Центр эстетического воспитания детей и юношества, названный «Мусейон». Создание нового подразделения не означает, что до этого времени музей не вел педагогической деятельности. Напротив, она всегда была одной из важнейших составляющих просветительских и воспитательных усилий ГМИИ. Еще в 1920-е гг. А. В. Бакушинским и Н. И. Романовым создана уникальная система приобщения к искусству, введения ребенка в мир художественных образов и смыслов, открытия ему способа «видеть» и «чувствовать» произведение искусства. Эта система существует до сих пор, однако с созданием Центра она получила мощное структурное основание и новые территориальные возможности. Помимо традиционных кружков и лекториев, классов рисования для малышей, здесь созданы несколько студий, мастерские керамики и офорта, отдельный компьютерный класс, формируется детская библиотека. Все здания соединены анфиладной системой, но каждое из них имеет еще и изолированный вход. В архитектуре и устройстве комплекса отразилось стремление музея сделать его удобным и для ребят с особенностями развития, в том числе имеющих ограничения в передвижении. Наравне со всеми дети из таких групп организуют выставки своих работ в классах и центральном холле «Мусейона». Там же проходят и тематические выставки, которые устраивают для детей сотрудники отдела. В 2008 г. занятия в Центре перестраивавшийся флигель когда-то хранил в своих стенах одну из первых картинных галерей в Москве – знаменитый музей Голицына. Потом он был перестроен в доходный дом, преобразован в гостиницу, где проживали многие известные художники, писатели, деятели культуры. Среди них были и В. И. Суриков, и Б. Л. Пастернак. В советское время здесь располагался «Автоэкспорт», пока в 1980-е гг. дом не был передан на баланс ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Итак, после выведения Музея личных коллекций здание готовили к размещению в нем новых экспонатов. Было принято достаточно сложное решение: перевести сюда часть Картинной галереи, а именно – искусство середины XIX–XX вв. Первоначально у этой идеи было немало оппонентов. Действительно, данная часть собрания, включающая в себя работы знаменитых импрессионистов и мастеров классического авангарда, была наиболее востребована публикой. Она экспонировалась в музейных залах с 1974 г., с момента создания новой, можно сказать, революционной экспозиции, впервые давшей возможность широкого показа искусства импрессионистов в нашей стране. Однако перемещение этой части коллекции в отдельное здание, бесспорно, обеспечивало новые условия для дальнейшего развития музея. Прежде всего здесь представлялось возможным экспонировать большее количество вещей, отвести отдельный зал каждому художнику или объединению, показать середину XIX–XX вв. как отдельный, во многом особенный период развития искусства Нового времени, с его быстро сменяющимися направлениями, многообразием идей, своеобразием течений. В новом доме эта часть собрания размещена в 26 залах (вместо пяти залов в основном здании музея). Помещение открыто для публики 3 августа 2006 г. как Галерея искусства Европы и Америки XIX–XX вв.

Таким образом, еще одна редкая возможность расширения, возникшая в результате перемещения в отдельный дом коллекции искусства XIX–XX вв., появилась в основном здании музея. На освободившихся площадях здесь была развернута принципиально новая экспозиция античного и старого западноевропейского искусства.

Оставшаяся в основном здании часть картинной галереи охватывает период с VIII по начало XIX в.* Долгое время музей не имел возможности экспонировать целый ряд хранящихся в его запасниках работ, в первую очередь это касалось картин большого формата, которыми приходилось сознательно жертвовать при составлении экспозиции. Однако это не означает, что вещи были вне поля зрения исследователей и хранителей. Благодаря подготовке и публикации фундаментальных научных каталогов почти всех ведущих художественных школ и «обкатке» коллекций на сопровождающих их выставках было составлено разностороннее представление о масштабе и уровне этой части собрания. Однако оставалась большая проблема в организации архитектурного пространства самих залов и их композиции (взаимного расположения помещений в музее).

Самая первая экспозиция только что учрежденной Картинной галереи была осуществлена Н. И. Романовым в 1924 г., и изготовленные тогда повесочные щиты служили потом много десятков лет. Задача же состояла не только в замене одного оборудования другим, но и в необходимости, разместив картины крупного формата на новых щитах, вписать их в общий архитектурный строй. Тщательно продумывалось и цветовое решение выставочных помещений.

В новой экспозиции изменилось не только оформление залов, но и их «география». Так, разделы итальянского искусства имеются теперь на двух этажах. На первом этаже новая экспозиция старых мастеров начинается с зала 7, посвященного искусству Италии VIII–XVI вв., от Проторенессанса до маньеризма.

В отдельном зале (8) впервые в столь значительном объеме представлены произведения немецких, австрийских, швейцарских и нидерландских художников XV–XVI вв., творчество которых предвосхитило или стало ярким проявлением искусства Северного Возрождения. Наиболее ранние памятники, экспонируемые в зале, созданы австрийскими и немецкими мастерами XV столетия. По числу и качеству представленных экспонатов этот раздел считается лучшим и наиболее полным в музеях России.

Впервые в истории музея в отдельном большом зале (9) выставлены картины фламандских художников XVII века. Это одна из самых ярких и привлекательных частей коллекции живописи старых мастеров, которая дает достаточно целостное представление об основных особенностях «золотого века» национальной школы.

Заметно расширился зал голландского искусства, в том числе за счет картин большого формата. Самостоятельный раздел экспозиции выделен для показа полотен Рембрандта, его учеников и последователей (залы 10, 11).

Залы на втором этаже музея, прежде занятые работами импрессионистов, теперь посвящены искусству Италии, Испании и Франции XVII – начала XIX в. В этом разделе впервые в столь значительном объеме представлены крупноформатные картины, составившие славу и гордость этих национальных художественных школ. Достаточно убедительно удалось представить различные аспекты художественной культуры Франции.

В новой экспозиции нашел отражение качественный рост науки об искусстве, совершенствование методологии современных исследований. Многие произведения, представленные в разделе искусства старых мастеров, получили новую атрибуцию благодаря усилиям исследователей – хранителей ГМИИ.

Ради исторической справедливости нужно отметить, что первое собрание раннеитальянской живописи А. Щекина поступило в музей в 1909 году. Тогда же решился вопрос и о приобретении выдающейся голенищевской коллекции египетских подлинников. Однако идеологически Цветаевский музей был ориентирован на экспозицию слепков. Слепки и архитектура Греческого и Итальянского двориков и сейчас во многом определяют его лицо. Музей не отказался от традиции демонстрировать их публике (а публика – от того, чтобы рассматривать их и изучать), при этом относится к слепкам и как к историческому явлению, и как к вещам «наработанным», обладающим своей энергетикой и собственной, уже немалой историей.

Искусство Древней Греции и Рима было одной из главных содержательных составляющих организованного Цветаевым музея. Но первый зал античных подлинников открылся лишь в 1977 г. В 1996 г. состав греческой и римской экспозиции был сильно сокращен из-за включения в нее другого важного раздела – «Сокровища Трои», который занял все пространство центрального нефа зала 7. При создании новой экспозиции и изменении расположения залов картинной галереи оказалось возможным исправить и это обстоятельство. Троянские находки получили отдельный зал (3), за ним в той же анфиладе разместились зал искусства Греции и Рима (4) и зал Северного Причерноморья (5).

Музей впервые осуществил подобную масштабную презентацию античного искусства. Помимо широко известных памятников Греции и Рима, в новую экспозицию включены разделы греческой геометрики, представлена коллекция кипрского искусства, более полно показано искусство этрусков. Особенности зала позволяют использовать здесь как дневное, так и искусственное освещение. В техническом плане для античного раздела это новое решение.

Впервые за всю историю музея открыт отдельный зал, посвященный античной культуре Северного Причерноморья. Его экспозиция основана на материале археологических экспедиций, которые музей проводит с 1926 г. Сторонники создания подобной выставки ссылались на практику Государственного Эрмитажа, на опыт О. Ф. Вальдгауера и первых экспозиций Северного Причерноморья, которые появились в России в 1917 г. Так что благодарим Эрмитаж за поддержку и в историческом плане.

По существовавшему с открытия музея порядку анфиладу, где расположилась новая античная экспозиция, начинают залы Древнего Египта (1) и Востока (2). Таким образом, целое крыло первого этажа отведено теперь искусству Древнего мира.

Логика развертывания экспозиции подлинников впервые в истории музея соответствует логике исторического процесса. Древний мир с искусством Византии и ранней Италии VIII–XVI вв. (о них мы говорили ранее) соединяет зал коптов (6). Как показывает практика, далеко не каждый музей – в силу элементарной ограниченности пространства или других особенностей своей организации – может позволить себе соблюдение логичной последовательности в экспозиции, поэтому то, что это оказалось возможным на данном этапе развития, можно считать большой удачей.

Открывшаяся 17 декабря 2007 г. новая экспозиция основного здания завершила программу рассматриваемого этапа. Но не только тематически и предметно она объединила музей. Пройдя по преобразившимся новым домам и залам, наблюдая смены эпох, ощущая изменения цвета, можно сказать, что новая экспозиция и сама по себе может восприниматься как некий художественный образ, в котором неразрывна связь материального и чувственного выражения, – подчиняющийся принципу гармонии целого художественный образ музея.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей