А. К. Левыкин: Мне сложно говорить что-то о себе, но по крайней мере два первых доклада были весьма интересны, они отличались друг от друга по тематике: хотя речь шла о формировании музейной экспозиции, но в первом случае мы выслушали прекрасный профессиональный доклад о создании классической экспозиции в рамках существующего музея, а во втором докладе речь шла фактически о воссоздании экспозиции, воссоздании интерьеров.
У меня вопрос к Джеффу Дейли. Приветствую, Джефф! Мне интересно, насколько активное участие в ваших обсуждениях в процессе разработки общей расстановки скульптуры в центральном дворике Римской галереи принимали сотрудники просветительского отдела. Спрашиваю потому, что многочисленные группы знакомятся с миром античности, именно проходя через ваши залы. Так вот, прислушивались ли вы к мнению коллег при расстановке ключевых экспонатов, с тем чтобы было удобно работать со школьными группами?
Дж. Дейли: Сотрудники образовательных отделов подключились к дискуссии с кураторами еще на ранних этапах, когда была высказана идея о расположении экспонатов в хронологическом порядке, начиная с архаики до более поздних этапов периода империи. Но в самом процессе расстановки скульптур они участие не принимали, в основном потому, что это была слишком масштабная задача, и технически было нелегко привлечь к ее решению всех.
Вопрос из зала: У меня скорее не вопрос, а мнение. Одна из тем, которая была затронута во время конференции и у наших западных, и у московских коллег, – как показать или воссоздать утраченные пространственные связи в исторических зданиях. Я имею в виду не только внутреннюю связь интерьеров, но и внешние, со зданиями, которые являются частью градостроительной концепции. В этом плане мне очень полезным показалось послушать доклады Сергея Кузнецова и Алексея Левыкина.
Вопрос из зала: Еще один вопрос Джеффу Дейли. Вы упомянули о небольшом зале для временных экспозиций, который вы организовали в галерее древнеримского искусства, и мне интересно, как он используется; я вот знаю про выставку исторических фотографий самой галереи и происходивших в ней изменений. Составляете ли вы план выставок в этом пространстве? Если да, то это выставки с использованием ваших собственных фондов или по обмену?
Дж. Дейли: Мы эту тему обсуждали. Идея проведения фотовыставки была предложена мною в ходе последнего месяца работы над экспозицией. Как вы сами понимаете, отдел был перегружен работой. Но естественно, Филиппе де Монтебелло сказал: «Вы должны организовать здесь выставку». А Карлос Пикон ответил: «Мы слишком заняты, мы не можем». Я про все это знал, вот мне и поручили ею заняться. Ну, я все и организовал. Однако Карлос активно участвует в разработке выставок в различных залах, и наши кураторы тоже вносят свои идеи и предложения по временным выставкам. Как вы понимаете, они могут организовать много разных выставок в одном Зале римского стекла. Поэтому я стараюсь их всячески к этому поощрять, но, мне кажется, они все еще не вполне «отошли» от нашего основного проекта.