Нидерланды – единственная страна, которой Наполеон принес только благо. Его кузен, приехав в середине XIX в. в Нидерланды, основал Национальный музей, сочтя, что он необходим для страны.
Часть коллекции Наполеона была продана, оставшиеся произведения были собраны в одном месте, в одном из старых штатгальтерских дворцов. Коллекция Рейксмузеума многогранна, это историческое собрание, и посвящено оно именно истории и развитию искусства Нидерландов. Основу коллекции музея составляли работы голландских мастеров, и только в начале XX в. она пополнилась французскими произведениями, мебелью, фарфором. Затем фонды росли, росло и здание вдоль канала. В 1785 г. было принято решение построить новое здание, принадлежащее государству, на государственной земле. В XVII в. здесь был старый город, и новый город начался отсюда.
Как упоминалось выше, земля, на которой расположен музей, принадлежала государству, которое ввело довольно много ограничений по ее использованию. В частности, сквозь музей проходила дорога, которая непременно должна была принадлежать городу. Здание строилось католиком, который хотел подчеркнуть католический характер здания, как своего рода храма искусства. Здание состоит из первого (цокольного) этажа с арками, над которым – еще два этажа.
Католические архитекторы создали новый тип сооружения, который совмещал в себе черты романского храмового стиля, с одной стороны, а с другой – готические интерьеры. Архитектура была самодостаточным фоном для этого собрания живописи и прикладного искусства.
Коллекции были разделены по материалам и жанрам. На верхних этажах располагалась живопись, декоративное искусство можно было осмотреть на первом этаже, в боковых галереях разместились исторические экспонаты, оружие, модели кораблей, которые были переданы в музей из Адмиралтейства; цокольный этаж был отдан гравюрам и библиотеке, отдел рисунков занял место на первом этаже. Таким образом, мы видим, что само здание диктует принцип размещения коллекции. Иногда оно создает скорее трудности, чем помогает нам. В то же время облик музея диктует свои правила, музейная архитектура напоминает готические церкви, а сам план прост и ясен по-романски.
В XX в. были увеличены экспозиционные площади, для этого были задействованы и внутренние дворики. Однако само историческое строение мало принималось в расчет. Сейчас мы понимаем необходимость бережного отношения к зданию музея. Это именно та причина, по которой мы решили перестроить его, восстановить его первоначальный облик, снабдив всем необходимым для функционирования в XXI в. Глядя на запутанный план, легко представить, что посетитель без труда потеряется в его помещениях. Даже выглянув в окно, он не сможет уверенно сказать, в какой части музея находится, так как внутренние дворики также являются выставочным пространством.
В качестве подарка от правительства мы получили большую сумму и решили, что музей нуждается в реставрации. Было признано необходимым вернуть публике здание. В 1980-е гг. проводилось исследование маршрутов, определялось, сколько гостей может вместить то или иное помещение. Мы повторно провели такую работу, ориентируясь на 500 тыс. посетителей. Это немного больше, чем сейчас приходят в наши залы. Наша основная задача заключалась в том, чтобы подготовить музей к XXI в. Проект был запущен в 2003 г., и мы планируем завершить его к 2013 г. Дело это очень сложное, мы сейчас демонтируем все с тем, чтобы восстановить именно тот вид здания, который построил Питер Кёйперс. Мы привлекли двух архитекторов, Антонио Круза и Антонио Ортиза, с тем чтобы они разработали окончательный план нашего музея в XXI в. Генеральный план А. Круза и А. Ортиза очень схож с планом Кёйперса, с единственным отличием: они разработали альтернативную входную часть со дворов, внутренние дворики сейчас открыты. Это дает некий ключ к объединению здания, которое разделяет на две части дорога. Мы постарались ограничить движение по ней общественного транспорта. Изначально возникали идеи сделать по центру вход и перекрыть данную дорогу вовсе, но ее присутствие уже стало своего рода визитной карточкой Рейксмузеума, его отличительной чертой. В результате после длительных обсуждений мы решили оставить дорогу, а главное здание будет, таким образом, сбоку, со стороны двора.
Рейксмузеум – единственный музей, который, вопреки общепринятой практике, станет после реконструкции меньше. Мы считаем, что значимость музея не определяется числом экспонатов: лучше меньше, да лучше. Во время реконструкции мы показываем шедевры XVII, золотого века нидерладской живописи, в галерее, которая расположена в южном крыле музея (оно осталось открытым для посетителей).
Мы рады, что наши гости могут увидеть все экспонируемые произведения за одно посещение и не подавлены их количеством. Это дает возможность чаще менять экспонаты на выставках, отправлять их по обмену в другие страны. У нас есть музеи-спутники в Бельгии, Германии. Таким образом, это делает коллекцию еще более заметной, и не только в стенах собственно музея. А. Круз и А. Ортиз соединили оба двора переходом над велосипедной дорожкой. Структура и план музея стали более четкими, стало больше открытых для публики помещений. Посетители могут выбрать то, что им интересно: коллекции средневекового искусства на первом этаже, произведения XVII в. – на втором, XVII и XVIII вв. – на третьем. Спускаясь, можно посмотреть произведения искусства XIX в. на втором этаже и попасть в другие галереи на цокольном.
Это своего рода машина времени, хронологическая презентация коллекции.
Здание сейчас реставрируется, и мы считаем, что должны уважать исходный проект Кёйперса, отреставрировать всю плафонную живопись, повесить тяжелые занавеси, вернуть изначальный облик всем помещениям. В отношении реставрации стен была дискуссия: оставить их белыми или реконструировать первоначальный орнамент, закрашенный в XIX в. В результате было принято решение вернуть стенам первозданный вид.
Будет создана специальная пристройка для выставок, но ядром музея, конечно, должна оставаться его постоянная коллекция. Презентация произведений была разделена по жанрам: экспозиция живописи, жанрового искусства, натюрмортов, прикладного искусства, а также создана историческая галерея.
В коллекции отражен огромный отрезок времени: от произведений средневекового искусства до работ XX в. Было много обсуждений относительно того, должна ли коллекция представлять произведения XX в. Мы обладаем прекрасным собранием гравюр, рисунков и фотографий. Нам показалось, что, входя в XXI в., мы должны дать публике возможность увидеть и искусство современности. Дебаты велись из-за того, что кураторы хотели противостоять попыткам демонстрировать авангардное искусство XX и XIX вв., но авангард XX в. уже стал традицией и входит в собрания национальных музеев, он стал неотъемлемой частью истории искусства и культуры. Вот почему коллекции XX в. включают в себя живопись и прикладное искусство, что соответствует стандартам нашей коллекции.
Мы отдаем предпочтение голландскому искусству. Рейксмузеум получает работы из частных коллекций, от других музеев по долгосрочному обмену и демонстрирует посетителям голландское искусство, начиная от раннего Средневековья до XX в., до 1975 г., оставляя зазор в одно поколение. Нам кажется, что экспонирование современного искусства требует специального подхода, который необходимо особо разрабатывать. Наш девиз для экспонирования работ – создавать у публики ощущение течения времени и открывать их души искусству. Эти два момента, как бы тривиально они ни звучали, являются очень действенным инструментом для куратора, который может разработать выставку, хронологически проходящую через различные эпохи. Это исторические объекты, скульптура, живопись, которые объединены в единое целое в рамках одной хронологии. Очень многие объекты сами создают это ощущение времени, открывают душу навстречу искусству.
Из административных зданий, таких как Адмиралтейство, также пришло много произведений, которые мы объединяем в определенные ансамбли, комплекты и показываем публике, при этом они не являются ансамблями в строгом смысле этого слова, исходя из истории их поступления. Они создаются кураторами. Сначала кураторы считали, что не должны совмещать разные жанры и материалы, но потом стали более гибкими. Есть места, где только живопись, есть, где прикладное искусство, все зависит от конкретных объектов. Иногда предметы в группы объединяет именно их происхождение.
Все шедевры требуют не только пространства в уме и воображении посетителя, но и физических площадей галереи. Нам необходимо больше пространства для того, чтобы объекты не сталкивались друг с другом, поэтому на верхних этажах музея у нас будут особые коллекции, составленные из разнообразных предметов прикладного искусства (фарфор, стекло, ювелирные изделия, керамика) и выставленные в особых галереях. Были обсуждения, не сделать ли эти экспозиции внизу, в цокольном этаже, но в конце концов мы решили показывать их наверху, где много дневного света.
Мы считаем, что архитектурное решение музея должно быть представлено также и на веб-сайте, тем более для молодого поколения, которое к этому привычно. Мы, организуя такие виртуальные выставки, показываем текстиль, костюмы, обувь. Вы видите все предметы коллекции и, нажав на кнопку, можете вникнуть во многие вопросы учета коллекций подобных объектов.
Мы считаем, что аутентичность – это главная отличительная черта музея; иметь возможность общаться с предметами прошлого, произведениями искусства, истории – это очень важное достижение и основная задача музеев, их предназначение. Нам необходимо осмысливать сейчас, давать информацию о произведениях искусства в настоящем, уважая их историю, их прошлое, и мне кажется, что опыт общения с аутентичными предметами становится все менее доступным, все более редким случаем в мире, где царят макдональдсы и крупные сетевые универмаги, где фасады зданий становятся типовыми, идентичными друг другу. Мы не хотим, чтобы музеи развивались в этом направлении и становились одинаковыми, поэтому мы уважаем и наше здание, и наши коллекции. Эти моменты интимного общения с искусством, когда мы стоим перед прекрасными произведениями искусства, можем посидеть и предаться созерцанию, размышлению, очень редки. Поэтому мы должны беречь их и хранить.