Навигация
Обмен ссылками

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

автор: DARK-ADMIN
С целью определения и возможной корректировки стратегических приоритетов в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики проведём анализ взаимообусловленности произвольного множества показателей экономической деятельности по ЧР, неоднократно применяемых в качестве обобщающих Федеральной службой государственной статистики РФ, используя авторскую многократно изложенную в научных трудах [3-9] методику оценки эффективности социально-экономического развития (ЭСЭР) региона. Результаты оценки сведены в таблицу, в которой выделены наибольшие индексы взаимообусловленности I деляемые как стратегические приоритеты.

1. Объём платных услуг на душу населения относительно:
– среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций;
– фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения;
– валового накопления основного капитала на душу населения;
– затрат на технологические инновации на душу населения;
– инвестиций в основной капитал на душу населения.
2. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения относительно:
– среднедушевых денежных доходов населения;
– среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций.
3. Оборот розничной торговли на душу населения относительно:
– среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций;
– среднедушевых денежных доходов населения.
Изложенные выше наибольшие индексы взаимообусловленности являются определяющими в показателе энтропии региональных процессов.
Структурирование по наибольшей взаимообусловленности показателей деятельности в регионе и выбор оптимального сочетания управленческих воздействий на данную структуру позволят оптимизировать процесс развития
региональной системы и воспроизводства элементной базы её подсистем.
Таким образом, оптимальное и результативное воздействие на формирование меры взаимообусловленности элементной базы подсистем ЧР является неотъемлемой частью управления по снижению уровня энтропии региональных процессов и, как следствие, создания условий для ЭСЭР ЧР в формате неустойчивой экономики.
С целью оптимального и результативного воздействия на выявленную наибольшую взаимообусловленность необходимо осознать потребность в решении следующих первостепенных задач:
1) усилить процесс межрегиональной интеграции, что позволит расширить возможности увеличения объёма товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за счёт диффузии преимуществ межрегионального экономического пространства;
2) оптимизировать систему льготного налогообложения по отношению к субъектам хозяйственной деятельности, увеличивающих валовое накопление основного капитала и долю технологических инноваций в процессе производства, способствующих более полному удовлетворению потребностей населения внутри региона и расширяющих своё влияние за его пределы;
3) обеспечить целенаправленную государственную поддержку в различных его формах для предприятий, инвестирующих в основной капитал, а также установить систему государственных гарантий для юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционном процессе;
4) сформировать разумное и оптимальное правовое поле для межрегиональной конкуренции и, как следствие, создать условия для привлечения инвестиций в основной капитал и стимулировать производителей увеличивать затраты на технологические инновации;
5) организовать свободное перемещение товаров и услуг по всей территории межрегионального пространства, способствуя повышению темпов роста оборота оптовой и розничной торговли;
6) установить спектр индикативных методов управленческого воздействия на факторы, определяющие темпы воспроизводственных процессов и эволюции трудовых отношений, в контексте формирования приоритета повышения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций и, как следствие, увеличения среднедушевых денежных доходов населения региона;
7) определить законодательные рамки регулирования взаимоотношений региональных органов власти и хозяйствующих субъектов с целью достижения оптимальных показателей производства, распределения, обмена и потребления в контексте воспроизводства регионального сообщества;
8) создать оптимальные условия экономической и хозяйственной деятельности домашних хозяйств, а также определить критерии предоставления им государственной помощи.
В то же время для достижения эффективного сочетания спектра управленческих воздействий на выявленную наибольшую взаимообусловленность, в контексте изложенных выше первостепенных задач, необходимо в методологическом аспекте учесть следующие принципы [1. С. 10]:
– выбор приоритетов с позиции конечных социально-экономических результатов, интересов всех форм хозяйствования и форм собственности (в принципе речь идёт об эмерджентности, связанной с наличием в сложных системах свойства ценности, которое присуще системе в целом, а не её отдельным элементам);
– достижение эффекта от взаимодействия всех элементов экономической системы и получение положительного синергетического эффекта (речь идёт об обеспечении более высокой общей эффективности по сравнению с суммарной эффективностью частей, взятых отдельно);
– получение мультипликативного эффекта, определяющего умножение эффекта в динамике, за счёт включения в сферу производства всё большего и большего числа отраслей.
Стратегия ЭСЭР ЧР должна опираться на лидирующую роль региональной власти и отражать спектр возможностей в управлении процессом морфогенеза эффективных региональных структур и функциональных взаимосвязей в рамках механизма государственного регулирования экономики.
Дж.М. Кейнс (1883-1946), как сторонник вмешательства государства в экономику, в научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) указал на то, что действие рыночных сил может оказаться недостаточным для обеспечения полной занятости и сбалансированности экономики [2]. И государственное регулирование, по его мнению, – единственное и действенное средство, которое не только даёт возможность избежать полного разрушения существующих экономических норм, но и является одним из главных условий взаимоувязывания экономических и социальных факторов для успешной реализации личной инициативы.
В современных условиях основной формой влияния государства на ход и меру социально-экономического развития регионов является региональная экономическая политика. Региональная политика – это такой механизм, в результате действия которого реализуются интересы государства в отношении регионов, интересы самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем [10. С. 79].
Для оптимизации процесса достижения целевых ориентиров региональной экономической политики необходимо её рационально абстрагировать и
материализовать в многоуровневую систему целевых показателей:
первый уровень – максимизация определённых экономических индикаторов (ВРП, среднедушевые доходы и т.д.);
второй уровень – региональная эффективность, межрегиональная конвергенция среднедушевых доходов, обеспечение минимальных стандартов
общественных и социальных услуг всем гражданам;
третий уровень – цели региональной политики должны совпадать с такими целями общенациональной политики, как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни.
Вектором социально-экономического развития ЧР, определяющим спектр стратегических приоритетов в процессе обеспечения ЭСЭР региона, должна стать эффективная промышленная политика, направленная на достижение макроэкономической и политической стабильности, экспортной ориентации,
эффективного развития человеческих ресурсов. Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обусловливается общей ориентацией экономики региона, спецификой моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Необходимо фокусирование инвестиционных потоков на высокотехнологичные производства, что является единственной возможностью создать постоянные рабочие места и адекватные источники доходов, хотя бы для того, чтобы предупредить массовую нищету и социальные взрывы. Одновременно
«необходим начальный толчок со стороны правительства, чтобы запустить процесс, то есть сдвинуть экономику, основанную на извлечении рентной прибыли, с точки "неудовлетворительного равновесия"» 11. Р. 412 .
Исходя из изложенного выше для оптимального решения задачи повышения ЭСЭР ЧР целесообразно проведение следующих мероприятий:
1) переориентация промышленных предприятий на применение и развитие инновационных технологий, разработанных региональными инновационными центрами;
2) повышение научного уровня и практической эффективности управления региональных органов власти в сфере промышленного производства в целях формирования единого экономического пространства и обеспечения промышленной безопасности региона;
3) селективная государственная поддержка деятельности промышленности и активизация роли региональных органов власти в сфере развития промышленной инфраструктуры;
4) оптимальное приведение производственных мощностей численности работающих в соответствии требованиями рынка, реструктуризация промышленности, улучшение инвестиционной привлекательности предприятий;
5) стимулирование деятельности по созданию в регионе новых и эффективных рабочих мест, снижению налоговой нагрузки на производителя;
6) формирование единой технологической базы региона в контексте стимулирования процессов создания инновационных технологий;
7) совершенствование процессов и процедур дальнейшей приватизации и санации, управления государственной собственностью в регионе, интеллектуальной собственностью на уровне предприятий и организаций;
8) решение вопроса по эффективному поддержанию и развитию мобилизационных мощностей региона, нормализации объёмов оборотного капитала;
9) реорганизация банковской деятельности в интересах развития промышленности региона;
10) развитие аналитических и маркетинговых исследований в регионе;
11) уточнение состава базовых отраслей промышленности в регионе,
выделение новых, прогрессивных и депрессивных отраслей (подотраслей);
12) формирование уточнённой базы данных предприятий и организаций различных форм собственности в сфере материального производства;
13) сертификация производств, повышение уровня конкурентоспособности промышленной продукции;
14) разработка механизмов поддержки регионального товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить своё присутствие на внутрирегиональном рынке;
15) дальнейшее развитие и совершенствование правового поля, в формате которого функционирует промышленность региона.
В рамках задачи повышения ЭСЭР ЧР необходимо принять дополнительные меры по решению проблемы неэффективного собственника. Требуется разработать и внедрить нормативно-правовые акты смены неэффективного собственника, учитывающие рыночные механизмы.
Права собственности на средства производства в условиях рыночной экономики не только должны быть защищены законом, но и подтверждаться адекватностью (состоятельностью, квалификацией, уровнем социальной ответственности и т.д.) владеющего данной собственностью субъекта. Собственность является структурной частью экономики, обладает естественным свойством в процессе взаимодействия образовывать некое количество функций, которые, в свою очередь, ведут к образованию новых структур и, стало быть, новых функций. Следовательно, при эффективном собственнике в полной мере формируется и развивается целостная структура экономики.
Таким образом, для оптимальной реализации стратегических приоритетов обеспечения ЭСЭР ЧР необходимо и целесообразно раскрыть сущность развития данного процесса в виде системной последовательности взаимообусловленных предложений, изложенных выше.

Литература
1. Зельднер А.Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России // Экономические науки. 2005. № 1. С. 7-18.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н.Н. Любимова. М.: Гелиос АРВ, 2002.
3. Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа:
4. Смирнов В.В. Исследование методологических аспектов эффективного развития Чувашской Республики (методика, принципы, анализ и синтез) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 27. С. 51-62.
5. Смирнов В.В. Концепция, методика и процесс эффективного социально-экономического развития региона // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 424-441.
6. Смирнов В.В. Организация эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики (необходимое условие) // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 483-492.
7. Смирнов В.В. Параметры перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 22. С. 7-17.
8. Смирнов В.В. Теоретико-методологические аспекты системы эффективного управления развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 30. С. 31-42.
9. Смирнов В.В. Эффективное социально-экономическое развитие региона: парадигма и концепция // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 9. С. 55-64.
10.Юрина Е.А. Уровни и приоритеты региональной политики и управления в регионе // Экономические науки. 2007. № 2. С. 79-81.
11.Murphy K., Shleifer A., Vishny R. Why Is the Rent-Seeking So Costly to Growth? // American Economic Review, 1993. Vol. 83, № 2. P. 409-414.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей