Навигация
Обмен ссылками

 

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

автор: DARK-ADMIN
Ключевым направлением современного этапа политического и социально-экономического развития России обозначена модернизация.
В общественных науках сегодня не сформировано однозначного взгляда на понятие «модернизация». Исследованию содержания данного термина уделялось внимание на протяжении последнего столетия. История научного анализа процессов трансформации традиционного общества в современное, рассматриваемых как модернизационные, ведет свое начало от работ М. Вебера. Теоретическим осмыслением процессов модернизации занимались такие ученых, как Д. Белл, Э. Тоффлер, Ж. Фурастье, В.Л. Иноземцев, В.А. Ядов.
Проблемы современной модернизации России рассматриваются в работах А.С. Ахиезера, А.Г. Вишневского, Т.И. Заславской, Ю.А. Левады, А.С. Панарина, В.В. Радаева, Е.Г. Ясина, И.Е. Дискина, М.И. Долгушина.
Анализ особенностей теоретических подходов к модернизации отражает их ориентированность на практическое применение, достижение определенных целей, с учетом, если говорить о модернизации государства, особенностей национального развития. При этом модернизация сама по себе не следует из особенностей или этапа развития, она должна быть заявлена как идея, как путь дальнейшего развития Существенное внимание при этом уделяется институциональным механизмам реализации проектов модернизации. Институциональные преобразования играют определяющую роль в успехе модернизации. В равной степени этот успех определяется готовностью социокульурной (макросоциальной) среды принимать и поддерживать такие преобразования.
Модернизация общества обращена к его подсистемам, которые могут быть изменены по воле государства. Основная цель – создание инфраструктуры фундаментальных институтов, способных обеспечивать решение задач модернизации. В значительной степени модернизация – это обновление траектории общественного развития и базовых подсистем современного общества. При достаточно обширном наборе подходов теория модернизации предполагает определение направления развития и путей его реализации. Достижение целей модернизации основано на последовательной разработке ее детализированных концепций в каждой сфере, реализация моделей – на локальных примерах, распространение успешных моделей – на основе обновления существующих систем. Опыт неудачных, незавершенных модернизаций прошлого доказывает, что процесс должен носить перманентный характер, содержать готовность к пересмотру создаваемой модели на основе новых вызовов.
Ответом на современные вызовы и угрозы, с которыми столкнулась Россия, является стратегия развития России до 2020 г., определяющая три основных задачи модернизации в России: обеспечение экономического роста и вхождение России в группу ведущих мировых держав; изменение качества развития; фундаментальные социальные изменения.
В программных документах развития России используется понятие человеческого капитала как главного интенсивного фактора современного развития общества и экономики. Решение задач модернизации основано на инвестициях в человеческий капитал [13].
Составляющими категории человеческого капитала являются знания, воспитание, образование, наука, здоровье, культура. Одним из внутренних вызовов, оказывающих существенное влияние на модернизационный проект России, стало противоречие между структурой и потребностями российской экономики и структурой и качеством российского образования. Признанным
достижением российской системы образования является подготовка кадров ведущими российскими университетами в инженерно-технической и естественнонаучной сферах. Но такие специалисты оказываются невостребованными в условиях усугубляющегося технологического отставания сектора производства,
устаревания используемого оборудования. Это ведет к эмиграции наиболее квалифицированных кадров, либо к их дисквалификации. В то же время имеет место противоречие между неудовлетворенными потребностями производства и увеличением числа выпускников вузов, сопровождаемое снижением показателей трудоустройства по специальности и ростом безработицы. Низкую конкурентоспособность производимой отечественными предприятиями продукцию среди прочих причин связывают с низким качеством профессиональной подготовки менеджмента, не способного принимать адекватные рыночной экономике решения. Российскому образованию, традиционно ориентированному на фундаментальные знания, противостоит рынок труда, где востребованы специалисты с сугубо прикладными знаниями и умениями.
Рост влияния человеческого капитала определяет значение образования как фактора социально-экономического развития. В рамках государственной
политики Российской Федерации образование определено как один из факторов экономического и социального прогресса общества. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государств [4].
Повышение эффективности социально-экономической политики для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики и повышения качества человеческого капитала предполагает модернизацию
российского образования [10].
Современные условия социально-экономического развития выдвигают новые требования к процессу накопления и применения знаний. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует
16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64% [1. С. 13].
Не обеспечивающее решения задач современного развития образование ведет к снижению конкурентоспособности страны в глобальном масштабе, росту социальных и экономических диспропорций в стране, ухудшению качества жизни населения, ослаблению социального единства в обществе.
Последние годы характеризуются развитием новой законодательной базы в области образования как правовой компоненты институциональной среды модернизации образования. Начало этого процесса следует отнести к
1992 г., когда был принят Указ Президента РФ от 11.07.1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» и Закон РФ от
10.07.1992 г. «Об образовании». Далее в августе 1996 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В апреле 2000 г. в соответствии со ст. 1 закона РФ «Об образовании» была принята Федеральная программа развития образования, которая явилась организационной основой государственной политики в области образования. В программе нашел отражение комплекс мер по обновлению всех уровней системы образования. Ожидаемым результатом реализации программы были заявлены сохранение и развитие системы образования в интересах личности общества и государства.
В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие системы образования, Правительством РФ была одобрена национальная доктрина образования в Российской Федерации, установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Данный документ стал существенным шагом в установлении взаимопонимания между государственной властью и образовательным сообществом. Он создал основу для решения комплекса проблем образования до 2020 г. Устанавливая стратегические цели образования в современных условиях и определяя основные направления совершенствования законодательства в области образования, доктрина, тем не менее, не ставила прямо задачу модернизации российского образования. Признавая, что в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, доктрина в ее реализации должна способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества [8].
В современных нормативно-правовых документах, определяющих направления развития российского образования, модернизация образования впервые упомянута в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) [10].
В программе обоснование и реализация политики в области образования рассматриваются как неотъемлемое условие модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. При этом устанавливалось, что модернизация образования будет осуществляться
с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области, а также с учетом складывающихся демографических тенденций. Модернизация образования в ее определяющем значении рассматривалась как деятельность по обеспечению равенства доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. В изложении тезисов политики в области образования были определены задачи, стоящие перед системой образования, в частности, содействие адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий и создание единой информационной среды образования; повышение вклада образования в модернизацию экономики на основе обновления содержания и структуры профессионального обеспечения условий для развития научных школ в образовании, в сфере информационных технологий и расширения подготовки кадров высокой квалификации. Основными путями реализации задач, стоящими перед образованием, были определены обновление содержания образования, повышение его качества и реформирование системы финансирования всех уровней образования.
В программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) был включен самостоятельный раздел «Модернизация образования». В программе первоочередной целью
образования было обозначено обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с потребностями рынка труда при соблюдении гарантий доступности образования для граждан России. Задачи государственной образовательной политики определялись как конкретные шаги в
реформировании системы образования с определением конкретных сроков реализации отдельных мероприятий. Дальнейшее развитие системы образования в России отражает решение поставленных данной программой задач. Это связано с разработкой новых образовательных стандартов, введением системы единых
государственных экзаменов, информатизации образовательного процесса, оптимизацией структуры профессионального образования, поддержкой приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров, внедрением систем контроля качества образования и др. Также в программе была поставлена задача обеспечения прозрачности академической и финансовой деятельности учебных заведений, разработки показателей качества образования, сопоставимых с показателями, применяемыми в развитых странах.
Основные принципы политики в области образования получили развитие в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., основанной на системном подходе к определению путей развития отечественного образования. В основе построения концепции лежит обоснование роли образования в развитии российского общества, в том числе оценка тенденций мирового развития, содержания социальных требований к системе образования, текущего состояния системы образования и необходимости ее модернизации.
Концепция отражает преемственность в развитии основных принципов образовательной политики, заложенных в принятых ранее документах, в частности в законе Российской Федерации «Об образовании» и национальной доктрине образования в Российской Федерации. Идеи, сформулированные в Национальной доктрине и Федеральной программе развития образования, были конкретизированы и получили дальнейшее развитие.
Модернизация образования в концепции определяется как генеральная, стратегическая линия социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на первое десятилетие нового века.
Тенденции мирового развития обуславливают необходимость существенных изменений в российской системе образования. В числе таких тенденций рассматриваются:
– ускорение темпов общественного развития и расширение возможностей политического и социального выбора, к которому гражданин должен быть готов;
– обострение глобальных проблем, решение которых потребует от молодого поколения современного мышления;
– экономическое развитие, изменение структуры рынка труда и рост конкуренции на нем, сокращение сферы труда низкой квалификации, которые потребуют профессиональной маневренности и необходимости повышения квалификации на протяжении всей профессиональной карьеры;
– возрастание роли человеческого капитала и оформление его как существенной составляющей национального богатства страны.
Фактором сохранения Россией места в ряду ведущих стран мира выступает отечественная система образования.
В концепции сформулированы новые социальные требования к системе образования. В частности, система образования рассматривается как «мощная движущая сила экономического роста». В процессе модернизации России система образования должна занять особое место. Она выступает не только
как субъект, подсистема модернизации общества, но и как фактор консолидации общества и сохранения единого социокультурного пространства страны в этом процессе.
Обоснование необходимости модернизации в концепции обращено к оценке состояния российской системы образования. Хотя признаются достижения в развитии образования в конце 80-х – начале 90-х годов как итоги реализации законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», в концепции констатируется замедление позитивных изменений, явившихся следствием общесистемного социально-экономического кризиса 90-х годов. Обновление общества должно осуществляться на основе опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы, которое обеспечивалось бы через повышение инвестиционной привлекательности и модернизации организационно-экономического механизма финансирования этой сферы.
Целью модернизации образования обозначено создание механизма устойчивого развития системы образования. То есть в результате должны быть созданы такие условия существования, при которых обеспечиваются саморегуляция и саморазвитие системы, ориентированные на учет потребностей
времени.
Приоритеты российской образовательной политики вытекают из состава задач модернизации, поставленных в концепции. В их числе: обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, создание условий для повышения качества общего и профессионального образования, формирование эффективных экономических отношений, кадровое обеспечение, механизмы управления развитием образования. В части профессионального образования государство принимает на себя обязательства гаранта качества образовательных программ. Профессиональное образование в своем содержании должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. Международная конкурентоспособность экономики страны в условиях производства большей части национального продукта в высокотехнологичных отраслях в целом будет напрямую зависеть от качества и способностей высококвалифицированных работников. Эффективность функционирования системы высшего образования определяется качеством трудоустройства выпускников, которое, в свою очередь, оценивается по соответствию уровня рабочего места уровню полученного образования и по времени обретения первого полноценного трудоустройства [6. С. 14].
В этом направлении модернизация должна обеспечить преодоление рассогласования системы образования и потребностей рынка труда, а также готовность выпускника к адаптации к условиям рынка труда. Качество образовательной системы в контексте запроса гражданского общества будет проявляться в нескольких аспектах: от успешного построения жизненного пути каждого обучающегося, его профессиональной самореализации до эффективности экономики страны. Образование может позволить человеку быть
способным к эффективным действиям. Соответственно, система образования, на которую возлагается, в том числе, функция развития (производства) человеческого, социального капитала, должна обладать потенциалом для этого, соответствовать нормам общества и ориентироваться на производство
социального капитала, адекватного потребностям социума.
Система высшего образования должна приобрести многоуровневую структуру, ориентированную на потребности рынки труда. Сферой профессионального образования должно стать содействие в трудоустройстве выпускников. Как отдельный аспект развития профессионального образования рассматривается информатизация процессов обучения и управления в образовании. Качественному изменению должна быть подвергнута система управления образования на всех уровнях. Приоритетом новой модели управления образованием через распределение и согласование компетенций, полномочий,
функций и ответственности по уровням станет управление развитием системы.
Таким образом, концепция модернизации образования закрепила новые походы к развитию системы образования как к важнейшей социально-политической сфере, обеспечивающей обновление российского общества. Помимо концептуальных основ в документе были определены этапы модернизации по годам.
На развитие идей концепции модернизации образования как организационной основы реализации государственной политики в этой сфере были направлены положения Концепции Федеральной целевой программы развития
образования на 2006-2010 гг., а также разрабатываемого на основах обеспечения преемственности Проекта концептуальных основ формирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. В данных документах вновь обозначены существующие в российском образовании
проблемы и признана тем самым достаточно низкая степень реализации задач первых двух этапов модернизации, а также указано на неудовлетворенность обществом развитием процесса модернизации.
Сдерживающими факторами развития образования признаны несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования, чрезмерное государственное регламентирование деятельности в сфере образования при недостаточности необходимых ресурсов, отсутствие внятно сформулированных требований к содержанию и качеству образования. Программа содержит обоснование применения программноцелевого метода как механизма реализации единой государственной политики в области образования.
Значимыми в тенденциях развития системы высшего профессионального образования, среди прочих, следует признать положения программы в части выделения в системе высшего профессионально образования общенациональных университетов, базовых (системообразующих) вузов, интегрированных учебных заведений, университетских комплексов, исследовательских университетов (учебно-научно-исследовательских комплексов).
Результатами реализации программ должны стать создание общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающее развитие национальных и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки элитных высокопрофессиональных кадров.
Интеграция России в европейское образовательное пространство, рост экспортного потенциала образования, повышение конкурентоспособности профессионального образования на международном рынке образовательных услуг заявлены как важнейшие задачи модернизации образования. Присоединение России к Болонской декларации обозначило начало этого процесса. В тексте Концепции нет ссылок на межгосударственные соглашения Европейских стран, направленные на модернизацию университетского образования (в том числе Болонскую декларацию), однако включение России в этот процесс повлияло на многие существенные стороны модернизации высшей
школы и других социальных институтов России.
Наряду с «техническими» проблемами (например, структуризации системы степеней, сроков бакалавриата и магистратуры и т.д.) в рамках создания единого образовательного пространства должна решаться проблема гарантии качества предоставляемых образовательных услуг. Унификация дипломов, создание единых схем, работающих по всей Европе, разработка параметров сравнительной и оценочной квалификации национальных образовательных систем должны привести к появлению образовательной среды принципиально иного, более высокого качества [7. С. 37].
Реализация положений Болонской декларации в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации оказывает определяющее влияние на систему высшего профессионального образования. Это находит выражение в реализации ряда направлений, непосредственно затрагивающих систему высшей школы. В их числе создание условий для функционирования:
– двухуровневой системы высшего профессионального образования;
– системы зачетных единиц для признания результатов обучения;
– сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;
– внутривузовских систем контроля качества образования и привлечения к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создания условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению, и развития академической мобильности студентов и преподавателей [12].
Россия должна ориентироваться на свои собственные потребности и рынок труда, запросы которого не всегда совпадают с запросами и потребностями Европы. В то же время изменения в системе образования России необходимы в силу того, что страна не входит в число лидеров ни по количеству специалистов с высшим образованием, ни по количеству обучающихся в стране иностранцев, ни по объему финансирования научных исследований. Включение в Болонский процесс позволит сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской образовательной системы на мировом рынке. Однако достижение этой цели невозможно без четкого механизма реализации декларируемых инноваций, необходимого системного обоснования и координации вопросов финансово-экономического, материально-технического, кадрового, научно-методического, информационного, организационно-управленческого и т.д. обеспечения принимаемых решений [2. С. 50].
Положительный эффект Болонского процесса состоит и в том, что появляется возможность использования международного опыта организации образовательного процесса для подготовки квалифицированных кадров для экономики страны. Изначально этот опыт складывался в условиях ориентации на потребности рыночной экономики, где специалист должен был быть готов реализовывать свои профессиональные знания в условиях неопределенности. Система образования развивалась вследствие этого как саморегулирующаяся система, предполагавшая сочетание базового уровня образования с необходимостью последующего профессионального обучения. В этом и проявляется концепция непрерывного обучения, вытекают автономность профессиональных учебных заведений, академическая мобильность, индивидуальная образовательная траектория, гибкие учебные программы.
Сравнение положений Концепции, федеральных целевых программ развития образования и анализ документов, отражающих развитие Болонского процесса, позволяют выявить уровни соотношения модернизации российского образования и реформирования европейского образования. Интеграция России в общеевропейское образовательное пространство является одной из составляющих проекта модернизации. В то же время модернизация российского образования находится в контексте процессов обновления европейского образования и позиционирует Россию как полноправного участника этих процессов. Присоединение России к Болонскому процессу отвечает задачам модернизации отечественного образования, поддержания высокого статуса отечественного образования и науки, повышения их конкурентоспособности и
соответствия современным мировым стандартам.
Условием эффективности модернизации образования в России как приоритетного политического и социального проекта является консолидация общества, взаимодействие образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных
ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Образование является сферой пересечения интересов множества субъектов. Модернизационный проект задает для каждой группы субъектов внешние ориентиры развития. Для успеха модернизации необходимо выстраивание конструктивного диалога между государством и заинтересованными субъектами. Условия эффективного включения учреждений высшего профессионального образования в процессы модернизации были обозначены в постановлении Совета российского союза ректоров. Среди них – расширение автономии и самостоятельности вузов. Успешное решение вузами своих функциональных задач возможно только на основе широкого взаимодействия с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти различных уровней, предприятиями и организациями различных форм собственности, научным и бизнессообществами, с общеобразовательной школой, институтами гражданского общества [9]. Включение в процессы модернизации, расширение автономии и самостоятельности ставят проблему обновления системы управления вузом, ориентированного на решение задач модернизации на уровне вуза.
Таким образом, модернизация России является ключевым направлением ее политического и социально-экономического развития. Определяющую роль в успехе модернизации играют институциональные преобразования, а также готовность макросоциальной среды к обновлению. Модернизация как проект развития предполагает определение ее целей и путей их достижения.
Неотъемлемым условием нового этапа развития российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики является модернизация образования. Тенденции развития образования определяются разработкой новой законодательной базы как правовой основы институциональной среды модернизации образования. Целью модернизации образования обозначено создание механизма устойчивого развития системы образования, т.е. таких условий существования, при которых обеспечиваются саморегуляция и саморазвитие системы, ориентированные на учет потребностей времени. Центральными направлениями модернизации образования являются кардинальное обновление содержания образования и экономики образования, а главными задачами – повышение доступности, качества и эффективности образования. Модернизация образования – это комплексное, всестороннее
обновление всех элементов сферы образования в соответствии с требованиями современного развития с сохранением лучших его традиций. Одной из составляющих проекта модернизации является интеграция России в европейское образовательное пространство. В то же время модернизация российского образования находится в контексте процессов обновления европейского образования. Эффективность модернизации образования зависит от включения в процесс всех заинтересованных субъектов, для каждой группы которых модернизация задает свои направления развития.

Литература
1. Балахин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. 13 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
3. Гладких Б.А. Может ли Болонский процесс стимулировать повышение качества и эффективности образования в российском вузе? // Экономика образования. 2007. № 6. С. 4-15.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 // Российская газета. 1992. 31 июля.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.
6. Максименко А.Б., Разумова Т.О. Инфраструктура рынка труда выпускников вузов. М.: ТЕИС, 2005. 198 с.
7. Мозганова В. Европа уже не идет, а бежит по Болонскому пути // Элитное образование. 2004. № 5. С. 36-41.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
9. Постановление Совета Российского Союза ректоров «О задачах научно-образовательного сообщества в области модернизации и технологического развития экономики России» от 8 декабря 2009 г. № 1.
10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р.
11. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р.
12. Решение коллегии Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2004 г. № ПК-8.
13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президентом РФ
12.05.2009 г. № 537


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей