Структурные изменения последних лет в стране показывают, что внешняя торговля России переориентируется с экспортно-импортной на преиму щественно импортную. Ежегодно завозится почти 40-45% всей потребляемой в стране продукции на сумму 35-37 млрд долл., а в крупных городах объем импорта достигает 70%. Как известно, внутреннее производство страны должно обеспечить потребности населения в продуктах питания не ниже 80%. Так, в нашей стране импорт по мясной группе составляет более 40%, молочной – 27%, по сырам – 45%, сливочному маслу – 35%, овощам – 50%. В советское время наша страна занимала 5-6-е место в мире по производству и потреблению основных продуктов питания, Франция и Великобритания – 11и 12-е. Теперь же Россия откатилась на 78-80-е место. Сейчас доля отечественной продукции в общем объеме потребления составляет по мясу – 60%, молочным продуктам – менее 80%, рыбе и рыбопродуктам – 55%, овощам – 75%, фруктам и ягодам – 77%. Все это связано с темпами роста отечественного производства, которые существенно отстают от темпов роста импорта продовольственных товаров. Это говорит о том, что Россия переступила порог продовольственной безопасности по многим видам продуктов питания. Для преодоления этой тенденции требуется усилить государственное регулирование. Подсчитано, что оптимальный уровень для продовольственной безопасности – не менее 80% своих продуктов, а завозных – не более 20%. В Доктрине продовольственной безопасности для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности отечественным сельскохозяйственным производством обозначены следующие пороговые значения: по зерну и картофелю – не менее 95%; по сахару и растительному маслу – не менее 80%; по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) – не менее 85%; по рыбе и рыбопродуктам – не менее 80%; по мясу и мясопродуктам – не менее 90%. В настоящее время эти показатели составляют, по данным Минсельхоза: по растительному маслу – 86%; по свинине и птице – 65%; по рыбе – 63%; по говядине – 60%; по сахару – 60%; по овощам – 60%; по фруктам – 40%. По Чувашской Республике потребление основных продуктов питания в настоящее время снизилось. По сравнению с 1995 г. население республики стало потреблять больше только овощей – на 77,7% и яиц – на 31,8%. По всем остальным товарным группам данный показатель снизился. Например, по молоку и молокопродуктам на 18,8%, по картофелю – на 9,3%, по мясу – на 12,4%. Снижение потребления картофеля связано с увеличением доли его производства в хозяйствах населения. В целом уменьшение потребления основных продуктов питания в республике связано с сокращением платежеспособного спроса населения. В настоящее время основную долю потребляемых продуктов питания занимают молокопродукты, затем следует картофель, на последнем месте – мясо и мясопродукты. В целом продовольствия, производимого в республике, недостаточно для удовлетворения физиологических потребностей человека. Об этом говорит ежегодно увеличивающийся импорт продуктов питания. Принятие Доктрины продовольственной безопасности означает юридическое признание в нашей стране самого понятия «продовольственная безопасность». Ею должен заниматься не только Минсельхоз России, это не только отраслевая проблема – это общенациональная проблема. Принятие этого документа – стратегически важный шаг, позволяющий комплексно решить ряд задач: сократить зависимость от импорта продовольствия и увеличить объемы собственного производства высококачественных продуктов питания по справедливым ценам.
Доктрина будет являться основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Ее приоритетной задачей является удовлетворение потребностей населения страны в качественных и безопасных продуктах питания. Один из главных критериев оценки состояния продовольственной безопасности страны – удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме внутреннего рынка. Уже сейчас Министерство сельского хозяйство реализует комплекс мер по поддержке отечественных сельхозпроизводителей. Основные направления – финансирование АПК в рамках госпрограммы и реализация мер таможенно-тарифного регулирования, стимулирующих импортозамещение на внутреннем рынке, в том числе по мясу, молоку, сахару. Агропромышленный комплекс (АПК) – один из крупнейших и жизненно важных секторов российской экономики, призванный решать проблему продовольственной безопасности страны. В сфере АПК в настоящее время занято 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельхозсырья производится более 70% всего набора предметов потребления в стране. Непосредственно в аграрном производстве занято 10% основных фондов, на него приходится 13,3% занятых в экономике народного хозяйства. Доля продовольствия в объеме розничного товарооборота составляет 46,5%. Следует отметить, что на долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В то же время удельный вес российской продукции в мировом сельхозпроизводстве мал: по производству молока – 5%, мяса – 2%. Если в советское время на селе трудилось около 8 млн человек, то сегодня – всего лишь чуть больше 1 млн. Более 40 млн га земли заброшено. Средняя зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 50% к среднероссийскому уровню. Показатель бедности на селе в 1,6 раза выше, чем в городе. Доля сельчан с доходами в 2 и более раз ниже прожиточного минимума, т.е. живущих в нищете почти в 3 раза больше, чем в городе. Общий уровень сельской безработицы составляет 18%. Скрытая и сезонная безработица, связанная с осенне-зимним перерывом в цикле сельхозпроизводства, еще выше. Сельское производство задыхается без техники и кадров, от диспаритета цен. Через диспаритет цен из сельского хозяйства ежегодно изымаются суммы, многократно превышающие выделяемые из федерального и регионального бюджетов. Разница в ценах за единицу продукции составляет от 3 до 90 раз. В цене буханки хлеба доля крестьянского труда составляет лишь 7-8%. Именно поэтому многие хозяйства попали в финансовые тиски, обанкрочены. Ценовой диспаритет связан не только с разницей в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Неподъемные проценты по банковским кредитам, задержки платежей за поставленную продукцию, беспредел сетевой торговли, постоянные поборы контролирующих органов – все это обескровливает отечественных сельхозтоваропроизводителей и для многих из них превращает работу на селе в постоянную борьбу за выживание. Сегодня задолженность сельхозпроизводителей превысила 1,5 трлн руб.
В этих условиях, чтобы выйти на показатели продовольственной независимости с учетом допустимой доли импорта и обеспечения рациональных норм питания населения, АПК потребуется увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в 1,5 раза, а фруктов – более чем в 2 раза. Россия себя обеспечивает стопроцентно только зерном. В то же время в ведущих странах мира уровень самообеспеченности достаточно высок: в США и Франции он достигает – 100%, Германии – 93%. К регионам РФ, полностью обеспечивающим себя продовольствием (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты), т.е. имеющим уровень самообеспечения выше 100%, относятся 9 субъектов – Краснодарский, Ставропольский края, Белгородская, Липецкая, Ленинградская и Омская области, республики Марий Эл, Мордовия и Удмуртия. Экономисты подсчитали, что при росте производства в аграрном секторе увеличивается спрос на продукцию и услуги других отраслей. Так, одно новое рабочее место, созданное в сельском хозяйстве, позволяет создать 7-8 новых рабочих мест в промышленности, а в индустриально развитых странах – 1520. Естественно, такая зависимость работает и в обратном порядке. Системный кризис в сельском хозяйстве вызвал поистине катастрофические разрушения в производстве тракторов, зерноуборочных комбайнов, удобрений и т.д. По некоторым данным, «эффект отрицательной мультипликации» прослеживается практически во всех отраслях, связанных с сельским хозяйством. Отсутствие государственного регулирования аграрного сектора ведет к тяжелым экономическим последствиям. Из-за этого резко падает уровень жизни на селе и в целом в стране. Таким образом, развитие АПК, обеспечивающее продовольственную безопасность, должно быть приоритетной задачей российской экономики, следовательно, импортозамещение может стать средством достижения утраченной продовольственной безопасности, одной из наиболее эффективных стратегий экономического развития государства. От того, как оно будет регулировать этот процесс, создавать условия для привлечения инвестиций в аграрную сферу, зависит в целом и экономическая безопасность. У России есть все условия производства основных видов продовольствия. Так, в 2000 г. объем валовой продукции сельского хозяйства достиг только 85-87% от уровня 1990 г., следовательно, есть резервы. Поэтому вопрос импортозамещения таких основных продуктов питания, как мясо, молоко, масло, сахар, требует государственного вмешательства. В связи с этим в Доктрине продовольственной безопасности РФ четко определено, что угрозой экономической безопасности может стать завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления, производство которых может быть организовано в стране. Это является своего рода упущенной выгодой. Последствие такого положения: сокращение собственного производства, рост безработицы, снижение уровня жизни населения. Все это отрицательно влияет в конечном итоге на доходную часть муниципального, регионального и федерального бюджетов. Замедляется процесс модернизации производства, идет сокращение внутренних источников инвестирования. Рост импорта – это вывоз валюты за рубеж, что подрывает национальную безопасность страны. Продовольственная безопасность означает, что все жизненно важные продукты питания должны производится в собственной стране. Однако, кроме Чеченской Республики, ни один регион не производит мясо, молоко, яйца, картофель, овощи и бахчевые в количестве, значительно превосходящем норму рационального потребления. Поэтому очень важна разработка программы продовольственного обеспечения жителей регионов недостающими продуктами питания. Отсутствие четкого механизма государственного регулирования внутренних и внешнеэкономических связей приводит к появлению на региональных рынках большого количества импортных продовольственных товаров. Исключение составляет лишь Вологодская область, которая меньше других зависит от импорта продовольствия. Здесь местная власть отдает предпочтение производству зерна, молочных, мясных продуктов, сахара, растительного масла, картофеля, овощей и яиц. По всем видам продуктов питания область находится на полном самообеспечении. С другой стороны, в стране возникла широкоразветвленная сеть посреднических структур, которые блокируют непосредственный доступ отечественных производителей на внутренний рынок. Они скупают продукцию у товаропроизводителей за бесценок, лишая при этом их стимула к расширенному воспроизводству. Таким образом, крестьянин не имеет свободного доступа на рынок для реализации своей продукции в интересах развития собственного дела. Деятельность посреднических структур государство практически не контролирует. Чрезмерная открытость продовольственного внутреннего рынка опасна поступлением на продовольственный рынок некачественных продуктов. По данным национального фонда защиты прав потребителей, на продовольственных рынках более 40% импортных и отечественных продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. Речь идет о существенной угрозе здоровью нации. Одна из причин проникновения недоброкачественных импортных товаров на российский рынок – отсутствие местного контроля на таможенных постах, погоня коммерсантов за быстрой прибылью, в результате чего закупаются продукты с истекающим сроком годности, низкого сорта, без достоверной информации на русском языке. Также из-за большого количества посредников бывает трудно установить нарушителей правил поставки продуктов на российский рынок. Хотя в нашей стране разработаны новые правила добровольной сертификации продуктов питания, которые начали действовать с 15 февраля 2010 г., они не защищают потребителей от опасных продуктов и не согласуются с основными положениями Доктрины продовольственной безопасности. В этих условиях наиболее разумное решение – создание и реализация государственных импортозамещающих программ на всех уровнях производства. Опыт прошлых лет показывает, что в дореформенной России (до 1990 г.) производство сельхозпродукции обеспечивало продовольственную независимость страны по всем продуктам, за исключением фруктов. Государство, кажется, начинает признавать приоритетное значение сельского хозяйства и российской деревни в социально-экономическом развитии страны. Принят ряд важных документов, проектов и программ, направленных на реализацию Доктрины продовольственной безопасности. Последнее является стратегическим документом, расширяющим горизонты планирования в АПК и определяющим меры по его развитию. Доступ иностранной продукции на российский рынок продовольствия, на наш взгляд, можно регулировать количественно и таможенными пошлинами. Россия контролирует до 30-40% поступающих продуктов на внутренний рынок, но имеется ряд факторов, тормозящих процесс их реализации. Например, получен хороший урожай зерновых культур, однако мощности элеваторов не позволяют обеспечить их хранение. Существуют трудности с установлением закупочных цен, обеспечивающих расширенное воспроизводство. Таким образом, только государство может выступить в качестве основного регулятора решения проблемы. В этих условиях встает дилемма: производить или покупать. Конечно же, надо прекратить импортировать продовольствие, совершенствовать (может, и покупать) новые технологии, которые дают зарубежным странам преимущество в производстве продуктов питания. Чтобы решить накопившиеся проблемы села, необходима серьезная финансовая поддержка государства. Сейчас на развитие села выделяется 1% расходной части федерального бюджета, а желательно – не меньше 1015% или хотя бы 4-5%, что явилось бы залогом для стабильного развития. Деньги для этого в стране есть, надо проявить лишь политическую волю. А для этого должна быть разработана государственная программа возрождения АПК. В советское время существовала практика составления продовольственных программ. Таким образом, для реализации Доктрины продовольственной безопасности в глубокой модернизации нуждается АПК. АПК – это сложная и особая отрасль, вопросы государственной поддержки данной отрасли должны решаться в комплексе. Россия располагает достаточным качеством пашни, водными источниками и трудовыми ресурсами, что в сочетании с государственным протекционизмом и рыночным механизмом может обеспечить продовольственную безопасность. В этой ситуации наиболее разумный выход – создание и реализация государственных импортозамещающих программ на федеральном, региональном и районном уровнях. В них должны учитываться специфические особенности сельскохозяйственного производства страны в целом, конкретного региона и района. К сожалению, в России правительство такую программу не разрабатывает, поскольку средств на ее реализацию нет. К тому же большинство предприятий стали акционерными обществами, и государство не может им диктовать, что и сколько производить. Роль государства в данном случае сводится к тому, чтобы создавать благоприятные условия, в том числе инвестиционные, для развития российских агропромышленных предприятий.
Литература 1. Оболенцев И. Основные направления модернизации агропромышленного комплекса России // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 7. 2. О работе сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2009 году: стат. бюллетень / Чувашстат. Чебоксары, 2010. 3. Российский статистический ежегодник: стат. сборник / Росстат. М., 2010. 4. Серегин С.Н. Модернизация – ключевой фактор в достижении целевых установок продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 7.