Фундаментальная основа успешного развития сельскохозяйственного производства – финансовая устойчивость и стабильность работы каждого производителя, которые зависят как от внешних рисков, в том числе погодных условий, мировой конъюнктуры рынка продовольствия, так и от внутренних – уровня производственных издержек по организации управленческого процесса и сбыта продукции. Поэтому основными задачами дальнейшего развития агропромышленного комплекса страны являются разработка механизма эффективного управления рисками в сельском хозяйстве и обеспечение на этой основе сбалансированного развития всех отраслей АПК в целях повышения уровня и качества жизни населения. В связи с этим в современных условиях приоритетной задачей АПК является реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических условий на АПК. В 2010 г. аномально высокая температура в крупных сельхозрегионах страны (Волгоградской, Воронежской, Самарской, Ставропольской, Ульяновской, Оренбургской областях, Республике Татарстан) усложнила решение поставленных задач. В связи с этим актуальными стали вопросы страхования рисков в сельском хозяйстве. Уже в 2009 г. правительством страны было отмечено, что в стране сделано слишком мало для развития страхового дела в области сельского хозяйства. Всего было застраховано не более 10% сельхозпредприятий, а в 2010 г. был застрахован лишь каждый седьмой гектар посевов. Как показывает статистика, число страхователей в стране из года в год сокращается. Слабо страхуются риски в таких сложных отраслях, как животноводство, пчеловодство, рыболовство и другие. Если в США, Германии, Франции страхуют урожай на сенокосах и пастбищах, применяют методы, позволяющие оценить ущерб на каждом конкретном поле и в каждом личном хозяйстве, то в России это не практикуют. Крестьянские хозяйства боятся страхования. Дело в том, что сам механизм страхования еще не до конца разработан. Так, договора подписываются до начала весенних работ, т.е. в самую затратную для крестьян пору. Они в это время испытывают нужду в финансах. Поэтому им приходится брать дорогостоящий кредит. Дело осложняется и тем, что в момент подписания договора страхователь должен полностью выплатить сумму страховых премий. При этом в случае ущерба возмещается лишь незначительная часть страховки, а именно в размере 4-5% от стоимости урожая. Бывает и так, что ущерб в регионах в разные годы достигает 20-30%, а от крестьян требуется вписывать в договор конкретную дату начала риска – засухи или другого страхового случая. Подсчитано, что чем меньше урожай, тем выше себестоимость продукции, тем меньше у крестьянина выручка для уплаты страхового взноса. Как говорится, такое добровольное страхование превращается для сельхозтоваропроизводителей в настоящую кабалу. Следовательно, система и порядок организации страхования сельскохозяйственных рисков не обеспечивают финансовую устойчивость сельхозпроизводителя. Поэтому из-за высокой убыточности операции по добровольному страхованию урожая сельхозкультур подавляющая часть страховых компаний не проводит работу по этому виду страхования. При этом следует отметить, что страховая система в России построена так, чтобы отпугнуть потенциальных страхователей. Получается так, чем выше риск, тем меньше желающих застраховаться. Средний уровень выплат страховых возмещений по отношению к взносам за последние годы составил чуть более 59%, остальные 40% полученных страховых взносов использовались страховщиками для финансирования собственных расходов и получения прибыли. Однако в последние годы предпринимаются шаги по преодолению вышеназванных проблем. В стране создан национальный союз агростраховщиков и разрабатывается закон об агростраховании. При этом при страховании сельхозкультур (кормовые культуры, многолетние плодовые насаждения, овощи) предусматривается господдержка: до 50% увеличивается доля субсидирования затрат на страхование посевов сельхозкультур из средств федерального бюджета. Например, в Чувашии в 2010 г. в результате засухи погибло 48% посевов сельхозкультур, а по картофелю и отдельным видам продукции растениеводства потери составили 81%. Поэтому на возмещение затрат по страхованию сельхозкультур чувашским аграриям из федерального бюджета выделено 138,3 млн руб. Следует отметить, что с точки зрения страхования Россия отстает на несколько порядков от цивилизованного мира. Если за рубежом от возможных рисков застраховано 65%, то в России – меньше 10%. Задача-минимум – приблизиться к показателям Восточной Европы. В 2010 г. гибель сельхозкультур в России произошла на приблизительно 17% общих посевных площадей, или на трети площади зерновых культур. По оценкам правительства, пострадало 22 тыс. хозяйств, из них только пятая часть застраховала свой урожай. Необходимо, как отмечал президент страны Д.А. Медведев, расширить застрахованные посевные площади до 50%. Сейчас страхуется приблизительно 17-20%. Причем, на наш взгляд, взносы должны быть посильными, а страховые компании должны в полной мере нести ответственность по страховым обязательствам и обязаны создавать необходимые условия для перестрахования своих рисков по аграрным проектам, сельскохозяйственному бизнесу и формировать в целом цивилизованный страховой рынок с подключением страхования жилья в сельской местности. Такое страхование должно быть массовым и обязательным. Необходимость обязательного страхования показала сложная ситуация летом 2010 г. Страхование, конечно, должно быть добровольным. Однако сельхозпроизводители, претендующие на получение государственной поддержки, должны гарантировать возврат полученных средств. Чтобы добиться этого, нужно требовать от сельхозпроизводителей страхования рисков. Страхование рисков является страховой защитой, или инструментом риск-менеджмента. При этом следует учесть, чтобы оно не должно быть для страхователя дополнительным побором. Страховая защита не должна иметь принудительный характер. Как показывает опыт, нынешняя система страхования не позволяет быть уверенным в получении возмещения в случае неурожая. При этом страховщики нередко уклоняются от выплат. Однако мириться с таким положением нельзя, слишком дорого обходятся государству потери сельхозпроизводителей. Сумма ущерба на сегодняшний день составляет около 30 млрд руб. Всего хозяйствам, пострадавшим от засухи в 2010 г., будет выделено 35 млрд руб. Кроме того, будет зарезервировано еще 5 млрд руб. тем фермерам, которые обеспечат сохранение поголовья скота по итогам года. Необходимо страховать прямые затраты на производство сельхозпродукции, что обеспечит прозрачность агробизнеса и позволит государству планировать расходы. При этом сельхозпроизводители, претендующие на госпомощь, должны свои риски страховать в обязательном порядке. Такой принцип заложен в проекте концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой до 2020 г. Обязательный порядок страхования сельхозрисков в России вполне согласуется с добровольным страхованием, производимым развитыми странами, так как повсеместно оно осуществляется с посильным государственным участием. В одиночку рынок не справится, так как цена страхования высока и сельхозпроизводители не способны ее платить. Бывает и так, что страховщикам не удается накопить достаточно страховых резервов, чтобы уплатить убытки по катастрофам. Следует учесть и то, что страхование рисков связано с высокой стоимостью страхования, которая лишь частично компенсируется госдотациями и оценкой рисков. Именно стоимость оценки рисков определяет затраты на страхование и гарантирует исполнение страховщиками обязательств по выплате возмещения. Большинство агрофирм не могут оплатить взносы, которые страховщики требуют сразу и в полном объеме, а тарифы на страхование колеблются от 3 до 10% стоимости будущего урожая, что многим недоступно. При страховании с государственной поддержкой ставки составляют 6-7%, а при страховании без господдержки ставки устанавливаются самостоятельно исходя из предполагаемого риска. Россия должна перенимать европейский опыт добровольного страхования через обязательное страхование. Без такой процедуры очень тяжело компенсировать возмещение стоимости рисков. Безусловно, в современных условиях сельхозтоваропроизводителям, заключившим договора страхования урожая, должно предусматриваться возмещение части затрат на уплаченный взнос на условиях софинансирования из федерального, регионального бюджетов и из доходов хозяйств. Однако изза природных явлений возникает проблема осуществления выплат со стороны страховых организаций. В связи с этим у хозяйств снижается интерес к страхованию урожая. Поэтому в последние годы в стране начали возникать страховые кооперативы. Они работают по принципу: зачем отдавать ресурсы сторонним страховщикам без гарантии страховой выплаты. Это и есть народное страхование, основанное на аккумулировании финансовых средств кооперативов, когда все средства остаются и действуют в кооперативной системе на местах. Так, впервые созданный в стране астраханский страховой кооператив «Народное страхование» за 5 лет существования в страховом фонде собрал 90 млн руб. И эти средства продолжают работать в интересах кооперативов. По этому опыту начали сейчас работать кооператоры многих других регионов страны – Мордовии, Татарстана, Башкортостана и Липецкой областей. Это является первым шагом к модернизации системы сельскохозяйственного страхования в целях обеспечения продовольственной безопасности страны. Чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, необходимо заранее прогнозировать риски и находить пути предотвращения возможных угроз. Во-первых, правительству необходимо начать мониторинг состояния продовольственной безопасности как в целом по стране, так и в регионах, т.е. на самом деле выяснить основных поставщиков продовольствия. Обеспеченность продовольственными ресурсами – одна из основных задач в формировании продовольственной безопасности страны. Во-вторых, нужно внедрять рациональные нормы продовольственного потребления, которые отвечают современным физиологическим требованиям здорового питания. Такие нормы разработаны и действуют сейчас в системе школьного питания. Однако они несколько устарели. Поэтому правительству как можно быстрее необходимо подготовить соответствующие документы. В-третьих, необходимо заняться законодательной базой земельных отношений. Действующие законы создают благодатную почву для возникновения многочисленных рисков, связанных с воспроизводством земельных отношений. В итоге получаем неконтролируемое использование сельхозугодий. Серьезной проблемой являются риски в развитии пищевой, перерабатывающей промышленности. Эта проблема решается на начальной стадии реализации национального проекта в области АПК, но сделано еще пока совсем мало. К примеру, именно отсутствие системы первичной переработки мяса приводит к тому, что большинство мясоперерабатывающих предприятий используют преимущественно дорогое импортное сырье. Поэтому нужно определиться со стратегическими приоритетами развития пищевой и перерабатывающей промышленности и назвать четкие индикаторы и конкретные инструменты содействия развитию этой отрасли, в том числе и рассмотреть возможность государственной поддержки переработчиков пищевой промышленности. Сельхозпроизводители испытывают большие трудности при формировании рыночных цен. Если предложение товаров выше, чем спрос на них, то, конечно, производители особое внимание должны уделить снижению издержек. Это возможно путем использования передовых бизнес-технологий, новых принципов в управлении и хозяйствовании. В связи с этим нужно стимулировать исследования и освоение прогрессивных технологий, а также совершенствовать систему обучения этим технологиям. Таким образом, путем предотвращения имеющихся рисков в АПК можно усилить обеспеченность продовольственной безопасности страны. Продовольствие, как известно, формирует 45% розничного товарооборота, около 1/3 издержек домашних хозяйств приходится на питание. Оно определяет на 70% здоровье и продолжительность жизни человека. С учетом внутренних и внешних рисков АПК комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». В соответствии с этим законом при страховании производства сельхозпродукции сельхозпроизводителям будет оказываться государственная поддержка: за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом будет перечисляться страховщику 50% от начисленной страховой премии. Страхование будет осуществляться по риску утраты (гибели) сельхозкультур и гибели (падежа) сельхозживотных. Поэтому государственная программа должна быть ориентирована на снижение всех этих рисков. Кроме того, будет создан специальный фонд, за счет которого будут возмещаться убытки вследствия гибели урожая и чрезвычайных ситуаций. Указанный фонд будет формироваться за счет перечисления страховщиками 10% от полученной страховой премии по договорам сельхозстрахования, что позволяет эффективно организовать господдержку сельхозстрахования и снизить финансовые риски в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В бюджете 2011 г. не страхование катастрофических рисков предусмотрено 5 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2010 г. Таким образом, данный закон позволяет снизить стоимость страхования, увеличить застрахованные площади и сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае катастрофических ситуаций.
Литература 1. Россия в цифрах / Росстат. М., 2010. 2. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Росстат. М., 2010 3. Серегин С.Н. Модернизация – ключевой фактор в достижении целевых установок продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 7. 4. Трушин Ю. Государственная программа развития сельского хозяйства // Сельский кредит. 2007. № 9.