Обращение к проблемам малой прозы весьма актуально для современного литературоведения. Необходимость анализа чувашского рассказа конца XX – начала XXI вв. продиктована отсутствием исследовательских работ по данной проблеме. Истории становления и эволюции малых жанровых форм посвятили ряд своих трудов П.Н. Метин, Г.Я. Хлебников, Г.И. Федоров, В.В. Погильдяков и др. Вплоть до настоящего времени проблемы становления, развития и особенностей поэтики чувашского рассказа не привлекали должного внимания чувашских ученых. Самому жанру рассказа в чувашской науке посвящены лишь отдельные статьи. Именно жанр рассказа как наиболее мобильный откликается на основные особенности исторического процесса, на события, происходящие в современной общественной жизни, психологические движения и перемены во внутренней жизни человека. Социальномировоззренческая действительность конца XX – начала XXI вв. в чувашской литературе сформулировала философские лейтмотивы, основанные на глубоком социальном анализе жизни, осмыслении времени. В отличие от русской литературы, которая из «дидактической» и назидаемой становится рассказывающей, повествующей о конкретных проблемах и откровенно развлекающей читателя, чувашская проза, создавая нравственно-психологический портрет человека, сохранила все же ориентацию на нравственную основу художественного мира. В противовес взрыву постмодернизма, массовой литературе в чувашском рассказе главным остался процесс осмысления духовно-нравственных ценностей чувашского этноса, философских основ человеческого бытия. Сохранение сакрального, не утраченного ведущими писателями Чувашии, свидетельствует о преемственности лучших традиций чувашской литературы «в сохранении национального образа мира и его духовных основ» [3. С. 4]. Преобразования в общественно-политической жизни страны, наметившиеся в конце XX в., а это естественным образом повлекло за собой изменения и в эмоционально-эстетическом, духовно-нравственном восприятии действительности, постепенно изменили сознание самого народа. Потребность в самовыражении народа, особенно в переломные периоды жизни, закономерно приводит к развитию наиболее «оперативных жанров публицистики и новеллистики – в первую очередь рассказа, очерка, фельетона» [7. С. 58]. История развития чувашского рассказа однозначно доказывает, что чувашский рассказ конца XX – начала XXI вв., систематически накапливая опыт постижения национального духа, целенаправленно изучал и исследовал национальные образы мира, «представлял подлинно народные основы философии жизни общества, судьбы человека» [6. С. 109]. Значимым на этом пути развития для чувашских писателей стало возвращение к истокам чувашского художественного сознания, которое подпитывало прозаическую литературу. Противоречия в развитии жизни, в сознании людей, в обществе, извечные, но изменившие своё содержание вопросы добра и зла, раздумья о смысле жизни, справедливости и счастье, решении глобальных проблем природы и человечества наиболее полно и образно запечатлелись в сборниках Л. Таллерова, Хв. Агивера, Н. Максимова, П. Афанасьева, Д. Гордеева, В. Енеша, А. Васкова. В 90-х годах XX в. в рассказе происходит усиление публицистики. Это происходит «из-за особо обострённого восприятия писателями проблем действительности» [4. С. 24]. В этот период главными темами стали темы духовного обнищания и алчности человека, обличения власти, «национального самоопределения героя» (творчество Б. Чиндыкова, А. Емельянова, Д. Гордеева) [2. С. 9]. Наиболее известными авторами чувашских рассказов начала XXI в. можно назвать следующих писателей: С. Павлова, С. Гордееву, Г. Максимова, Е. Лисину, А. Волкова, А. Казанова, М. Карягину, Г.Фёдорова, Е. Нарпи, В. Петрова. В начале XXI в. появляются рассказы, в которых писатели обращаются к образам стихии, к корням этнологического сознания. Основу концептуального мира чувашского рассказа конца XX – начала XXI вв. составляют такие концепты, как «любовь», «взаимоотношение», «память», «долг», «хлеб», «дом», «дитя». Из вышеперечисленных концептов в рассказах «Мaнкун» (Пасха) М. Карягиной, «Пeлeтсем» (Облака) Р. Прокопьевой, «Cыру» (Письмо) В. Петрова – наиболее значимым является концепт «дитя». Через него авторам удалось представить сакральное, чистое, весьма характерное для чувашского этноса. В рассказах мы наблюдаем такую особенность, как недовысказанность, незавершенность речи, её иносказательность. Среди таких произведений можно отметить рассказ «Мaнкун» (Пасха) Марины Карягиной. В рассказе речь идёт о мальчике, который в день Великой Пасхи разбил амулет бабушки. Амулет передавался в семье по наследству девочкам. Рассказ идёт от имени мальчика. Писательница передаёт переживания мальчика, его размышления о жизни, показывает состояние его души. Мальчик боится признаться о содеянном. Ему снится странный сон, где бабушка говорит ему о том, чтобы он не опозорил род, а не то «кровь» не простит. Из его глаз вместо слёз течёт кровь. Однако в жизни просто так ничего не случается. Он переживает за мать, которая скоро должна родить девочку. Ему приснилась будущая сестрёнка, матери рядом нет, она пошла искать для неё амулет …Просыпается… Темно.. Никого… Вышел во двор, подняв руки к небу, просит у Бога, чтобы он не забирал его мать. Вдруг он увидел себя. В этом рассказе представлена связь поколений, образ Бога присутствует на протяжении всего рассказа. Автор свои мысли передаёт через мышление маленького человечка, он «чист собой, на мир смотрит совсем ещё юными глазами» [3. С. 99]. Этот рассказ можно определить как рассказ с открытым финалом. М. Карягина даёт читателю возможность сделать самостоятельный вывод. Тема детства в чувашских рассказах начала XXI в. приобретает ведущую роль, так как тяга к чистоте помыслов не исчезает в народе, она усиливается в кризисные времена, потому и появляются темы любви и детства в рассказах чувашских писателей. Рассказ Р. Прокопьевой «Облака» показывает нам двух любящих друг друга людей – мужа и жену, у них трое детей. Автор до мельчайших подробностей изображает переживания, воспоминания Оли, которая едет домой в автобусе, скучает по детям, смотрит на облака. Дети чисты, как облака, «они чувствуют природу, помогают осознать смысл бытия» [5. С. 89].
Вопросы очищения внутреннего – это вечные вопросы, они не чужды и чувашской литературе. Избавление от тяжести греховности через чувство любви представлено в рассказе А. Казанова «Тaмха» (Тамга), где два старых человека только к концу жизни обретают свою любовь. Индира с Владиславом находят путь к «чистой» любви лишь на склоне лет [1. С. 113]. Рассказ Ф. Агивера «Йeпхyри сасa» (Удоимские голоса) тоже имеет такой настрой – мужчина, потерявший возлюбленную, только в пожилом возрасте встречается с женщиной, подарившей ему счастье. Значит, спасение появляется и в пространстве любви. Об этом в своё время писали русские писатели А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, и чувашские – Ф. Уяр, Ю. Скворцов, А. Емельянов. В переломные моменты жизни человек, как никогда, ищет спасение в любви. Литература не стоит на месте, она развивается. Переломные, кризисные ситуации находят своё отражение в художественной литературе, так как литература не уходит от действительности, проза старается философски осмыслить драматизм человеческой судьбы, показать её трагикомичность. Проблема человеческого взаимопонимания сегодня приобретает особое значение. В этом отношении показателен рассказ В. Петрова «Cыру» (Письмо). Бабушка Ульяна по праздникам встаёт рано утром: режет петуха, свежует его, затем идет к соседям, просит прочитать ей письмо, посланное якобы её сыном. Сельчане знают – письмо сочинено ею же, но об этом нельзя говорить, чувствуют: человеку нужен спасительный путь. Е. Нарпи глубоко чувствует внутреннее состояние души человека. Это видно из рассказа «Троллейбус майри» (Девушка в троллейбусе). Речь идёт о женщине Марусе, которая работает кондуктором в троллейбусе. День и ночь она трудится, зачастую выслушивает всякого рода оскорбления и в то же время умеет держать себя в руках. Кульминация рассказа – в салон автобуса заходит бомж, который оказывается её бывшим мужем. Маруся вдруг меняется, из «жёсткой» женщины она превращается в «мягкую» и спокойную, зовёт мужа домой. Она начинает смотреть на себя как бы со стороны, понимает, что с мужем была суровой. Суть рассказа в том, что человек понимает свою вину, героиня осознаёт, что была не права. Переживания главной героини автор пропускает через себя. Ключевым в чувашских рассказах является и концепт «хлеб». Хлеб как нравственно-этическая, духовная ценность наиболее ярко представляется в рассказе Е. Лисиной «Кусок хлеба». В малой эпической форме писателю удалось сказать о самом важном в жизни – о совести, человеческой душе, цене жизни. Образ хлеба приводит писателя к осмыслению жизни чувашской деревни, жизни крестьянина-труженика, народной философии. Таким образом, осмысление проблем взаимопонимания, сохранения чистоты помыслов, доверия, памяти – основные направления рассказов начала XXI в. В них на первый план выступает Слово Повествователя, Рассказчика, Героя. Рассказ начала XXI в. показывает внутреннее состояние человека в постоянно меняющемся мире, нравы общества, особенности характера героя, его духовные и житейские интересы. Литературный герой становится носителем национального колорита, мышления и мировосприятия, чувств и мыслей народа, осознающим смысл жизни на земле. Любовь к окружающему миру, доброжелательность, терпимость, сострадание, сочувствие являются главными «направляющими» линиями чувашского рассказа начала XXI в.
Литература 1. Казанов А. Тaмха // Тaван Атaл. 2008. № 6. С. 112-121. 2. Карягина М. Мaнкун // Тaван Атaл. 2007. № 10. С. 99-106. 3. Колядич Т.М. Русская проза конца XX века. М.: Академия, 2005. 424 с. 4. Мышкина А.Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза II половины XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 276 с. 5. Прокопьева Р. Пeлeтсем // Тaван Атaл. 2006. № 12. С. 89-90. 6. Фёдоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов. Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 1996. 304 с. 7. Фёдоров Г.И. Илемлe сaнарлaх тымарeсемпе хунавeсем. 2008 cулхи проза // Тaван Атaл. 2009. № 6. С. 3-10