РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСКРЕТНОСТИ СЮЖЕТНОГО НАЧАЛА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ В РОМАНЕ Г.И. ПЕТЕЛИНА «БЕЗГРЕШНЫ ТОЛЬКО БОГИ»
Теория темпорального развития художественного текста в современном литературоведении занимает особое место. Проанализировав работы таких литературоведов, как Бахтин М.М., Гальперин И.Р., Лотман Ю.М., Михайлов Н.Н. и др., обращавшихся к проблеме художественного времени, мы пришли к выводу, что временные представления в литературном произведении разнообразны. Возможны образы времени биографического, исторического, космического, календарного, суточного и т.п. По особенностям художественной условности время делят на абстрактное (всеобщее) и конкретное (привязывающее действие к историческим ориентирам). Между абстрактным и конкретным временем в литературоведении не обнаруживается четкой границы. Более того, такие «смещения» индивидуальны и зависят от замысла писателя. Бинарный подход к изображению категории времени Н.Н. Михайлова существенно дополняет и уточняет В.А. Лукин, выдвигающий трехзначность исследуемой категории. Так, в работе «Художественный текст: Основы лингвистической теории» ученый предлагает следующие виды времени: а) объективное, или календарное, время; б) собственно текстовое, или событийное» [6. С. 57]. Известно, что ощущение времени для человека субъективно, оно может сжиматься или растягиваться. Эту особенность художники слова по-разному используют в своих произведениях. Мгновение может длиться вечно или вообще остановиться, в то время как большой промежуток времени может быть представлен автором как очень короткий отрезок времени. Таким образом, временная перспектива художественного произведения по воле автора может изменяться и смещаться: прошедшее время реализовываться как настоящее, а будущее – как прошедшее. Использование категории времени в художественном произведении, таким образом, превращается в определенный композиционный прием. Указывая на существование реального времени и времени литературного, Н.Н. Михайлов делает важный вывод о дифференциации восприятия чи Издание выполнено при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Проект «Современный литературный процесс Мордовии в контексте новейшей русской литературы» (№П 381_ГК от 07.05.2010 г.).тателем и автором художественного произведения категориальных разновидностей. «Упорядоченное множество событий, каждое из которых может быть датировано относительно друг друга» [7. С. 66], в отличие от литературного времени, основной характеристикой которого, по мнению ученого, является то, что это «вывихнутое время», в котором все не так, как в реальном», оно «выступает как структурные связи, устанавливаемые автором между событиями создаваемого им художественного мира» [7. С. 66]. При этом структурное несоответствие позволяет описать следующую градацию, соблюдаемую практически во всех реалистических произведениях. Так, хорошо известно концептуальное время – объективированный фон художественных событий, моделирование внешней реальности в адекватных для реципиента формах и перцептуальное время – постановка реально существующих объектов в иные системы отношений, элементы приобретают особенности, присущие в реальном мире объектам совершенно иной природы, например, пейзаж – черты настроения, животные – черты разумности и свойства человеческого характера. В первом случае временная характеристика (фабульное время, время действия – историческое, биографическое, природное, социальнобытовое, событийное (приключенческое) выступает как условие совершения многообразных действий (поступки, реакции, душевные движения, жесты и мимика). Постараемся рассмотреть специфику взаимосвязи человека и общества в пространственно-временном контексте на примере одного романа. Как каждое отдельное литературное произведение роман Г.И. Петелина «Безгрешны только боги» имеет собственное время, характеризующее отображаемый мир событий, отношений, переживаний. Автор широко использует возможности темпоральных параметров повествования: от принципа сжатия времени до рамок расширения смыслообразующих элементов, указывающих на стремление писателя выйти за рамки привычного описания сегодняшнего дня. Вследствие этого повествование включает, во-первых, значение ограниченной деятельности, различающей события, значение временного периода. Во-вторых, исследуемая категория включает значения неограниченной деятельности, текущего времени, временных изменений от прошлого к настоящему и будущему. Как и в любом другом прозаическом произведении, в романе Г.И. Петелина устанавливается условное настоящее время повествователя, которое соотносится с повествованием о прошлом или будущем персонажей, с характеристикой ситуации в различных временных измерениях. Г.И. Петелин не называет конкретных исторических дат, но, описанные автором постперестроечные явления (расцвет предпринимательства, падение некоторых нравственных устоев), указывают на то, что герои романа живут в середине 90-х годов ХХ в. К изображению постперестроечного периода в жизни общества обращались многие писатели и поэты, Г.И. Петелин не стал исключением. Писатель обходит своим вниманием значимые исторические события, он изображает в своем произведении историю одной семьи, на примере которой показывает историю всей страны. Падение нравственности писатель связывает с возросшим культом власти, денег и наживы, именно эти понятия становятся объектом исследования в его повествовании. В романе «Безгрешны только боги» наблюдается, с одной стороны, желание автора отобразить жизненный поток событий (выборы в Госдуму, открытие газопровода на селе и т.д.), а с другой – наблюдается временной механизм достижения данной цели. Г.И. Петелин в общем потоке изображаемых событий выделяет, укрупняет те из них, которые в соответствии с его творческим замыслом, являются наиважнейшими, ключевыми, и, наоборот, сжимает события менее важные. Такая дискретность позволяет создать эффект присутствия, узнаваемости общественно-политических нюансов развития России ХХ в.
В начале романа «Безгрешны только боги» автор прибегает к приему ретроспекции: сообщает о судьбе деда (Ильи Степановича) одного из главных героев. Илья Степанович погиб во время операции на Орловско-Курской дуге. Для писательского замысла важно показать родословную героев. Династия Князькиных (дед – Илья Степанович, отец – Антон Ильич и сын – Сергей Антонович) является, с одной стороны, типичной, с другой стороны, индивидуализировав переживания героев, автор добивается эффекта эмпатии, что важно для «узнаваемости» событий и переосмысления происходящего. В произведении представлены три поколения рода Князькиных. Соединяя в единое целое прошлое и настоящее, Г.И. Петелин показывает нравственные изменения, которые произошли в обществе. Антон Ильич, отец Сергея Князькина, всю жизнь прожил в тяжком труде и заботе о своей семье. Сначала погиб на фронте отец, не выдержав этого удара, заболевает и умирает мать, подросток Антон взваливает на свои плечи заботу о младших, брате и сестре. Тяжелая работа, ответственность за жизнь младшего брата и сестры закалили характер Антона Князькина, позволили ему поставить на ноги своих детей. Его сын Сергей, унаследовав от отца сильный характер, занимает руководящий пост, он много добился в жизни и стремиться к покорению новых высот. Обращаясь к изображению непреходящих ценностей и вечных людских пороков, прозаик намеренно использует цикличность. Например, описывая годы поступления Сергея в институт, Г.И. Петелин указывает на роль денег и наличие «нужных знакомых»: «Отец прихватил с собой бочонок меда и «шуршавчиков», так в шутку Князькин-старший именовал деньги. – Не клюнут на сладкое, пущу в ход «шуршавчики». – Не вздумай, пап, сам опозоришься и меня опозоришь! – противился Сергей. – Ну да, скажешь тоже, опозорюсь! Да если бы не мое вмешательство, видала бы наша Вера медицинский институт. Не такие важные и видные девки получали от ворот поворот» [8. С. 17]. Тема денег в повествовании проходит определенные этапы, которые совпадают со стадиями развития сюжета: «Август 1991 года поломал надежды и мечты о продвижении по партийной линии. Начиналась новая жизнь, с новыми понятиями и веяниями. Грибами после дождя росли по городам и весям коммерческие палатки, вагончики, небольшие магазинчики. Были отодвинуты на задний план все ценности, кроме одной – деньги» [8. С. 96]. Автор неоднократно отмечает тот факт, что значимые исторические события всегда несут и нравственные изменения в обществе. Особенно явных временных смещений в романе, казалось бы, нет, но обнаруживаемые нарушения хронологической последовательности событий, предпринимаются автором для истока нравственного падения своих героев. Таким образом, данный прием в романе выступает как средство раскрытия его имплицитного содержания – подтекста. Таким образом, дискретность сюжета позволяет увидеть, что художественное время в романе нелинейно, так как повествование о настоящем прерывается обращением к событиям прошлого. Г.И. Петелин, создавая множественность временных точек зрения в структуре текста, позволяет проследить смену ценностей для каждого поколения. Если для Антона Ильича память о родителях, семейные ценности превыше всего, не случайно роман начинается с рассказа о том, как Князькин старший привозит на могилу матери землю с могилы отца, то для Сергея отец является обузой, он платит главному врачу психиатрической больницы за то, чтобы отец пожил там дольше. Ему легче откупиться от собственного, и, кстати, абсолютно здорового отца, чем взять его жить к себе. Он, таким образом, с помощью денег освобождает себя от ответственности за своего старого отца и радуется тому, что отец не соглашается жить с ними после выписки из психиатрической лечебницы. Тема отношений родителей и детей является неким индикатором нравственного развития общества. Но осуждение поступков детей отсутствует, писатель указывает на то, что родителям не повезло, в их одиночестве и беспомощности виноваты не дети, а время, историческая обстановка, которая выдвинула совсем другие ценности: власть и деньги. Дети, целиком погрузившись в погоню за право быть первыми, просто не в состоянии заботиться о близких. Писатель, путем замедления времени, прерывает динамику эмоционального развития героев, но в финале повествования дает персонажам романа возможность остановиться и осознать истинные ценности жизни. Таким образом, автор констатирует тот факт, что исторические изменения и социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на современную семью, произошли изменения в нравственных устоях семейных отношений. Если во времена Антона Ильича семья являлась институтом, сохраняющим традиционные духовно-нравственные ценности, обеспечивала единство и сплоченность семейного рода, то в двадцатом столетии семья утрачивает свою ценность как сосредоточение воспитательных начал и нравственной чистоты. Этот факт подтверждает еще одна линия произведения: связь двух семейных людей – Сергея Князькина и Марины Тружиной. В романе представлено в обобщенном виде течение жизни отдельно взятого города, одного из тысячи российских населенных пунктов. Кроме личного, субъективного времени персонажей, в романе представлено обобщенно-общее время, социальная составляющая которого репрезентируется с помощью субъективного. По словам М.Ю. Лотмана, «выделение событий – дискретных единиц сюжета – и наделение их определенным смыслом, с одной стороны, а также определенной временной, причинно-следственной или какой-либо иной упорядоченностью – с другой, составляет сущность сюжета» [5. С. 238]. Таким образом, путем создания в ткани художественного текста системы эпизодов возникает «определенная локализация действия во времени и пространсте» [9. С. 42]. Подчиняя своему замыслу все элементы сюжета романа, Г.И. Петелин делает их средством выражения своего замысла, что указывает на уровень мастера художественного слова.
Литература 1. Анализ литературного произведения / под ред. Л.И. Емельянова, А.Н. Иезуитова. М.: Наука, 1976. 235 с. 2. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с. 3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 328 с. 4. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Наука, 1972. 324 с. 5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство, 1972. 285 с. 6. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. М.: Наука, 2005. 324 с. 7. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 224 с. 8. Петелин Г.И. Безгрешны только боги. Рузаевка: Рузаевский печатник, 2005. 406 с. 9. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 336 с.