Навигация
Обмен ссылками

 

СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ОБРАЗЦЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ МОРДОВИИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЙ АВТОРА

автор: DARK-ADMIN
Проблеме художественного времени посвящено немало научных работ, рассматривающих ее с различных точек зрения. Все исследователи подтверждают огромное значение выделения данной проблемы для изучения истории литературы.
В современном литературоведении временная организация того или иного художественного произведения определяется позицией автора. При этом указывается, что время – это обязательный атрибут текстового пространства, организующий композицию художественного произведения. Большой интерес исследователей при рассмотрении временных отношений в тексте вызывают различные временные сдвиги, отклонения, изображение в художественном произведении нарушений реального хода событий и т.д. Так, исследованию особенностей поэтического времени посвящены работы Л.Г. Бабенко, Б.И. Бурсова, Г.А. Волошина, Г. Пуле, В.М. Фишера, А.Л. Слонимского, Р.О. Якобсона и др.
Множественность подходов к изучению феномена времени предполагает неоднозначность его толкования. Ю.С. Степанов, исследуя концепт «время», отметил, что «концепт этот столь труден уже сам по себе, да и к тому же столь запутан различными точками зрения и научными спекуляциями, что единственный способ внести хоть какую-то ясность в культурологическом отношении – это выделить в нем именно культурологический компонент, т.е. вопрос не о времени вообще, а о «времени мира» [13. С. 120].
Если пространство художественного произведения наполняется разного рода объектами и ими определяется, то время литературного текста репрезентируется событиями, а точнее их развитием и последовательностью. Именно поэтому, по словам, Л.Г. Бабенко: «оно (время) включает, во-первых, семантику ограниченной длительности, временного периода, точек времени. Во-вторых, оно включает семантику неограниченной длительности, семантику текущего времени, временных изменений от прошлого к настоящему и будущему» [2. С.194]. Такая двойственность в толковании категории «время» находит отражение в художественном произведении. Для поэтического текста в большей мере характерен тот факт, что художник слова старается передать существенные признаки времени, изменить его ход, размыть, разомкнуть его границы, прервать однонаправленность временного потока. Конечно, вышеперечисленные факты также относятся и к прозаическим, и к драматическим произведениям, но, в большей степени, на наш взгляд, управлять временем способна, все-таки, лирика. Сама природа лирики, ее родовая специфика предполагают лаконизм высказывания. Соответственно время в поэтическом тексте строится по несколько иным законам, нежели это происходит в драматических и прозаических текстах. Автор лирического текста изображает, как правило, «противоборство чувств», которое происходит «здесь и сейчас» [2. С. 65], на котором основано сюжетостроение поэтического произведения. В этом и состоит характерная особенность временной организации лирического текста. «Часто лирический сюжет сводится к одному-единственному пространственно-временному и актантному (деятельностному) контексту (эпизоду)» [15. С. 104].
И.Р. Гальперин в работе «Текст как объект лингвистического исследования» говорит о том, что время в художественном произведении одновременно непрерывно и дискретно: «Континуум в художественном произведении одновременно непрерывен и дискретен. Когда он непрерывен, он рисует действие, деятельность; когда он дискретен, он выражает состояние или качество» [5. С. 94]. Поэтический текст, как правило, выражает состояние или качество
душевных переживаний лирического героя, которые, в свою очередь, создают лирическую экспрессию. Эмоциональная диалектика становится своеобразным двигателем, определяющим центростремительные силы в лирическом сюжете, соотношение в нем самопознания и самовыражения. Благодаря соединению таких качеств в стихотворении получает емкое и точное выражение предельно напряженное состояние характера или лирического героя. Такое состояние не может быть длительным, поэтому лирический сюжет напряжен и динамичен, заявка чувства, эмоции предполагает стремительное и напряженное развитие этого чувства на протяжении всего поэтического текста.
Таким образом, для временной организации лирического произведения больше характерна дискретность, нежели непрерывность. А основой дискретности поэтического текста является описание психологического состояния человека или окружающего мира.
Отсюда появляется еще одна особенность времени лирического произведения – градация, которая включает в себя и основной способ сюжетостроения лирики, и интонационно-ритмическую, лексическую и фонетическую
градации, способствуя не только емкости выражения, но и эмоциональной сложности и насыщенности. Время поэтического произведения выявляется на уровне сюжетостроения, и на языковом уровне, а также на уровне изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения. Таким образом, категория времени в поэзии имеет свою специфику. Специфичность поэтического времени характеризуется особой субъективностью, как правило, время в поэзии передается как личное и чаще всего не разворачивается особой картиной (кроме тех текстов, где оно выступает как тема). Подтверждением тому являются образцы современной лирики Мордовии.
Русская поэзия Мордовии ХХ в. характеризуется обращением к вечным темам любви, добра и зла, верности, жизни и смерти и т.д. Среди такого множества проблем особое место занимают произведения, отражающие религиозные искания писателей.

При изучении литературы Мордовии в контексте духовной традиции определяющим на современном этапе является Православие, содержательный компонент которого основан на ряде добродетелей и искренней вере духовного служения Родине. Идея веры, православного миросозерцания, того, что можно назвать внутренним укладом жизни, явственно представлено в современной поэзии.
Важно отметить, что в современной науке о литературе наблюдается устойчивый интерес к изучению влияния Православия на духовно-нравственный потенциал художественного произведения как к элементу миропонимания не только отдельного писателя, но и целого поколения, представителем которого он является. Это подтверждается рядом монографических и диссертационных работ, посвященных указанному аспекту литературного произведения в творчестве русских писателей, и в связи с исследованием общих проблем развития русской
литературы. Укажем в этой связи на работы А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, а также монографии современных философов и культурологов Е.С. Троицкого, М.М. Дунаева, литературоведов В.Н. Захарова, А.М. Любомудрова, Ю.И. Сохрякова, И.А. Есаулова, Т.А. Кошемчук, В.М. Пронягина, О.Е. Вороновой и др. В мордовском литературоведении до настоящего времени таких исследований нет.
Наблюдая духовно-нравственную направленность современной мордовской поэзии в контексте Православия, можно выявить и описать следующие две принципиальные авторские позиции: идея единения человека и Бога (например, творчество Р. Орловой) и изображение пути прихода человека к Богу (чаще всего через описание монашества) (например, творчество Н. Ишуткина). Религиозные искания как наиболее интересная и дискуссионная тема, с нашей точки зрения, должна рассматриваться в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов анализа художественных образцов,
что может способствовать толерантному отношению представителей различных вероисповеданий и разных национальностей. Использование структурнотипологических, жанрово-стилевых, проблемно-тематических, языковых параметров анализа такого художественного произведения дает возможность
воссоздания общей картины эволюционных процессов избранной темы. Особое внимание при этом, на наш взгляд, должно быть уделено рассмотрению таких явлений современной русской литературы, как исповедальность, соборность, религиозное восприятие красоты и любви.
Примечательно и то, что специфика категории времени в такого рода стихотворении, в первую очередь, заключается в синтезировании темпоральных пластов за счет введения наряду с трансляцией многовекового опыта человечества индивидуальной авторской позиции. Остановимся на произведении одного из признанных мастеров современной поэзии Мордовии, для чего приведем анализируемый текст полностью.
Одиноки и печальны На закате купола. Расставаться, удивляться, Изумляться – жизнь б ы л а…
На пороге у безмолвья Задыхаться от бессилья. А за окнами – молчанье, В белом саване Россия.
Вслед себе смотреть и плакать,
Отвернуться и уснуть.
…Снег в России грустный-грустный,
Тихий, как последний путь [1. С. 5].

В данном стихотворении представлена идея одновременной быстротечности и вечности жизни. Земной путь лирического героя подходит к концу, на это указывают лексемы: «была», «уснуть», «безмолвье» и т.д. А.В. Арапов в этом стихотворении говорит об уникальности, единичности, а также необратимости самого жизненного процесса, что особенно видно в финале произведения. Прибегая к широкому обобщению, поэт обращается к серьезным философским категориям жизни и вечности. Наряду с грамматикой времени в данном стихотворении большую роль играют лексические средства, которые прямо или косвенно обозначают время: безмолвье, бессилье, молчанье, саван. Именно эти лексемы в полной мере отражают философскую позицию лирического героя. Такое перечисление в пределах отрывка произведения придает форму однородной протяженности жизни, где носители статики – предмет, явление (купала, снег, закат) – рассматриваются в совокупности с носителями динамики – взгляд на вечность и собственную жизнь. Купала и снег – атрибуты вечности, они были и будут всегда, они, как бы, наблюдают за человеческой жизнью. Но вместе с тем, они указывают и на время. Снег – явление, свойственное определенному периоду. В России было такое историческое время, когда разрушение храмов привело к искоренению веры, и купола сегодняшних церквей могут рассматриваться как восстановление исторической справедливости, приближение к религиозным традициям и как восстановление национальной идеи соборности, как символ жертвенности русского народа.
В стихотворении преобладают атрибуты настоящего времени, есть только один глагол прошедшего времени: «была». Остальные глаголы даны в форме инфинитива несовершенного вида: расставаться, удивляться, изумляться, задыхаться. На наш взгляд, формы инфинитива в данном конкретном стихотворении – основной способ репрезентации повторяемости жизненных
процессов, независимых от лирического героя, а возвратность глаголов указывает на одновременную безличность и субъективность данных категорий. И только в последнем четверостишии, во второй строке автор употребил два инфинитива совершенного вида: отвернуться и уснуть. Суффикс -нув обозначенных лексемах говорит об однократности и неповторяемости действия, что в данном контексте может трактоваться как проявление индивидуализации позиции лирического героя, поскольку действие протекает в настоящем времени, и в основе его напряженная мысль персонажа.
События стихотворения не привязаны к конкретному настоящему времени, а совершаются обычно, всегда, вечно, наличие инфинитива усиливает это ощущение. Грамматика текста несет более широкое значение, чем простое указание на временные формы, грамматические категории, а вслед за ними и вся структура стихотворения отражает напряженную сосредоточенность лирического героя на размышлениях о быстротечности собственной жизни, погруженность, связанную с особым душевным состоянием.
Немаловажна и символика стихотворения. Настроение безысходности поддерживает также особое значение образа снега, который символизирует
смерть, он несет семантику мрака и холода, окончания жизни. Все художественные образы в данном произведении олицетворяют конец жизненного пути лирического героя: белый саван, купола, снег, последний путь, безмолвье. Время, как форма земного существования, мера земного бытия, противопоставлено вечности. Таким образом, время в тексте организовано при помощи репрезентации вечного времени и субъективного, личного времени лирического героя.
Примечательным является и то, что в стихотворении мы не обнаруживаем атрибутов религиозного культа. На наш взгляд, это показательно для современной поэзии Мордовии, поскольку ее представители лишь приближаются к пониманию божественных тайн бытия. О чем и свидетельствует анализируемый образец.

Таким образом, лирика, как и любой другой род литературы, призвана отразить образ художественного времени. Поэты, так же как писатели и драматурги, в основу создаваемого художественного текста вкладывают свои представления об изменяемости мира, образы времени. И все же, изображая жизнь в ее длительности, поэты отражают, прежде всего, сиюминутность чувства, которое возникает у автора или лирического героя в данный конкретный временной отрезок и характеризует авторскую позицию. Образ художественного времени выступает как средство самопознания и самовыражения. Философское осмысление времени происходит, прежде всего, через призму авторского мировосприятия, даже в том случае, если поэт обращается к изображению той или иной исторической эпохи.
Время в поэтическом тексте организовывается при помощи репрезентации взаимосвязи вечного времени и субъективного, личного времени лирического героя. Поэты, как правило, сводят воедино три времени, пытаясь осмыслить их неделимость и единство в жизненном цикле человека, которому не дано избежать ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Одной из наиболее интенсивно развивающихся тем в данном ракурсе эволюции лирики Мордовии является стремление к пониманию Божественного провидения.
Религиозные искания как наиболее интересная и дискуссионная тема, с нашей точки зрения, должна рассматриваться в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов анализа художественных образцов, что может способствовать толерантному отношению представителей различных вероисповеданий и разных национальностей. Использование структурнотипологических, жанрово-стилевых, проблемно-тематических, языковых параметров анализа такого художественного произведения дает возможность воссоздания общей картины эволюционных процессов избранной темы. Особое внимание при этом, на наш взгляд, должно быть уделено рассмотрению таких явлений современной русской поэзии Мордовии, как исповедальность, соборность, религиозное восприятие красоты и любви.

Литература
1. Арапов А.В. Взмах: Стихи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2001. 112 с.
2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 75.
4. Воронова О.Е. Поэтика библейских аналогий в поэзии имажинистов революционных лет // Русский имажинизм: История. Теория. Практика / под ред. В.А. Дроздкова, А.Н. Захарова, Т.К. Савченко. М.: ЛИНОР, 2003. C. 168-173.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1982. 362 с.
6. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература в XVII-XX веках. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
7. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Университета Пловдива, 2008. 186 с.
8. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе 18-20 вв. СПб.: Наука, 1994. С. 6.
9. Кошемчук Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. СПб.: Наука, 2006. 640 с.
10. Любомудров А.М. Влияние христианства на литературу // Евангельский текст в русской литературе 1820 вв. СПб.: Наука, 1994. С. 364.
11. Пронягин В.М. Философско-эстетические искания в литературном процессе 20-90-х годов ХХ века. Владимир: Изд. лаб. ВГПУ, 1998.
12. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности (о соборном характере русского художественного и философского мышления) // Русская литература ХIХ века и христианство. М.: Наука, 1997.
13. Степанов Ю.С. Константы. Словарь. Словарь русской культуры: Опыт. исслед. М.: Просвещение, 1997. 482 с.
14 . Троицкий Е.С. Что такое русская соборность. М.: Наука, 1993. 342 с.
15. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 336 с.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей