В реальной жизни причинно-следственные связи проявляются как социально-психологический феномен. Они влияют на внутренний мир, эмоциональное состояние человека. Учитывая эту особенность, мы поставили задачу социально-психологического обоснования природы причинно-следственных связей в исследовании процесса «здоровье↔болезнь» в деятельности медицинского работника, так как истинный врач не может быть равнодушным к страданию больного человека. Общественно-психологические образования, как, например, общественное настроение, мнение, морально-психологический климат, внушение, установки, т.е. различные состояния сознания, выражают причинно-следственные связи в деятельности врача и проявляются в чувствах переживания или восторга, одобрения или порицания и других его духовных состояниях. «Социально-психологическая сторона отношений, – считает Л.П. Буева, – выражается в мотивах, чувствах, настроениях, жизненных установках, оценках, стереотипах восприятия и понимания различных явлений жизни отдельными личностями – членами «малой группы», коллектива: класса, общества» [3]. Общественно-психологические образования возникают и осуществляются только при наличии причинно-следственных связей и отношений между людьми. Эта связь осуществляется посредством социально-психологических феноменов, таких, например, как деятельность, общение, мотивы, внушение и т.п. Ранее отмечалось, что в реальной действительности все находится в разнообразных причинно-следственных отношениях и связях. В жизни людей, в обществе нет ничего, что не было бы связано между собой. Взаимосвязи мы обнаруживаем только в том случае, когда одни явления, события, индивиды влияют на другие явления и индивиды, т.е. все взаимообусловлено – это один из принципов диалектики. В реальном мире существуют многообразные виды связей, которые определяются в зависимости от уровня организации материи. Вряд ли кто будет оспаривать утверждение: «Человек связан тысячами невидимых нитей с другими людьми и обществом» [17]. Связи есть не что иное, как зависимость, реализованная через социальные действия. Ранее отмечалось, что причинная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Основными ее элементами являются: субъект связи, предмет связи и механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. В реальной жизни все эти элементы должны быть тесно связанными, скоординированными друг с другом. Характер деятельности зависит от социально-психологического состояния сознания людей, материальных и духовных потребностей и множества других причин. Деятельность людей выступает как исходный элемент живой социальной реальности. Из всех элементов реальности складывается совокупность элементов: человеческая жизнь, история общества, в них отражается все, что происходит и отражается в нашей повседневной жизни: ее характерные черты, противоречия и гармония, движущие силы и попятные движения. Вне деятельности невозможно понять единство мировоззрения и образа жизни человека. Только в деятельности проявляется все то, что присуще человеку. Деятельность в основном носит осознанный характер, что не исключает и бессознательного в поведении человека [16]. Принцип деятельности в анализе нравственных, социально-психологических явлений и процессов состоит в том, что медицинский работник в результате активных действий способен положительно воздействовать на состояние здоровья больного на основе исследования истории его болезни. Деятельность сама по себе при этом подходе рассматривается как система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [7]. В самом широком смысле деятельность есть проявление причинно-следственных отношений, целенаправленное воздействие субъекта на объект, т.е. она детерминирована. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Деятельность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или группа людей, объектом – человек. Любая деятельность человека представляется как цепь причинно-следственных связей и действий. Действия – это те «кирпичи», из которых складывается здание деятельности. Любое действие состоит из отдельных элементов, связанных между собой в пространстве и времени. Человеческие действия есть самоорганизующаяся система. Человеческая деятельность отличается от физических и биологических действий, так как в ней присутствуют механизмы регуляции и нормативности. Врач свои действия строит исходя из причинно-следственных связей, общепринятых норм и ценностей.
Человеческая деятельность, в том числе медицинского работника, всегда происходит в процессе общения. Общение является формой обнаружения и способа реализации мировоззренческих, нравственных и социально-психологических отношений, выраженных во взаимоотношениях врача и больного. Их общение есть необходимое условие в лечении больного, процесса их взаимосвязи, а также между ними происходит взаимный обмен информацией, психическими состояниями. Общественно-психологические явления возникают лишь при общении людей друг с другом, при их непосредственном контакте. Авторы книг по социальной психологии [17] справедливо обращают особое внимание на важность общения между людьми, на необходимость учета социальных, нравственных контактов при выявлении сущности общественнопсихологических явлений. В процессе общения проявляется действие таких социально-психологических механизмов, как убеждение, внушение, установки, мотивы, подражание, взаимозаражение и др. Участники общения обмениваются между собой чувствами, делятся переживаниями и другими душевными состояниями. Любые душевные состояния человека предполагают сопереживание, соучастие, поэтому нуждаются в общении. Г.М. Андреева указывает, что коммуникативная функция общения раскрывает обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция общения выражает взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [1]. Продолжая рассуждать о проблеме единства общения и деятельности, она пишет, что «… в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но и всегда общаются в некоторой деятельности» [1]. Деятельность индивидуума пересекается с деятельностью других людей. Это пересечение деятельности формирует определенные отношения этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Ученый-психолог Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образ жизни [10]. А.Н. Леонтьев трактует общение как определенную сторону деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [9]. Итак, общение рассматривается как особый вид деятельности, т.е., с одной стороны, деятельность выступает как часть общения, с другой – общение выражает сторону деятельности. Они вместе образуют неразрывное единство причинно-следственных связей. Действительно, в реальной жизни социальная группа или отдельный человек в связи с теми или иными причинно-следственными связями и событиями испытывает какие-то чувства. Их сознание принимает определенное состояние. Г.В. Плеханов по этому поводу писал: «... нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало ... и за которым не следовало бы известное состояние сознания» [13]. Термин «состояние» употребляется для характеристики психических явлений, как, например, установок, эмоций, влечений, а также морально-психической атмосферы, общественного и группового мировоззрения и многих других социально-психологических процессов людей. Психическое состояние медицинского работника является целостным, динамическим состоянием готовности к определенной активности для выполнения конкретной деятельности, для исследования процесса «здоровье↔болезнь».
Учение об установках способствует научному и практическому осмыслению поведения людей при выполнении ими конкретных действий. Картина состояния здоровья и характер болезни, выступая в качестве социальнопсихологических установок, определенного состояния сознания, стереотипов, выполняют особую роль в механизме регулирования поведения как врача, так и больного. Под социальной установкой принято считать состояние готовности группы к определенной оценке ситуации и способу деятельности поведения к ней. Нравственная, социально-психологическая установка врача и больного определяется многими объективными и субъективными факторами. Согласно учению Д.Н. Узнадзе, установка – это направленность состояния сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Установки, – указывал он, – присущи как сознательным, так и бессознательным действиям субъекта, характеризуют его деятельность в целом. Далее он подчеркивал, что для возникновения установки достаточно двух элементарных условий – какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. И в субъекте возникает установка к определенной активности. На основе определенной установки возникает то или иное состояние сознания. В качестве факторов, порождающих установки, могут быть слова, речи, вербальные средства общения, которые объективизируются в деятельности людей [19]. В формировании нравственно-психологических установок врача и больного особую роль играют их внутренние и внешние факторы. Они определяют конкретное их поведение, так как человек, мобилизуя свои психические ресурсы, создает условия для возникновения установки определенного поведения. Объективная картина состояния здоровья больного содержит в себе определенную информацию, с помощью которой можно было оказывать целенаправленное внушающее воздействие на формирование установок поведения больного, которое отвечало бы требованиям его здоровья. Согласно взглядам Н.Д. Левитова, психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью. Состояние есть «...целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния психических свойств личности» [7]. Проблема мотивации является одной из самых важных в современной психологии. А.Г. Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» выступает против всякой классификации мотивов. Он рассматривает целые группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности. Динамический подход к мотивации предполагает постоянные ее изменения. Базовые, фундаментальные потребности и желания, т.е. мотивы, остаются постоянными. Автор к фундаментальным относит те мотивы, которые связаны с физиологическими потребностями [11]. Понятие «мотив» трактуется психологами далеко не однозначно и употребляется для обозначения разных явлений. Термином «мотив» в психологии называют инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, стремления, жизненные цели, установки, идеалы и т.д. В психологии используется также термин «мотивация». Обычно под ним понимается совокупность побудительных сил человеческой деятельности как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком. Мотивация – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, причинно-следственных отношений. В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает человек, т.е. какие причинно-следственные связи обуславливают конкретную мотивацию. Как говорил А.С. Выготский, мотивация – это «психическая система», т.е. особый вид психических процессов, регулирующих человеческую деятельность. Направленность личности зависит от потребностей, интересов и мировоззрения. Направленность является важнейшей составляющей мотивационного ядра личности. Основу ее составляют потребности [4]. Деятельность человека побуждается системой причинно-следственных связей, мотивов, в которой одному из мотивов может принадлежать решающая роль. Выбор мотива действия зависит от множества факторов. Наша реальная жизнь по своей природе не только социальное, но и духовнопсихологическое образование. И поэтому в нем действуют законы массовой социальной психологии, в частности закон взаимного заражения и подражания в качестве социально-психологического механизма, обеспечивающего групповую интеграцию. Согласно утверждению Б.Ф. Поршнева, в явлении психического заражения в коллективе проявляют свои действия два разных явления: внушение и подражание [14], которые всегда играли и играют определенную роль в жизнедеятельности медицинских работников. Они на основе подражания осваивает систему традиционного поведения во всех сферах их деятельности. Социальные нормы, духовные ценности, культурные архетипы и т.д. – все это – результат подражания способов распространения традиций – указывал Э. Дюркгейм [5]. Плеханов, как учёный, не мог оставить без внимания такое психическое явление, как подражание. Он писал, что «подражание играло очень большую роль в истории всех наших идей, вкусов, моды и обычаев…» [13]. О значении механизма подражания в сохранении и трансляции традиции писал В.М. Бехтерев: «Путем … подражания человек перенимает в значительной мере и все общественные условности и обычаи. Лишь благодаря подражанию человек становится общественным существом в настоящем смысле этого слова» [2]. Известный французский психолог, социолог Ж. Тард в своей «теории подражания» определял в данном явлении источник возникновения коллективных норм и ценностей, источник социального прогресса. «… Общество – это подражание, – считал Ж. Тард и все социальное бытие объяснял законами подражания [18]. Подражание осуществляется в процессе межличностного общения на основе символов, знаков и традиций и является одним из основных путей в культурном развитии человека. Подражание помогает человеку адаптироваться к нормам и образцам традиции, и в нем проявляются коллективные эмоции и реакции, выполняющие функции создания авторитетного эмоционально-психологического фона трансляции традиций. В качестве социально-психологического и нравственного механизма активности в деятельности врача выступают внушения. Они выполняли функции социально-психологических механизмов воспроизводства и трансляции традиций в сфере деятельности медицинских работников. По утверждению А.К. Уледова, социально-психологические явления внушения, подражания, стереотипизация и другие являются механизмами осуществления процессов отношений и общения. Благодаря такого рода механизму люди влияют друг на друга, передают свой опыт, организуются для совместной деятельности. Поэтому внушения играют особую роль в практической деятельности врача. В.М. Бехтерев подчеркивает, что человек усваивает обычаи не только путем подражания, но и при помощи общественного внушения: «… когда человек вступает в ту или иную группу лиц…, он получает тотчас же со всех сторон внушение, касающееся внешних условий общежития, обычаев, традиций и невольно им подчиняется» [2]. В.Н. Куликов подразделяет внушение на произвольное и непроизвольное. Когда совершается произвольное внушение, тогда внушающий проявляет свою активность, имеет конкретную цель и использует специальные приемы для воздействия на внушаемого. Непроизвольное внушение – это такое психическое явление, когда совершается процесс принятия человеком от других определенных качеств. Внушающий, имея особые качества, влияет на внушающего в силу объективной «заразительности» этих качеств. Внушаемый имеет предварительную установку о характере действия и результате влияния внушающего. Именно непроизвольному внушению мы больше всего обязаны тем, что приобретаем, подчас не замечая этого, определенный образ мыслей, чувств и манеры поведения от окружающих людей. Силой этого внушения в психике и деятельности медицинских работников укореняются профессиональные традиции и нравы [6]. В реальной жизни внушаются верования, духовные основания и смыслыориентиры деятельности человека. По мнению французского психолога Лебона, благодаря внушениям и верованиям, «люди любого возраста опутаны сетью традиций, мнений и обычаев, гнета которых они не в силах избежать и которые делают их всегда немного похожими друг на друга. Самый независимый ум не помышляет уклониться от них» [16]. Внушение равнозначно полному и безоговорочному доверию, выступает как «словесное заражение». Слово является великим генератором мнений и верований, главным средством внушения. Механизм внушения определяется авторитетом врача, который произносит речь ради внушения, а также на внушение влияет социально-психологическая атмосфера. Итак, нравственно-психологические явления, присущие врачу, функционируют в форме внушений, оценочных суждений, социальных установок, стереотипов, жизненных позиций, т.е. они выступают в качестве его эмоционально-волевых убеждений. Опыт, знания, взгляды и представления становятся мировоззренческим убеждением, выступают в качестве определенной направленности в деятельности врача.
Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 79-83. 2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. С. 238-239. 3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. С. 114. 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначения. М.: Канон, 1995. С. 37. 6. Куликов В.Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. С. 331. 7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. С. 20. 8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. С. 271. 9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 85. 10. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 130. 11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. С. 67-68. 12. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: пер. с фр. М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. С. 154. 13. Плеханов Г.В. Письма без адреса // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв.: в 5 т. М.: Изд-во социальноэкономической литературы, 1958. Т. 5. С. 295. 14. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. С. 86. 15. Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1999. С. 115-246. 16. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковича. М.: Политиздат, 1975. 17. Социальная психология. История. Эмпирические исследования / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 18. Тард Ж. Законы подражания: пер. с фр. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1892. С. 74. 19. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы теории психологии установки. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1961. С. 18, 23, 39.