Рисунок – графическое изображение видимого мира, какого-либо понятия или идеи. Из этого вида искусства исходят все остальные пластические формы отражения действительности: живопись, скульптура, архитектура. Чтобы суметь понять и оценить художественное творение, необходимо знание рисунка. Главный элемент, из которого состоит рисунок, - это линия. Используя прямую, горизонтальную, вертикальную или кривую линии, художник изображает что-либо на плоскости. Это и есть рисунок. В рисунке заключена целая концептуальная эволюция, более развитая, чем сама техника, материалы или ремесло в отличие от других пластических средств. Когда художник непосредственно, быстрыми штрихами зарисовывает какойлибо увиденный им объект действительности, речь идет о «наброске». Сделанные наброски художники собирают в «записные книжки». Это своего рода заметки, которые позднее используются для создания картин, скульптуры или произведений в какой-либо другой технике. Эскиз можно считать другим видом рисунка. Это не более чем подготовительный рисунок для скульптуры, картины или архитектурного проекта. Он представляет собой «скелет», к которому позднее добавляются остальные пластические средства. В XVIII в. во Франции начали уделять внимание в рисунке таким графическим средствам как свет и тень. Белый и черный цвета создают ощущение света с помощью широкого спектра серых тонов. Этот вид рисунка добавил новое понятие в технику: понятие пятна. Выполненные таким способом рисунки более близки к живописи. Однако с академической точки зрения рисунком продолжает считаться линия, воспроизводящая форму. Важная разновидность рисунка – «технический» или «геометрический» рисунок. Витрувий в I в. до н.э. говорил о трех видах рисунка: иконографии, орфографии и сценографии. Иконография – это рисунок, который стремится изобразить идею чего-либо, например, план здания; Орфография – это рисунок, изображающий прямое и вертикальное; Сценография – это сценический рисунок. Такая классификация является частью греческой системы восприятия, согласно которой способ графического изображения ассоциировался с его восприятием. В XIX в. Дюран использовал рисунок для планов, а также ввел вид спереди или сбоку как систему изображения. Отсюда возникла начертательная геометрия, или идея проекции предмета. Рисунки, выполненные компьютером, отличаются обезличенным изображением, т.к. они сделаны машиной. Это точные и ясные рисунки без ошибок, стремящиеся к совершенству, а потому холодные. В них не чувствуется биение человеческого сердца, в отличие от рисунков, сделанных учеными эпохи Возрождения, где помимо точности передаются в графическом изображении эмоции и жажда познания (Леонардо да Винчи). Этюды – это исследование различных аспектов композиции, иногда очень далеких от конечного результата. Однако этюды – лучший способ познакомиться с методом работы мастера. Теодор Жерико выполнил множество этюдов (эскизов), прежде чем взяться за свое гениальное полотно «Плот «Медузы». В этих подготовительных работах виден виртуозный рисунок. Особенно это касается изображения обнаженных тел персонажей картины.