Художник, высекающий изображение на скале, безымянный средневековый ремесленник; великие мастера эпохи Возрождения, Барокко или живописец XX в. пользовались красками. В глиняных чашах или сосудах, в металлических тюбиках или стеклянных флаконах, спрятанных от света, влаги и перепадов температур, эти краски, готовые к использованию, сохранялись на протяжении веков. Цвет – один из наиболее важных выразительных средств, которое отличает живопись от других пластических видов искусства. (Подробно о цвете в живописи мы расскажем в главе «Цвет», стр.18) Живописное произведение состоит из трех основных элементов: цвета, или пигмента, клейкого вещества и основы, на которую наносятся два предыдущих элемента. Многие краски, содержащие окислы железа в глинистых отложениях (охра, сиена, умбра), принадлежат к категории «земляных». Другие краски получают путем размельчения определенных минералов, среди которых попадаются ценные, редко встречающиеся, например, ляпис-лазурь (лазурит) – голубой тон, который использовался в средние века. Существуют краски, которые вырабатываются из выделений животных, таких как моча или яд некоторых насекомых. В настоящее время художники располагают различными пигментами, полученными химическим способом. Клейкое вещество – это прозрачная масса, которая позволяет растворить краску и обеспечивает последующее её соединение с живописной поверхностью. Среди древних живописных методов выделяется настенная живопись – живопись, нанесенная на стену. Наиболее известный вид настенной живописи – фреска, живопись поверх слоя извести. Различают два вида фрески: «сухая фреска» (fresco secco) – выполняется по сухой штукатурке, а результат похож на росписи темперой и «хорошая фреска» (buon fresco) – роспись по сырой штукатурке, особенно популярная в Италии в XIII – XVI вв. Это один из наиболее ценных и долго сохраняющихся видов настенной росписи. Пример этой техники – фрески Рафаэля, выполненные на стенах Станц – личных апартаментов папы в Ватикане.