Большинство крупных современных городов возникла на пересечении международных путей. Их планировочные основы складывались как функция транспортных направлений. В композиционном же плане пути и улицы выполняли роль визуальных каналов. С древних времен внешние пути визуально замыкались главными ансамблями: в Афинах - акропольских скалой, в Риме - Палатинским и Капитолийский холм, в Лютеции - римской крепостью на острове Сите, на месте которой в эпоху средневековья был построен собор Нотр-Дам-де-Пари. Выполняя главную роль в формировании внешних панорам, эти ансамбли были доминирующими и в интерьерной структуре. В ХVII-ХVIII вв. Успенский и Покровский соборы Харькова, расположенные на мысе центрального плато, виднелись из тридцати километровой дистанции при подъездах по московскому и крымском направлениям. Итак, в формировании композиции имеют значение три фактора: движение, ландшафт, как визуально-пространственная и объемно-пластическая основа, и архитектурные акценты. Структура Харькова была обусловлена торговыми путями, которые проходили через этот район от Киева и Москвы через Путивль на Дон к Торских соляных озерам. Возникновение крепости связано с меридиональными военными путями крымских татар - Муравским и Изюмским, что шли из Крыма в район Тулы и Москвы. Военные условия требовали связи Харькова с другими пограничными крепостями: Ахтыркой, Валками - на западе и Чугуевом, печенегов и др. - На востоке, которые сочетались Ахтырского-Чугуевским путем; Белгородом - как центром Белгородской линии укреплений - на севере, а с конца XVII в. - С крепостями Изюмской линии укреплений - на юге. В конце ХVII в. - Начала XVIII в. появляется новый путь на Москву, который вел в Харьков с северо-востока через Липцы. Внешние дороги пересекались низовьях у подножия холма. Здесь, в месте удобном для подвоза товаров, образовалась торговая площадь. На холме - в удобном для обороны месте, была построена крепость. Ее расположение позволяло контролировать пути, которые вели в город. Это первый уровень структуры.