В период капитализма стремительно развивалось промышленное производство, распространение и изменилась торговля. Изменения социально-производственных условий, которые были вызваны первой промышленной революцией, заключались в переходе от мануфактурной к фабрично-заводской стадии развития промышленности. Внешние связи городов, усилившихся с местами производства, сбыта продукции и источниками сырья потребовали создания принципиально нового вида движения - железнодорожного. Появление железных дорог, в свою очередь, стимулировало создание новых предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной и других отраслей промышленности. Изменяется скорость внешнего движения, приемы трассировки железных дорог. Все это обусловливало трассировки железных дорог только по долинам. Впервые внешнее движение и внутригородская жизни. Связь промышленного производства с внешним движением вызвал концентрацию промышленных предприятий вдоль линий железных дорог и, соответственно, перенос мест концентрации с центра на периферию крупных городов. Внешний движение, начинал обслуживать преимущественно производство, постепенно терял связь с центром города и его торговой площадью, куда раньше поставлялись сельскохозяйственные продукты для продажи. Все больше внешнее движение концентрировался на периферии, в местах размещения станций, складов и промышленных предприятий. В связи с возможностью быстрой доставки товаров по железной дороге и пароходами меняется характер торговли. В связи с этим торговая площадь с путями движения, ведущие к ней, теряет свое прежнее значение коммуникационного узла. В период промышленного развития меняется система ценностей - социальная значимость архитектуры рассматривается не с точки зрения идеологической, а только утилитарной. Собор, архитектурная доминанта города, теряет свое социальное значение, а новые социальные доминанты (банки, биржи) не способствуют объединению города в единое целое. Внешние и внутренние пути движения прокладываются только с точки зрения целесообразности.