|
|
|
|
|
Периодом Амарны называют период правления Аменхотепа IV и его последователей, когда в результате реформ в государстве было на некоторое время введено единобожие. Соракалетнее правление Аменхотепа IV ознаменовалось введением культа единого солнечного бога Атона. Фараон разрывает отношения с фиватским жречеством, строит новую столицу Ахетатон (горизонт Атона), сам берет имя Эхнатон (угодный Атону). Нефертити являлась женой правителя. Изменения в сфере религии и других областях жизни общества непосредственно отразились в искусстве. Изменились сюжеты рельефов и росписей. Появились изображения царской семьи в домашней обстановке, более естественными и разнообразными становятся позы изображаемых. Богаче становятся колористические отношения. После смерти Эхнатона престол переходит к Тутанхамону (живой образ Атона). В 1922 году открыта гробница, принесшая ему славу (золотая маска Тутанхамона).
Позднее в XIV-XIвв до н.э.жречество восстановило утраченную власть. Вновь вводится многобожие, четкие каноны в области искусств. К этому периоду относятся два храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.
В Поздний период страна теряет свою независимость. Правят иноземные династии. Новых заупокойных ансамблей не строится.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом. Характерная для египетского искусства колористика основана на использовании золотистых, коричневых, красных, черных, ярко голубых оттенков. Композиция строится на основе тональных контрастов. В это время строятся три типа храмов и усыпальниц: небольшие наземные, полускальные и скальные. Вход фланкировался пилонами (греч. «ворота», «вход», торжественные трапециевидные сооружения с символико-мифологичскими композициями), у стен стояли статуи фараона – колоссы, между которыми располагался узкий вход. Вошедший оказывался в перестильном дворе (внутреннем дворе с колоннами по периметру). Далее располагались один или несколько гипостильных (с колоннами) зала. Самым дальним и доступным лишь посвященным являлось святилище. Таким образом, в расположении помещений использовалась осевая композиция (наземные храмы Карнака и Луксора близь Фив, полускальный храм царицы Хатшепсут XVI-XVвв. до н. э.). Известное произведение – «Колоссы Мемнона» - представляло собой две гигантские статуи сидящего на троне фараона Аменхотепа III (1405-1367) на западном берегу Нила, напротив Луксора. В росписях появляется пейзаж со стилизованными формами растений. В усыпальницах можно проследить три основных цикла сюжетов росписей: сцены земного бытия, оживление тела для перехода в царство мертвых, жертвенный пир.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это период распада страны. До нас дошло мало памятников. Фивы становятся столицей Египта. Пирамиды строят меньших размеров (заупокойный храм Менхотепа I). Появляются храмовые ансамбли в скалах. Наряду со столичной художественной школой развиваются местные. Власть фараона не безгранична. Иконография царей меняется. Индивидуальные, конкретные черты становятся превалирующими. Колонады в интерьере делили помещение на три нефа, потолок покрывался росписью, имитирующей небо.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Древнее царство – эпоха сооружения великих пирамид. Представление о божественности фараона – сына бога во плоти – содействовало укреплению единовластия. Существовали специальные праздники, которые способствовали этому. Хеб-сед – праздник 30-летнего правления фараона, например, справлялся впоследствии независимо от даты как ритуал, придающий силы правителю. Гробницы стали приобретать внушительные размеры. Самой древней является ступенчатая пирамида Джоссера в Саккара (зодчий Имхотеп). В комплексе существовал кенотаф. Помещения располагались согласно культу. В камне имитировались тростниковые конструкции. Использовался светотеневой контраст выступов и ниш. В орнаменте и капителях колонн имитировались изображения цветов и бутонов лотоса, папируса, пальм. Наиболее известны пираммда фараона Снофру в Медиуме 2800 до н.э., комплекс пирамид в Гизе 2700 до н.э. (пирамиды Хеопса, хефрена и Микерена). Гробницы строились при жизни фараона. Неотъемлемой частью комплексов храмов и гробниц были пластика и росписи. Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости. Цвет в рельефах и росписях имел символическое значение и трактовался плоскостно. Характерная тематика рельефов: владелец гробницы в сценах охоты, рыбной ловли, наблюдения за хозяйственными работами, принимающий жертвы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одни из первых дошедших до нас памятников искусства – керамические сосуды, обычно декорированные орнаментом. Наиболее часто встречаются изображения плывущих ладей, стилизованных животных и птиц. Древняя стенопись этого периода сохранилась в гробнице вождя в Иераконполе. Найдены памятники малых форм: ритуальные ножи, палетки и другие предметы. Палетки – изначально пластинки для растирания красок, стали иметь культовое значение. В центре палетки – круглое углубление, композиционный, ритмический центр, соотносится с солярным культом.Большенство палеток имеет щитообразную форму. На «Палетке с шакалами» (4 тыс. до н. э.) пальма в центре – символ священного Древа Жизни. На «Палетке фараона Нармера из Иераконполя» (около3000 до н. э.) проявились основные закономерности изображения (целостная фигура человека, предопределенная верой в переселение души, двойника Ка, сущности Ба; фризообразность – изображение фигур по регистрам, разномасштабность фигур, соразмерность). В это время складываются древние города Мемфис, Он (Гелиополь), Абидос. Противостояние Верхнего и Нижнего Египта нашло отражение в мифе как соперничество двух богов Гора (покровителя Верхнего Египта) и Сета (покровителя Нижнего Египта). Согласно египетскому мифу бог плодородия Осирис, женой которого являлась Исида, был царем Египта, научил людей возделывать землю. Он был убит старшим братом Сетом, олицетворением мрака и зла. Сын Осириса Гор (светлый сокол) вызвал Сета на поединок и победил его. Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис не вернулся на Землю, он стал господином царства Мертвых. Наследником его на Земле, царем живых, стал Гор. Гор соотносился с Солнцем, с животворящим солнечным светом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего востока. М.: «Искусство», 1976. (серия Малая история искусств). Хладких В. Д. Древний мир. М., 1997. (в двух томах).
Древний Египет располагался на севере-востоке Африки, вдоль течения реки Нил. Жаркий климат, плодородная почва способствовали развитию орошаемого земледелия. Урожаи собирались 2 раза в год, что создавало избыточный продукт. Египет -–одна из древнейших цивилизаций, где сложилось рабовладельческое государство в 4 тыс. до н. э. Искусство (как и история) Древнего Египта делится на периоды: 1. Додинастический период (4 тыс. до н. э.); 2. Раннее царство (3000-2800 до н.э.); 3. Древнее царство (2800-2300 до н.э.); 4. Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.э.); 5. Новое царство (1800/1600-1100 до н.э.); 6. Позднее царство (1100-400 до н.э.). В Древнем Египте господствовала языческая религия. Обожествлялись животные (жуки-скарабеи, змея, сокол, корова, кошка, гиена, крокодил, обезьяна). Главное божество – бог солнца Ра (позднее Атон). Сушествовал культ мертвых, жизнь на земле считалась лишь подготовкой к более значимой жизни после смерти.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В эпоху бронзы ведущим видом творчества остается прикладное искусство. Главенствующее положение вождя подчеркивается внешними признаками – одеждой, орудиями, украшением. Мелкая пластика из металла, связанная с религиозными культами составлялась в целые композиции. Совершенствуется техника изготовления керамики. Железный век в Европе представлен различными культурами в гальштаттский период (650-400 гг. до н.э.) на территории Западной и Средней Европы и культурами латенского периода (с 400 г. до н.э. до начала н.э.). На Балканском полуострове культура железного века развивается у фракийских племен, на территории России – у скифских племен в Северном Причерноморье. В гальштаттском искусстве довольно часто встречается скульптурное воспроизведение повозок в виде платформы, на которой располагается группа людей, одна фигура выделяется своими размерами (Повозка, Штретверг, Австрия, 6 век до н.э., бронза). Скифская культура (7-2 вв. до н.э.) – это культура кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Скифские племена были довольно активны. Ими предпринимались далекие походы в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай. Процесс развития скифского общества протекал неравномерно. У скифов Причерноморья благодаря контактам с греческими городами-государствами в 3 веке до н.э. появилось первое государство с центром в городе Неаполе Скифском (в районе Симферополя). По словам Геродота у многих скифских племен был обычай выкладывать за пределами города большие холмы из хвороста, на вершину которых водружался меч. Этому сооружению скифы и поклонялись, а залем предавали его огню. В ранний период развития скифской культуры (7-6 вв. до н.э.) мастер, как правило, трактовал образ животного в обобщенных формах, стилизуя оттдельные второстепенные части, превращая их нередко в орнамент (Голова медведя. Бронза. Среднее Преднепровье; Украшение уздечки. Бронза. Среднее Преднепровье. 5 век до н.э.; Олень. Украшение щита. Золото. Костромской курган. Прикубанье. 6 век до н.э.; Пантера. Украшение. Золото. Келермесский курган. Прикубанье. 6 век до н.э.).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Металл, обнаруженный в эпоху неолита, начинает играть в жизни человека значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди). Усилилась локализация культур. Довольно скоро освоены были все техники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. Из этого материала начинает отливаться и мелкая пластика. Исчезают глиняные женские статуэтки, теперь антропоморфные изображения больше связаны с мужчиной. Мегалитические сооружения появились во многих местах Европы и Азии. Первые из них относятся еще к эпохе неолита. Они представляют собой сооружения культового характера из грубоотесанных или необработанных каменных глыб. Различают три вида мегалитов: менгиры, дольмены, кромлехи. Менгиры бывают едва отесанные или выполненные в виде монументальной скульптуры. Во Франции они достигают 21м. Вишапы – монументальные изображения рыбы создаются в Армении. Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь). Во Франции встречаются целые поля менгиров, найдены они и на Кавказе. Дольмены служили местом захоронения членов рода. Это сооружения из нескольких вертикальных блоков, перекрытых плитой. Они получили распространение в Европе, Азии, Африке, В Крыму и на Кавказе, преимущественно в приморских областях. Кромлехи –сооружения из каменных блоков, образующих в плане круг или несколько концентрических кругов до 100м в диаметре. Самый известный кромлех Стоунхендж в Англии состоит из нескольких концентрических кругов каменных глыб. Его диаметр 90м. Сохранились 125 каменных глыб. Главная ось ориентирована на летнее солнцестояние. Майкопский курган (Кубань) – богатейшее погребение бронзового века. Найдены курганы и в Закавказье (Лчашен, Кировокан, Триалети). Особой известностью пользуются бронзовые топорики с гравированным рисунком, принадлежащие кобанской культуре (конец II тыс. – начало I тыс. до н.э, Северный Кавказ, Осетия).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Временные рамки неолита менее определенные. По Алпатову этот период соотносится: В Европе около 10000 – 2000 до н.э. В Египте около 18000 - 3000 до н.э. В Америке 3000 до н.э. В Китае 2000 до н.э. На Ближнем Востоке 7000 до н.э.
Человек постепенно переходит к оседлому образу жизни. Культовое действие в это время складывается из двух моментов. Это или движение по направлению к какой-либо цели – процессия, или движение вокруг культового памятника, дерева, гробницы. Искусство неолита приобретает более глубокое смысловое выражение. В геометризме проявилось стремление передать основу всех вещей, их душу. Появляются слова-знаки, обладающие многообразным значением. В некоторых языках «небо» означало и круг с намеком на окружность небосвода, и свод, и арку, и, наконец, шар. Подобно словесным знакам, графические начертания имели также многообразное значение. Постепенно развивается чувство основных ритмических форм, чувство композиции. Возникновение орнамента относится еще к древнему каменному веку, но более полное развитие он получил в период оседлости. В орнаменте сосудов не встречаются растительные формы – это полосы, зигзаги, круги, волны (сосуды Южной Туркмении; сосуды из Тель-Арпачийа в Передней Азии; сосуды Трипольской культуры).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее яркие памятники обнаружены на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе, в Средней Азии. Во всех этих местах, часто на открытых скалах встречаются красочные и гравированные изображения людей и животных небольшого размера. Красной, преимущественно темно-красной или черной, наносится сплошной силуэт фигур (Сцена охоты. Альпера. Восточная Испания).
В этот период создаются динамичные многофигурные композиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т. п.). В мезолитских росписях на первый план выходит человек, его действия. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения. Роспись на скале Валлторта, Испания). В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонах многие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводы оставляли свои рисунки. Первобытный художник главное внимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты. Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия). Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с творчеством бушмеков, обитающих ныне на юге Африки (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).
|
|
|
|
|
|
|