Навигация
Обмен ссылками

 
автор: DARK-ADMIN
Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XVв. до 1532г., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).
Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман). Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. Например, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота, серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.
Каменная скульптура почти не получила развития у инков.
Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты. Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Яркая культура создана народами майя. Уже в II-IIIвв. нашей эры племена майя основали небольшие города-государства во главе которых стояли жрецы и аристократия.
Как и ацтеки, майя возводили свои постройки на каменных основаниях. Чаще встречаются два типа сооружений: храмы на вершине пирамид; обширные дворцы на высоких каменных столбах (основаниях), которые формировались вокруг открытого двора. Дома майя обычно сооружали на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя живописнее и богаче украшена, чем у ацтеков. Фасады зданий декорировались геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Иногда массив стены полностью скрыт под каменным кружевом. Часто используются колонны. Известные памятники этой культуры: храм Солнца в Паленке, храм Ягуаров и храм Воинов в Чичен-Ице. На вершину пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице ведут четыре лестницы по 91 ступени (914=364). На вершине у святилища Кукулькана – Кецалькоатля есть еще одна 365-я ступень. Пирамиду украшают 52 рельефа. Тольтеки привнесли в майякскую культуру календарь Венеры и высший календарный цикл – 52 года (по 365 дней)
Скульптура достигла высокого развития. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой сторонестелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иерографическими надписями.
Наивысшего расцвета культура майя достигла в VIII-IXвв. н.э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями (стела Пьедрас Неграс, 795г.). У майя существовали дворцы, храмы, монастыри, обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, здания парных бань. Они создали подземные каменные водохранилища – Чультуны. Водохранилища высекались в скалах, соединялись каналами и служили для накопления дожневой воды. Майя строили дороги – сакбе (покрытие – известковый бетон, утрамбованный каменным катком), но не знали колеса.
У майя нет центрального управления, нет столицы, все города равноправны.
Лучшие образцы живописи майя – фрески храма в Бонампаке (открыта в 1946г.). Три помещения храма покрыты росписями, изображающими подготовку к сражению, битву и праздник после битвы. Мастера пользовались чистыми, яркими красками. Цвет соотносился с определенной символикой. Древние жители Мексики, замечая в композиции красную фигуру, знали, что речь идет о боге Земли Ксипетотеки, тем самым, о восточном небе с его значениями восхода Солнца, юности и весны.
Над жрецами, совершающими обряд жертвоприношения, жрецами-пророками и жрецами-служителями Солнца стоял верховный жрец майякского государства. Он являлся также Магистром иерографического письма, Главным астрологом и астрономом.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Культура развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XIIв. Вплоть до 1521г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (древний Мехико). Картес, предводитель конкистадоров, влюбился в Марину (имя, пришедшее в Европу от ацтеков), дочь последнего вождя ацтеков Мантесулы. Только благодаря случайности Картес сумел победить ацтеков. Раненый, он выхватил копье у вождя, и войска ацтеков стали повиноваться ему.
Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, на которых располагались храмы или дворцы. Ацтеки верили, что через каждые полвека начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывался несколькими слоями кладки, так, что он оказывался внутри обновленной пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из пирамид в Тенаюке обнаружено 8 последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершинах строились из дерева, но они не сохранились.
Скульптура ацтеков отличается строгостью и схематизмом. Они создавали огромные культовые статуи, иногда отдаленно напоминающие человека и составленные из символических изображений: кукурузных початков, клыков и т.д. Например, статуя богини Земли и Плодородия Коатликуэ.
Образцов живописи сохранилось мало. До нас дошли яркие декоративные «мозаики» из перьев, наклеенных на плотную ткань, и произведения тончайшего ювелирного искусства.
На территории Мексики проявился самый кровавый в истории человечества культ, связанный с планетой Венерой. Здесь найдена стена черепов, обмазанных глиной.
Ушмаль – комплекс древнеамериканской культуры. Дворец Правителей в Ушмале расположен на искусственной платформе 200170 м. высотой 12м. Сам дворец имеет следующие размеры 98128.5 м. Верхнюю часть Верховного Дворца украшает огромный рельеф. Главный герой рельефа – бог Дождя и Плодородия Чак. Чак – божество-посредник между Богом и человеком, это карлик-страж.
Существовал культ Пернатого змея у теотиуаканцев, толтеков, затем у ацтеков. Люди поклонялись ему как дарителю цивилизации.
 
 
автор: DARK-ADMIN
М. Стингл.Тайны индейских пирамид., М.: «Прогресс», 1982.
М. Стингл. Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств, М.: «Прогресс», 1983.
М. Стингл. Государство Инков. Слава и смерть «сыновей Солнца», М.: «Прогресс», 1986.

Одна из характерных особенностей искусства доколумбовой Америки – существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала особым, неповторимым стилем. Только на территопии Мексики их было около 11 тыс.
Среди этих культур выделяются три наиболее значительные:
• Культура Ацтеков (Центральная Мексика);
• Культура Майя (Южная Мексика, Гватемала, Гондурас);
• Культура Инков (Перу, Боливия, Эквадор).
 
 
автор: DARK-ADMIN
Первый парадный комплекс дворцов и культовых построек возник при КиреII и Дарии в местности Пасаргада. Гробница КираII – каменная целла с двухскатной кровлей на высоком постаменте из шести ступеней. Ахеменидские лдворцы строились по раз установленному стандарту и в Пасаргадах, и в Персеполе, и в Сузах.
Гумбад (перс. Купол, свод) – в архитектуре Ирана название мавзолея в форме башни, увенчанной небольшим шатром или полусферическим куполом.
Чартак (или чо хартаг (перс.) –четыре арки) – зароастрийский храм огня в форме кубической постройки с аркой в центре каждой стороны и куполом наверху, строились в местах выхода природного газа. Позднее в Средней Азии – название здания с куполом на четырех арках. Отсюда – русское слово чердак.
Самый выдающийся памятник Ахеменидского Ирана – Персеполь – начал создаваться около 520г. до н.э. В его строительстве ежегодно участвовало не менее 3000 человек. Комплекс возведен на искусственной платформе высотой 12м. Вход в комплекс – «Ворота всех стран» - украшали огромные (более 10м) человекобыки. Основной строительный материал – кирпич-сырец и камень. Каменные детали выполнены из светлого песчаника, имеются вставки из бронзы. Они раскрашивались в яркие, несущие символический смысл, цвета. Известно, что некоторые рельефы снимали и переносили в другое место согласно ретуальным действиям. Рельефы Персеполя – медленное, ритмичное, торжественное шествие солдат, вельмож, чиновников, жрецов, подвластных народов. Здесь есть строжайшая канонизация, доходящая до монотонности, стремление к симметрии, зеркальному отображению одних и тех же сцен. Каждый дворец и рельеф имеет определенное, связанное с ритуалом, место. Порталы дворцов Персеполя и главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с крыльями – символа, широко распространенного в Египте, но, вероятно, истолкованного как символ иранского бога Митры.
В период Ахеменидов строятся колоссальные скальные гробницы. Самый большой комплекс расположен в Накш-и-Рустам в нескольких километрах от Персеполя. Здесь находятся гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II. Все они едины по плану – на недоступной высоте, в скале высечены квадратные камеры, в которых когда-то стояли саркофаги. Над входной дверью располагалась скульптурная композиция.

Ахеминидское царство рухнуло под натиском войск Александра Македонского.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Искусство Древнего Ирана делится на два основных периода:
1. Искусство доахеменидского Ирана XIII-VIвв. до н.э.
2. Искусство Ирана эпохи Ахеменидов 550-331гг. до н.э.

Искусство доахеменидского Ирана XIII-VIвв. до н.э.
К периоду «железного века» (XIII-Xвв. до н.э.) относятся произведения серой керамики. Это так называемые «чайники» – тонкостенные горшки с длинными выступающими носами; большие бокаловидные сосуды с маленькими ручками; «триподы» – неглубокие чаши на трех высоких ножках. Большенство керамических изделий имеет серый и темно-серый цвет.
Период с X по VIIв. до н.э. называют «золотыми веками муристанских бронз». Часто встречаются псами – металлические детали конских удил. Статуэтка «Зрвана» - полиморфное божество, сочетающее в себе черты юноши и старца. К этому периоду относятся пакторали. Пактораль – нагрудное украшение, тонкая металлическая пластина с закругленными углами, повторяющая форму тела (золотая пактораль из Завие VIIв. до н.э.).
Искусство Ирана отличается особым разнообразием изображаемых «добрых» и «злых» существ. Это и крылатый бык-шеду, и крылатое чудовище с телом быка и головой орла или грифа, крылатый баран, крылатый лев с птичьим хвостом, «гений» с лицом и руками человека и бычьими ногами и т.д.
Наиболее древним комплексом в Нуш-и-Джан является храм огня – ромбовидный в плане, возможно, обнесенный по периметрукруглой стеной, с треугольным святилищем внутри. Святилище украшено слепыми окнами и нишами.
В древнем Иране получило распространение религиозное течение зароастризм по имени пророка Заратуштры. Основные положения учения нашли отражение в Авесте. Согласно зароастризму, мир создан из самосоздающего и самоуничтожающего Космического огня.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Последние страницы истории Двуречья связаны с Вавилоном (иногда его называют Нововавилонским).
Новый Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв.км., разделенный Ефратом на западную и восточную части. Он быт пересечен системой длинных прямых улиц – «дорог процессий», которые вели к центральным храмам. Новый город, по существу, представлял собой пригород старого Вавилона и соединялся с ним деревянным мостом на каменных опорах. Основной улицей нового Вавилона была «дорога процессий» богини Иштар. Эта дорога соединяла храм бога-покровителя города Мардука с Северными воротами богини Иштар. Один из храмов города – семиярусный зиккурат Этеменанки – «Дом основания Небес и Земли». Всего в Вавилоне (по литературным источникам) было 53 храма.
Из светской архитектуры большую известность получили «Висячие сады», входившие в дворцовый комплекс Навуходоносора II.
Под влиянием Ассирии усиливается роль цветного компонента в архитектуре (использовались цветные изразцы, глазурованный кирпич). Характерно чередование светлого и темного фона, чередование плоского и выпуклого изображения животного. Декоративная красочная орнаментальность – характерная черта Нововавилонского искусства.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Ассирия использовала опыт предшествующих цивилизаций.
Почти каждый ассирийский правитель предпочитал строить собственную укрепленную столицу. Некоторые города уже были строго распланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Дур-Шаррукин). Дворцы и храмы Ассирии часто повторяют постройки Двуречья (бит-хилани, зиккураты). Собственно ассирийским можно считать тип укрепленного дворца-цитадели. К такому типу относится дворец Саргона II (722-705гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине. Площадь города – 18га, площадь дворца в нем – 10га. Дворец возведен на платформе высотой 14м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы и всадники. Всего во дворце около 200 помещений. По сторонам от входа во дворец стояли статуи крылатых быков – шеду (добрых духов, охранителей входа). Они служили опорами арок и достигали в высоту 5.5м. В IX – начале XIIIвв. Такие статуи были пятиногими: добавочная нога создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю.
До нас дошли рельефы во дворцах Сарманасара III (859-827гг. до н.э.), Тиглатпаласара III (746-727гг. до н.э.), Саргона II (722-705гг. до н.э.), Синаххериба (705-681гг. до н.э.), Асаргадона (681-668гг. до н.э.) и Ашшурбанапала (668-626гг. до н.э.). Батальные и охотничьи сцены – основные сюжеты рельефов. В искусстве Ассирии в I тыс. до н.э. выработался канон изображения правителя как “владыки всех стран”, совершенного физически, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве.

В I тыс. до н.э. в районе озера Ван и по всему Армянскому нагорью распространилось государство Урарту. Оно пало в 590-585гг под натиском мидян и скифов. Искусство Урарту продолжает ассирийские традиции. Часто встречаются образы фантастических животных (“Грифон”, Грифон (гр.) – фантастическое существо с телом льва, клыльями сказочной птицы и клювом орла), развита художественная металлургия, инкрустация (бронзовый щит и шлем царя Сардури II).
 
 
автор: DARK-ADMIN
Во II тыс до н.э. впервые возвысился Вавилон. До нас дошли статуэтки личных божеств и гениев-хранителей. Найдены печати со сценами, которые воспроизводят сюжетыаккадского времени: борьбу героя со львом, суд над птицечеловеком, крылатых драконов, быков с человеческой головой.
Формируется тип дворцовой архитектуры – бит-хилани («дом-галерея»). Это здание с портиком между двумя башнями. Портик имеет одну либо три колонны. Для украшения часто использовался орнамент в виде плетенки (сплетенных в косу волнистых линий).
Композиция в этот период – это сочетание форм и узоров в их многообразии. Цвет носит символический характер (розовые лошади, например).
Во второй половине II тыс до н.э. Двуречье на 500 лет попадает под власть касситов.
 
 
автор: DARK-ADMIN
Первые письменные документы, найденные на территории Двуречья относятся к IV-III тыс до н.э. Это клинопись на глиняных досках.
Стало известно, что территория между реками в III тыс до н.э. была покрыта сетьб мелких городов-государств, враждующих между собой, среди которых можно выделить древние государства Шумер и Аккад.
Одни из самых ранних произведений шумерской культуры – Ансамбль в Телль-Ахмаре, храм Абу-Шахрайна, статуэтки богов и адорантов из храма Аб-У. Храм Абу-Шахрайна III тыс до н.э.построен на возвышенном месте, с двух сторон к храму ведут лестницы, святилище прямоугольной формы. До начала III тыс до н.э. вход в святилище был свободный.
В конце III тыс до н.э. строятся храмы на нескольких платформах, называемые зиккуратами (зиккурат в Уре). Строительный материал – кирпич-сырец. Первоначально зиккураты имеют три яруса-платформы разного цвета. Первый ярус – черный (обмазка битумом), второй ярус – красный (облицовка обожженым кирпичом), третий ярус – белый (побелка известью). Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время стали строить семиярусные зиккураты. В зиккуратах сохранились элементы раннего шумерского храма – лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик, членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами. С середины III тыс до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами (дворец А в Каше), стены украшались мозаиками из раковин (боевые сцены).
Вокруг храма или дворца формировалась жилая застройка, которая носила стихийный характер, поэтому возникали узкие, кривые, часто тупиковые улицы. Жилые дома были прямоугольные в плане, без окон, с внутренними двориками, с глинобитными стенами.
В Двуречье почти не использовалась колонна, криволинейные линии.
Рельефы и живопись отличались повествовательностью изображений, членением изображений по регистрам (уровням), чтение сюжета снизу вверх (в самом нижнем регистре – фон, выше – действия). Любимая тема – охота на хищников. Постепенно складывается канон изображения.
Позднее центром культуры Двуречья становятся Аккады. В конце III – начале II тыс до н.э. аккадская династия уничтожена. Происходит смешение культур Шумер и Аккад, население становится аккадоязычным. Последним шумерским периодом истории Двуречья было время III династии Ура (около 2112-1997гг. до н.э.).
 
Авторизация
Топ новостей