В конце XIX - начале XX в. итальянский архитектура постепенно входит в русло общеевропейского развития новых архитектурных направлений. Например, итальянское Либерти (разновидность модерна) было тесно связано с французским и бельгийским Ар-Нуво. Типичным представителем итальянского Либерти был архитектор из Сицилии Эрнесто Базиле (1857 - 1932) - ученый, художник и замечательный мастер. По проектам Базиле было построено множество различных по назначению зданий, большинство которых представляла академическую школу, в том числе и такие основные работы Базиле, Дворец юстиции и Дворец парламента в Риме. Период творчества Базиле, связанный с Либерти, приходится на 1902 - 1906 гг. Новых конструкций он пришел путем поисков орнаментальных форм и применил их в собственном доме и на вилле Флорио в Палермо. По своим внешним формам дом в Палермо, построенный в 1904, сходный с сооружениями общеевропейского модерна. Здесь применены новые для того времени строительные материалы - металл с заполнением стен кирпичом. Здание, лишена ордерных деталей, выполнена в простых и строгих формах, только немного орнаментальных вставок оживляют его стены. В дальнейшем Базиле полностью отошел от Либерти и стал ярым противником «новой» архитектуры. Другими представителями итальянского Либерти были архитекторы Джузеппе Соммаруга (1867 - 1917), среди многих сооружений которого выделяется палаццо Кастильони в Милане и Раймондо ДьАронко (1857 - 1932), известный как организатор итальянских международных выставок. Им построена главное здание выставки в Турине 1902 (рис. 10.1), вход на выставку и один из павильонов.