|
|
|
|
|
Нидерланды – были разделены, южное влияние, процветает барокко. Фландрия: Пауль Рубенс. Возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполняющую заказы европейских венценосцев и католических орденов. Как истинный художник барокко Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони. Картины художника обладают теплым колоритом. “Воздвижение креста”, “Похищение дочерей”. Анонис Ван Дейк – ученик Рубенса, придворный живописец Карла I. Персонажи его работ наделены автопортретным сходством. “Портрет Карла I на охоте” Якоб Иорданс – помощник Рубенса, крестьянский жанр. Художник демонстративно простонароден и грубоват («Король пьет», «Сатир в гостях у крестьянина»). Франс Снейдерс писал громадных размеров натюрморты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реконкиста, отвоевание полуострова у мусульман. Архитектура: видны готические традиции, мавританские черты. Испанское барокко - Хосе Чурригер – оформление парадного дворца Изуитской коллегии. Его стиль характеризовался сложными сплетениями декоративных форм, динамизмом. Живопись: Эль Греко – ученик Тициана. Характерна вытянутость и деформированность фигур, психологическая выразительность темы. Диего Веласкес был на протяжении почти 40 лет придворным живописцем короля Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных, карликов, шутов (“Папа Иннокентий Х”, “Менины”) + мифологиечские темы («Кузница Вулкана», «Вакх», «Венера и Амур»). Объективность, бытовые сцены, человек не зависит от соц. статуса. (“Водонос”) Мурильо – мастер типовой, бытовой и религиозной сцены.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая характеристика: - Живопись на первом месте. - Два стиля: барокко и классицизм - Расцвет садово-паркового искусства - Индивидуальный подход к человеку – человек во власти внешних сил - Мир – это противоречивое изменчивое единство - Иное восприятие природы - Расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. - Развитие науки Искусство развивалось под влиянием сложности и противоречивости создания мощнейших абсолютистских государств в Европе, мировоззрение 17 века пронизано ощущением противоречия человека и мира. Барокко соединяет несоединимые элементы: приземленность и фантастичность, иррациональность и трезвость. В барокко в религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичества. Динамика, ассиметрия, контраст, перегруженность декоративными мотивами, иллюзорность. Барокко тяготеет к ансамблю, организации пространства: городские площади, дворцы, фонтаны, лестницы, парковые террасы, городские и загородные резиденции подчинены одному архитектурному оформлению. Основные виды искусства – парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет. Натюрморт и пейзаж существуют как самостоятельные жанры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальные противоречия → Реформация и крестьянская война - победа Реформации → общественный подъем и рост национальной культуры в середине 16 в. Альбрехт Дюрер - ученый-аналитик-художник - серия гравюр «Апокалипсис» - гравюры «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» - «Праздник четок», «Четыре апостола» - «Автопортрет» Грюнвальд - художник-гуманист - «Изенгейский алтарь» Ганс Гольбейн Старший - мастер реалистического портрета - религиозные темы со свойственным реализмом - «Мертвый Христос», «Моретт» Лукас Кранах Старший - религиозные темы на фоне великолепного пейзажа - «Бегство в Египет»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вся Европа за пределами Италии, к северу от Альп - тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий - не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты - две общие особенности для всех стран: 1) происходит в этих странах в период Реформации 2) если Италия порождала новое (наследие Рима), то остальная Европа его вводила НИДЕРЛАНДЫ - XV – начало XVII века - в XVI веке возвышение Голландии благодаря перемещению торговых путей в Атлантический океан - ужесточение политики испанских властей приводит к национально-освободительной войне, вылившейся в первую буржуазную революцию в истории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-- вторая половина XVI века -- наступление церкви -- маньеризм – отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, не стал ведущим направлением -- восприятие мира становится более сложным -- сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды -- развиваются представления об изменчивости жизни -- утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания -- наряду с образами отдельных героев все чаще в произведениях выдающихся живописцев этого времени возникает образ толпы -- идеалы гуманизма, однако, продолжали жить в творчестве венецианских мастеров, представителей позднего Возрождения 1. Анджело Бронзино - представитель маньеризма - Лукреция Панчатики, портреты семейства Медичи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
→ первая четверть XVI в. - «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия → окончание связывают с 1530 годом - итальянские государства утратили свободу (Венеция осталась независимой) → гуманистическая культура Италии стала всемирным достоянием как раз тогда, когда ее домашний очаг угас → другое общепринятый термин - чинквеченто (период с 1500 г. или XVI в.) соответствует вершинам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вплоть до середины 15 века в искусстве большинства североитальянских городов удерживаются готические традиции. Архитектура: Антонио Аверлино Филарете (1410—1469) – Большой Госпиталь (Оспедале Маджоре) в Милане Фиораванте Фиораванти (ок. 1360—1447) палаццо Коммунале в Болонье Живопись: Мантенья 1431-1506 – Представитель Падуанской школы живописи Мёртвый Христос Алтарь Сан Дзено в Вероне Фрески церкви Эринетами Венеция (Северная Италия) Смерь различных форм и стилей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности – победа ренессансного реализма. Искусство проникнуто идеалами гуманизма. Героизирует и возвеличивает человека, поднимает его над уровнем обыденности. Яркость индивидуальных характеров, глубина и сила человеческих чувств стоят теперь в центре внимания художников. На смену тщательной детализации приходят обобщенность и монументальность форм. Флоренция – родина возрождения Архитектура: Творчески переработанные принципы ордерной системы. Новые типы общественных зданий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первый расцвет византийского искусства при Юстиниане (527-565). Искусство развивалось не только в Константинополе, но и в других провинциях Виз. Имп. Архитектура: Распространение зданий центрического типа, увенчанных куполом Для ранневизантийской архитектуры характерна внешняя строгость, отсутствие декора, но внутри богатая отделка (особо подчеркнута алтарная часть).
|
|
|
|
|
|
|