Общая характеристика: - Живопись на первом месте. - Два стиля: барокко и классицизм - Расцвет садово-паркового искусства - Индивидуальный подход к человеку – человек во власти внешних сил - Мир – это противоречивое изменчивое единство - Иное восприятие природы - Расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. - Развитие науки Искусство развивалось под влиянием сложности и противоречивости создания мощнейших абсолютистских государств в Европе, мировоззрение 17 века пронизано ощущением противоречия человека и мира. Барокко соединяет несоединимые элементы: приземленность и фантастичность, иррациональность и трезвость. В барокко в религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичества. Динамика, ассиметрия, контраст, перегруженность декоративными мотивами, иллюзорность. Барокко тяготеет к ансамблю, организации пространства: городские площади, дворцы, фонтаны, лестницы, парковые террасы, городские и загородные резиденции подчинены одному архитектурному оформлению. Основные виды искусства – парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет. Натюрморт и пейзаж существуют как самостоятельные жанры.
Италия. – центр развития барокко на рубеже 16-17 веков, столица этого стиля – Рим. Барокко соединило в себе черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессивности с трезвостью и рассудочностью . Архитектура: в основном застраивался Рим. Архитекторы барокко включают в архитектурный ансамбль не только площади и сооружения, но и улицы. Улицы оканчиваются архитектурными или скульптурными памятниками. Доменико Фонтана – трехлучевая система улиц. В центре площади – фонтан или обелиск. Барочные фонтаны – фонтаны Бернини: фонтан Тритона и фонтаны Четырех рек. Джованни Лоренцо Бернини –итальянский архитектор и скульптор. Архитектура: Церковь Сант Андреа аль Квиринале. Королевская лестница Ватиканского дворца. Киворий в соборе св.Петра (строить начал еще Кармо Мадерна, его преемник – Бернини). Главное – колоннада собора Св.Петра и площадь этого собора. Скульптура: “Давид ”, “Экстаз св. Терезы”. Барочный портрет: парадное, театрализированное, декоративное изображение (Аполлон и Дафна 1622-1625). К. Райнальдини – церковь Санта-Мария-ин-Кампителли в Риме. Интерьер – много позолоты. Стиль барокко был доведен до максимальной выразительности и экспрессивности форм Франческо Борромини. Церковь Святого Карла у четырех фонтанов имеет срезанные углы. В XVII-XVIII в. возникают крупные садово-парковые ансамбли. Складывается стиль итальянского парка. Вилла Альдобрандини формируется как террасный парк, композиция которого развивается вдоль главной оси. Здесь используются водные каскады. Живопись: 2 направления в живописи: “болонский академизм” братьев Карраччи и искусство Караваджо. 1) “Болонский академизм” братьев Карраччи. Основали художественную академию. Пафос, вместо подлинной красоты, ибо считали, что натура несовершенна и требует преображения (“Явление Богоматери Св.Луки” , “Бобовая пхлебка”). Мастера монументально-декоративной живописи (роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых “Метаморфоз”). + героический пейзаж. Искусство должно создавать идеальный мир. 2) Караваджо – художник-реалист, черпающий темы из окружающей действительности. Антипод академизву. Обращение к нетипичным персонажам: картежникам, шулерам. “Призвание Св.Матфея”.