Как вы отнесетесь к утверждению о том, что лучший способ достичь нужного вам результата - это принять все меры к тому, чтобы каждый участник коммуникации тоже пришел к своей цели? Оно может казаться гораздо более трудновыполнимым, чем это есть в действительности. Простые вопросы типа "Что бы вы хотели увидеть в результате нашего сотрудничества?"; "Что бы вам хотелось услышать, чтобы наш диалог оказался для вас полезным?"; "Как бы вам хотелось чувствовать себя по завершении этого проекта?" могут помочь вам "приспособить" ваши предложения к критериям партнера - либо его критерии к вашим потребностям. Зная его желаемый результат, вы можете отступить на шаг и позволить себе понять, как можно достичь его результата и вашего одновременно. Это называется сопоставлением или совмещением результатов.
Совмещение результатов - это разумный способ обеспечить достижение желаемого, потому что все участники коммуникации превращаются из соперников в союзников. Достаточно большое количество людей охотно поможет вам достичь вашей цели, если по ходу дела они тоже смогут получить свое. Если же вы игнорируете желаемые результаты своих коллег - к стенке они, может, вас и не поставят, но будут саботировать ваши усилия тайно или явно, или и так, и так.
Таким образом, один из критериев качественности результата переговоров можно сформулировать так: "Ваши интересы - удовлетворены. Интересы партнеров удовлетворены как минимум в приемлемой для них степени. "Отсюда можно сделать еще один вывод - о том, как важно вовремя остановиться! Старайтесь не пересекать того рубежа, за которым "лучше" для вас уже означает "хуже" для партнера. Совмещение результатов - важное условие успеха в отношениях не только с "внешними" партнерами, но и внутри собственной команды. Предположим, ваша секретарша трижды перепечатала одно и то же письмо - и все три раза с ошибками. Что теперь? В этой точке вам прежде всего необходимо выяснить ее желаемый результат. Хочет ли она все-таки сотворить, в конце концов, деловое письмо? Хочет ли она довести вас до белого каления? Может, она всегда печатает с ошибками? Может, у нее "наоборотная натура" (знает, чего вы хотите - и делает противоположное)? Может быть, вам нужна автоматическая резинка на пишущей машинке - а может быть, новая секретарша, чей результат совместим с вашим?
Вы можете задать все эти вопросы воинственно - а можете просто постараться получить нужную информацию. Если вы умеете сопереживать или просто симпатичны, то вы можете раздобыть информацию, которую можно использовать для укрепления доверия. Вы можете обнаружить, скажем, что от машинистки прошлым вечером ушел друг, и ее желаемый результат -это пережить день, чтобы смочь ночью уреветься до беспамятства. У нее на машинке могут западать клавиши. Или, может, она подыскивает другую работу - и хочет, чтобы ее уволили, дабы иметь возможность заниматься поисками, не отвлекаясь на служебную канитель.
Человеческие существа и их "задачи момента" представляют собой постоянный источник удивления - или трагедий, в зависимости от вашей точки зрения. Поняв ее цель на ближайшие тридцать минут и объяснив ей вашу, вы можете получить набор согласующихся результатов. Акцентируя внимание на результатах вместо проблем, вы можете заодно получить доверие, раппорт (см. ниже) - и несколько безошибочно напечатанных абзацев.
Иногда совмещение результатов может оказаться делом трудным. В некоторых случаях обдумайте другой выбор; пойти своим путем. Если это вам не подходит - значит, придется потратить время и энергию на поиск способов удовлетворить потребности всех участников коммуникации. Сложные случаи совмещения результатов, требующие применения специальных коммуникативных навыков, мы обсудим чуть позже. На самом деле совмещение результатов есть одит из немногих краеугольных камней коммуникации. Совмещение вашего предложения и потребности партнера может быть масой сложной частью коммуникации - но оно необходимо. Оно удваивает ваши шансы на победу.