«Тайная вечеря» Леонардо, наряду с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, является популярнейшей картиной всего итальянского искусства: она так проста и выразительна, что запоминается каждым. Посредине длинного стола — Христос, по обеим сторонам ученики; Христос сказал: «Один из вас предаст Меня», и эти неожиданные слова взволновали собрание. Он один остается спокойным, его глаза опущены, но молчание повторяет сказанное: да, это так, один из вас предаст меня. Думается, что событие никогда не могло быть рассказано иначе, а между тем в картине Леонардо все ново, ее простота и есть откровение высочайшего искусства. Оглянувшись на кватрочентистов, предшественников Ле онардо, мы находим хорошую «Тайную вечерю» у Гирландайо в церкви Всех святых, написанную в 1480 году, следо вательно, на 15 лет раньше. Эта картина, одна из самых солидных работ мастера, заключает старые типичные эле менты композиции, схему которой взял и Леонардо: П-образный стол, отдельно сидящий спереди Иуда, сзади ос тальные двенадцать фигур, причем Иоанн, положив руки на стол, спит около Иисуса. Христос поднял правую руку. Он говорит, слова о предательстве уже прозвучали, ибо уче ники полны огорчения, некоторые из них уверяют в своей невинности, Петр допрашивает Иуду. Леонардо порвал с традицией прежде всего в двух пунк тах. Он помещает Иуду не отдельно, а рядом с другими, изменяет также мотив Иоанна, прежде лежавшего, а иногда и спавшего на груди Спасителя, что при новом расположе нии фигур было бы невозможно. Таким путем он достигал большего единообразия сцены и мог разделить учеников симметрично по обеим сторонам учителя. Он уступает здесь потребности тектонического расположения, но сейчас же идет дальше и образует справа и слева по две группы из трех человек, благодаря чему Христос делается доминирую щим лицом центра, отличающимся от других. У Гирландайо нет центра; у него поясные, более или ме нее самостоятельные фигуры одна около другой, втиснутыемежду двумя большими горизонтальными линиями стола и задней стены, карниз которой резко лежит над головами; консоль одной из арок потолка крайне неудачно разделяет середину стены. И что же делает Гирландайо? Он, не ко леблясь, просто отодвигает Спасителя в сторону. Леонардо, заботившийся прежде всего о том, чтобы выделить главную фигуру, никогда не примирился бы с такой консолью; на оборот, для своей цели OJH ищет новых вспомогательных средств в характере заднего плана: его Христос не случай но помещен в просвете задней двери. Леонардо уничтожа ет также обе горизонтальные линии, естественно сохранив только линию стола, и этим освобождает силуэты крайних групп. В композицию вступают совершенно новые художе ственные расчеты: перспектива комнаты, вид и украшения стен служат теперь усилению выразительности фигур, их пластичности и значительности. Этому способствуют и глу бина комнаты, и разделение стен отдельными коврами. Пе ресечения вызывают иллюзию пластичности, и повторяю щиеся вертикали усиливают впечатление расходящихся ли ний. Мне могут заметить, что все это лишь малые плоско сти и линии, не сравнимые с фигурами, что художник стар шего поколения, как Гирландайо, благодаря большим аркам на заднем плане сразу да^ал масштаб, в котором фигуры должны были казаться небольшими1 . Леонардо сохраняет единственную большую линию — неизбежную линию стола, но и здесь он создает нечто но вое. Я не говорю об уничтожении П-образной формы, не в этом он новатор. Его новаторство в смелости, с которой он, ради усиления впечатления, решается на невозможное: стол у него слишком мал; сосчитайте приборы, всем ученикам нет места. За большим столом они потерялись бы, чего не мог допустить Леонардо. Теперь же фигуры приобрели столько силы, что недостаток места никем не замечается. И толь ко таким путем фигуры были соединены в замкнутые груп пы и сближены с главной фигурой. И что это за группы, что за движения! Слово Спасителя поразило как молния и вызвало бурю ощущений. Апостолы не теряют достоинства, но держат себя как люди, у которых отнимают святыню. Целый комплекс новых художественных ценностей вступает здесь в искусство, и если вообще Леонардо и не вполне независим от предшественников, то его образы совершенно недосягаемы по беспримерной их выразительности. Понятно, что при такой интенсивности искусства мелкие, второстепенные детали прежних мастеров теряют свое значение. Гирландайо рассчитывает еще на публику, которая любит обращать внимание на все частности картины и которой надо угождать редкими растениями, пти цами и другим зверьем; он много заботится о приборах на столе, каждому из сидящих за столом отсчитывает оп ределенное количество вишен. Леонардо ограничивается не обходимым. Он уверен, что драматическая напряженность в картине заставит зрителя забыть о занимательных деталях. Позднее в упрощении композиции пошли еще дальше. Мы не станем описывать мотивов каждой из фигур, но все же следует отметить ритмическую экономию в разделе нии ролей. Крайние фигуры спокойны; это два профиля, замыкаю щие целое; они совершенно вертикальны. Спокойная линия сохраняется и в следующих фигурах. Потом зарождается движение, мощно нарастая в группах по сторонам Спасите-ля, там, где сидящий около него слева широко раскрьшает руки, «точно видит перед собой разверзшуюся бездну», и где справа, в непосредственной близи от негр, Иуда в удив лении откидывается назад1 . Величайшие контрасты сопос тавляются: в одной группе с Иудой сидит Иоанн. Контрасты в построении групп, способ их объединения на первом и на заднем планах — все это любитель искус ства постигнет сам при повторном изучении картины; он уви дит, как много расчета скрывается в этой кажущейся про стоте. А между тем рядом с впечатлением главной фигуры все это моменты второстепенной важности. Среди общего волнения Христос совершенно спокоен. Руки его лежат ус тало, как у человека, который сказал все, что хотел сказать. Он не говорит, как у всех более ранних мастеров, он даже не смотрит на присутствующих, но его молчание красноре чивее слов. Это молчание страшно своей безнадежностью. В жестах, в облике Христа есть нечто спокойное и вели чавое, то, что мы называем аристократизмом и благородст вом, поскольку есть сходство в этих двух понятиях. Ни к одному из кватрочентистов этого выражения применить нельзя. Могло бы показаться, что Леонардо черпал матери ал среди людей, принадлежащих другому классу, а между тем это лишь типы, им самим созданные. Он вложил сюда лучшее, что было в его собственной аристократической при роде; впрочем, аристократизм являлся общим достоянием итальянской нации XVI века. Сколько трудов потратили немцы, начиная с Гольбейна, чтобы овладеть красотой тако го движения руки. Но новый характер Христа в сравнении с прежними его изображениями надо видеть не в облике его, не в жестах, а в том значении, какое он имеет, по мысли художника, в общей композиции. В изображениях Тайной вечери у преж них мастеров нет единства действия: ученики разговаривают между собою, говорит и Христос, и можно спросить себя, делали ли художники различие между моментами произне сения слов о предательстве и установления Тайной вечери? Во всяком случае, кватрочентисты выбирали момент до про изнесения слов Христа; Леонардо первый выбирает второй момент и бесконечно выигрывает этим, ибо он может задер жать основной тон мотива, волнение, на протяжении любого количества тактов. То, что дало толчок волнению, продол жает звучать. Вся сцена — один момент, но он полон ис черпывающего содержания, и впечатление длится. Только Рафаэль понял здесь Леонардо. В числе его про изведений есть «Тайная вечеря», гравированная Маркантонио, где Христос изображен в том же душевном состоянии, неподвижно глядящим перед собою. Широко открытыми глазами смотрит он в пространство. Лишь его голова напи сана en face по строгой вертикали1 . Как отстал уже Андреа дель Сарто, избравший в живо писно прекрасной композиции момент сообщения о преда теле и обмакивания в солило, причем он заставляет Христа повернуться к Иоанну и успокоительно взять его за руку (Флоренция, Сан-Сальви)! Мысль недурная, но благодаря ей утрачивается господство главной фигуры и единство на строения. Конечно, Андреа мог сказать, что соревнование с Леонардо невозможно. Другие также пытались внести нечто новое, но дальше тривиальности не пошли. В установлении Тайной вечери Бароччи (Урбино) некоторые ученики во время речи Спасите-в том значении, какое он имеет, по мысли художника, в общей композиции. В изображениях Тайной вечери у преж них мастеров нет единства действия: ученики разговаривают между собою, говорит и Христос, и можно спросить себя, делали ли художники различие между моментами произне сения слов о предательстве и установления Тайной вечери? Во всяком случае, кватрочентисты выбирали момент до про изнесения слов Христа; Леонардо первый выбирает второй момент и бесконечно выигрывает этим, ибо он может задер жать основной тон мотива, волнение, на протяжении любого количества тактов. То, что дало толчок волнению, продол жает звучать. Вся сцена — один момент, но он полон ис черпывающего содержания, и впечатление длится. Только Рафаэль понял здесь Леонардо. В числе его про изведений есть «Тайная вечеря», гравированная Маркантонио, где Христос изображен в том же душевном состоянии, неподвижно глядящим перед собою. Широко открытыми глазами смотрит он в пространство. Лишь его голова напи сана en face по строгой вертикали1 . Как отстал уже Андреа дель Сарто, избравший в живо писно прекрасной композиции момент сообщения о преда теле и обмакивания в солило, причем он заставляет Христа повернуться к Иоанну и успокоительно взять его за руку (Флоренция, Сан-Сальви)! Мысль недурная, но благодаря ей утрачивается господство главной фигуры и единство на строения. Конечно, Андреа мог сказать, что соревнование с Леонардо невозможно. Другие также пытались внести нечто новое, но дальше тривиальности не пошли. В установлении Тайной вечери Бароччи (Урбино) некоторые ученики во время речи Спасите-ля приказывают находящемуся на первом плане хранителю погреба принести свежего вина, как бы для того, чтобы чок нуться. Наконец, надо сделать еще одно замечание об отноше нии картины Леонардо к помещению, в котором она была написана. Как известно, она украшает одну из коротких стен длинной, узкой трапезной. Зал освещен лишь с одной сто роны, и Леонардо считался с этим освещением, признав его руководящим в своей картине. И это у него не единичный случай. Свет падает высоко слева и не вполне освещает про тивоположную стену в картине. Разработка светотени так хороша, что Гирландайо кажется при сравнении однотон ным и плоским. Светлым пятном выделяется скатерть, и слегка освещенные головы сильно выигрывают в пластично сти на темной стене. Благодаря тому же источнику света Леонардо достигает еще одного результата. Иуда, здесь не обреченный на одиночество, как у прежних мастеров, и вве денный в ряд других учеников, все же изолирован: он один сидит против света, и потому лицо его темно. Простое и сильное средство характеристики, о котором, может быть, думал молодой Рубенс, когда писал свою «Тайную вече рю», находящуюся теперь в Брера