Навигация
Обмен ссылками

 

Высокое и позднее возрождение в Италии.

автор: jatusia1992
Попытка воплотить в жизнь гуманистическое мировоззрение. Центр – человек.
Человек – герой и творец.
Искусство светское: архитектура частного дома, картина (до этого только алтарные образы) для созерцания и наслаждения, мифологическая картина, портрет 1я четверть столетия – найдены и закреплены элементы искусства, позволяющие запечатлеть мир как в реальности. Высокое классическое искусство. Создан идеализированный образ человека, стремящегося познать мир.
Уже не безымянные художники, но личности, которые воплощают в себе идеал творческого человека.
1452-1519 – Леонардо да Винчи родился в г Винчи. Тоскания.
Флоренция. Ученик де Вероккьо 1470 - Вероккьо «Крещение» Есть некая искусственность (ось, слишком симметрично, нет настоящего единства, нет живой связи между деталями). Головка левого ангела принадлежит Леонардо. Там уже светотень, нежность.
1472-1475 – Леонардо «Благовещение» 1478 – Мадонна Бенуа Сплоченность, слитность, единство матери и младенца Найдены новые композиционные средства.
Переезд в Милан. Заказ герцогов Сфорца, заказы от церкви.
1483-94 – Мадонна в скалах. Обе незакончены.
Единая композиция в отношении пространства. Склоняются к общему центру. Пустое пространство уже окружает всю группу. Не только геометрическая форма и структура, но действия, жесты, линии плеч и голов, единство среды.
Особый вид светотени. Плутона мягко переходят друг в друга, тонкое отношение к освещенности и реальности – ощущение, что все соткано из светотени. Сфумато (туманная дымка) помогает достичь слитности. В жизни ничего не состоит из линий.
Линии придумал человеческий мозг, все – просто по-разному освещенные плоскости.
Леонардо нашел ключ, который объединяет видимый мир. Ощущение безмолвной молитвы, сосредоточенности. Наполненность ткани картины.
1495-97 – Тайная вечеря. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан.
Один из первых в Италии стал рисовать масляными красками (изобретены в Нидерландах). Масло от темперы отличается только связующим. Теперь э то прозрачное и жидкое растительное (чаще льняное) масло. Яйцо имело свет, а масло позволяло делать более плавные переходы, потому что можно смешивать. Писавшие темперой вообще не смешивали, ибо краски становились грязными, были полупрозрачные многослойные слои.
С маслом больше возможностей.
Экспериментировал, но опыт неудачный. Сейчас картина разрушается.
Картина на стене дальней от входа. Использованы законы перспективы. Линии на картине продолжают реальные линии реального пространства → эффект соприсутствия.
Точка схода ровно над головой Христа. Все лица повернуты к Христу.
Отсутствие личной эмоциональной вовлеченности. Холодность и явная идеальность и рациональность. Больше всего качество проявляется в рисунках.
Иногда изображает карикатурные рисунки, нащупывая, что естественно и правильно.
Кон 90х – снова переезжает во Флоренцию. Милан побежден французскими войсками.
Украшение флорентийской Сеньории.
Начинает работу.
1503 – Джоконда. Жена флорентийского купца Мона Лиза (Франческа Джоконда) Классический портрет того времени. На фоне природы/открытого окна. Задача вписать человека в природу.
Очень живое лицо. Глаза и губы будто по-настоящему улыбаются. Та же светотень, чистое масло, тонкая живопись, переходы незаметны. Через глаза и губы выражается жизнь.
Она будто реагирует внутренне, потому что ощущение легкого движения в уголках глаз и губ. А ощущение благодаря собранности в этих местах теней.
1506 – снова отъезд в Милан. Больше работ не создает.
В старости отправляется во Францию по приглашению короля Франциска I 1483 - 1520 – Рафаэль 1500 – г. Перуджо. Учился у Перуджино.
Удивительный дар синтеза и гармонии. Композиция, все выражено четко, однозначно.
Все связать воедино и создать идеал.
1504 – обручение Марии и Иосифа Иерусалимский храм – идеал ренессансной архитектуры. Все пространство поймано, измерено. Возникает ощущение идеала. Идеальная формула обручения.
1507 – Прекрасная садовница (Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Предтечей) Нежный воздух, слитность в цветах, единое пространство. Складки драпировки перекликаются с формой картины, гармония цветов.
Приходится покинуть Флоренцию, потому что его приглашает Папа Римский (Юлий II). Приглашают, желая возвеличить роль Рима и папский престол. Рафаэль, Микеланджело, Брамане.
Расписать фресками несколько приемных залов. Создает станцы – комнаты.
1508-1511 – Росписи Станца делла сеньятура в Ватикане.
Комната для подписей.
Гуманитарные сферы Папа хотел увидеть. Богословие, юриспруденция и пр. Сюжеты выбраны, не всегда связанные с историей церкви.
Аллегорические композиции.
Философия – Афинская школа.
Богословие Юриспруденция Литература – Парнас, Аполлон. Какие-то сцены разделяются, потому что не симметрично.
Рафаэль гениально придумывает связи. Прославляется человечество, но не церковь.
Афинская школа Переплетаются античные и реальные пространства. Маленькие комнаты преображаются.
Аристотель, Сократ и он сам.
Существовала некая незримая плоскость. Вообще-то они еще забывают о том, что у нас два глаза. Идея схода в одной точке, в принципе, примитивна.
Рафаэль один из первых создает связь. Идея в этой картине только зарождается.
1511-1514 - Станца д’Элиодоро Сцена изгнания.
Усиливает динамика, эмоциональная династия.
Станца дель Инчендио Комната пожара Сложная композиция. Все это ведет к нарушению балланса.
Поздние работы по прежнему на религиозные сюжеты 1516 – Сикстинская Мадонна Видение. Взаимопроникновение. Ощущение незащищенности и слабости. Единение.
Работал и как портретист Портрет Бальдассаре Кастильоне Один из гуманистов, автор трактатов об идеальном придворном.
Папа Лев X с кардиналами Выявлена сила, массивность фигуры.
1475-1564 - Микеланджело Буонарроти.
Больше известен как скульптор.
Потрясающий поэт.
Флоренция 1497 – Вакх Очень похоже на античную скульптуру. Но его основной темой всегда будет изображение с помощью фигуры человека, языка тела передает сложность человеческого существования. Противоречие духа и материи. Оболочка, в которую заключена бессмертная душа. Разнонаправленные импульсы через нестыковки движения. Драма человеческого бытия.
Вакх уже пьян. Состояние, когда человек собой плохо владеет. Пока это еще полушуточный. Полуподражательный вариант.
1501-1505 – Давид Заказ Флоренции, освободившейся от власти Медичи и Франции. Флоренция несколько лет тогда была республикой.
Давид – победитель Голиафа. Это символ Флоренции.
Мраморный 5метровый блок предполагался для работы. Блок нужно было использовать.
3 вида – подлинник в музее Академии во Флоренции.
Изображает в подростковом возрасте. Кисти рук, ступни, голова – больше.
Момент, когда готовится к удару. Момент, когда в голову приходит мысль об ударе.
Рука уже готовится, голова, повернутая к Голиафу. Неровная концентрация энергия.
Резкий гордый поворот головы.
Мысль есть, а тело только готовится.
Повышенный заряд напряженности. Поэтому статуи не оставляют равнодушными.
1508 – приглашение в Ватикан.
Заставляют расписывать потолок Сикстинской Капеллы. Долго отказывается, говорит, что скульптор. Но всем пофигу.
1508-1512 – потолок Сикстинской капеллы.
Пророки и Сивиллы (предвозвещают приход в мир Спасителя). Сюжет сотворения мира.
На плоском потолке создан мир – архитектура, персонажи.
Все персонажи как титаны, подобны богу, который как старец и творец, полон энергии. Раскаты, клубы дыма, ангелы.
Вся феерия именно это и означает, что Бог творит людей по своему образу и подобию.
Сотворение мира Страдал, что испортил зрение и желудок. Слезные письма о том, что ему не нравится быть живописцем. И тем не менее создал шедевр.
1515-1516 – Статуя Моисея для гробницы Юлия II 1513-1516 – умирающий раб.
Напряжение позволяет прочувствовать боль.
Франция сражается с Габсбургами за Италию.
1520-1534 – Капелла Медичи в ц. Сан Лоренцо, Флоренция Утро и вечер, день и ночь 1527 - Войска Карла 5 Габсбурга захватывают Рим, громят и грабят.
Микеланджело – сторонник демократии. Восстановлена власть Медичи, и он вынужден вернуться. Воплощает всю горечь и разочарование.
Драматичные статуи. Выражают невозможность покоя и отдыха.
Сонет – вот бы ночь проснулась. Микеланджело ответил: «невозможность видеть» Архитектура также выражает крушение идеалов. Сталкивает формы 1559-1568 – Вестибюль Библиотеки Ларенциана.
Переполнена формами, лестница стекает, колонны загнаны, им тесно. Все формы разорванные, будто толкают друг друга. Показывает тяжелейшее кризисное состояние.
1536-1541 – Страшный суд Снова возвращается в Рим по призыву Папы. Главный архитектор и скульптор.
Нарушает все идеалы, к которым пришел ренессанс.
Абстрактный фон, нет никакого порядка, только центр. Бог – грозный судья. Даже Мария отворачивается от грешников.
Опирается скорее на «Божественную комедию», за что Микеланджело и получил.
1546-1564 - Собор св. Петра в Риме Намеревается перекрыть здание огромным куполом. План реализовал, создал громадный собор. Найден новый архитектурный образ. Крестовый план и купол, римский ордер, просторные своды. Вдохновлялся римскими формами, пантеоном.
Последняя работа, завершенная уже после его смерти.
Версаль. Апартаменты Людовика 15.
Изменяется хроматика – нежные блеклые полутона.
1735 – Боффран. Отель Субиз в Париже.
Интерьер безошибочно определяется. Прихотливые формы панно, связь имтерьера салона с парком, садом. Каждая деталь нацелена на создание уютной обстановки для изнеженного аристократа. Не глобальные проблемы мироздания.
Рококо во времена Елизаветы Петровны. Антонио Ринальди – рококо на русской почве.
Жан Антуан Ватто. Глубже, чем Рококо. Приехал молодым, самоучка, копировал старых мастеров, театральный художник. Быстро поднялся и создал новый жанр. Даже был принят во Французскую академую художеств.
Жанр галантных празднеств.
1717 – Ватто. Отплытие на остров Киферу.
Отплытие на счастливый остров. Не важно, что происходит на картине. Не важен сюжет становится. Дамы и кавалеры. Отражение быта этих слоев общества. Они просто приятно проводят время. Болтают, кокетничают, музицируют.
Мир театрализованной игры. Поэтично изображен мир мечты.
Но картина все равно внушает грусть и тревогу. Малейший оттенок чувства находит отклик в природе. В этом неизъяснимое очарование. Но эта красота хрупкая, сам мир хрупок. «После нас хоть потоп».
Появляется идея времени. Никаких прямых линий и углов. Все плавно.
Одна и та же пара, но в разные моменты. Эффект раскадровки. И так до края картины.
Ощущение, что за кадром они еще куда-то идут.
Поэтическое переживание недолговечного хрупкого мира.
Ватто постоянно зарисовывает, ищет приемы. Одну и ту же девочку в разные моменты времени. Эффект ускользания.
Музыка, разговор, катание на качелях.
1717-1719 – Ватто. Меццетен Главный живописец. Мифологические сюжеты. Декоративные панно для украшения дворцов. Часто только для услаждения очей сильной половины человечества. Прямая или скрытая эротика. Намеки и скрытые смыслы. Любовные истории.
1744 – Буше. Юпитер и Каллисто.
Главной завязке вторит весь сюжет. Голубой, розовый, нежность, амурчики. Все вторит главному действию.
1751 – Буше. Венера утешает Амура.
Буше. Портрет Мадам де Помпадур.
Не только красота, но человек умный и проницательный. Книга, письменный столик, перо, чернильница. Она задумчива. В глазах светится ум.
1766 – Фрагонар. Счастливые возможности качелей.
Пикантность, фривольность. Нежные тона буквально светятся изнутри. Свет и воздух, влюбленность персонажа передается природе.
Рококо практически сходит на нет.
Фрагонар. Начинающая натурщица.
Абсолютно законченная композиция.
Часто экспериментировал с разными техниками. Оставляет незаквашенными части холста. На грани импрессионизма. Живость. Мазки. Чувствуешь, как шла кисть мастера.
Жанры второстепенные начинают противопоставляться рококо с общественнополезной точки зрения. Картины для 3 сословия.
1734 – Жан-Батист Синон Шарден. Медный бак.
Настолько качественная, так подобраны цвета, свет и воздух. Тончайшие мазки, особая шершавая фактура. Невероятная утонченная красота.
1744 – Шарден. Прачка.
Сюжет частый. Руссо писал умилительные отзывы о картинах такого типа.
Прославление честного труда, семейных ценностей.
Шарден просто передает красоту обыденной жизни.
Цвет пола, полусумрак, полумрак. Все перекликается, все связано между собой.
Игра цвета.
Дымка заходит в дом. Многие аристократы ценили тонкость. Нет однозначной оценки, нет пока социальной подоплеки.
Подоплека: Жан-Батист Грез. Представитель сентиментализма. Любимчик Руссо.
1765 – Грез. Балованное дитя.
Воспитательная. Истории к ним рассказываются. Из Эрмитажа.
По хаосу и беспорядку очевидно, что ничего хорошего не будет. Оценка отрицательная.
1763 – Грез. Плоды хорошего воспитания.
Оценка положительная.
Вера: если человека правильно воспитать, все будет хорошо. Искусство должно учить правильной жизни.
Пр всем стоит холодный рассуждающий разум. Цель искусства – наставлять.
1760-70е – третье направление. Пейзаж.
Связано с возрождающимся классицизмом.
Раскопаны Помпея и Геркуланум. Отклик на открытия. Раскопки привлекают высшие слои. И вообще античная культура продолжала интересовать европейцев. К интересу к античной классике примешиваются иные задачи.
Была общая нацеленность на рациональное началою А классицизм в качестве предшественников видел римлян (греков почти не знали).
Рационалистическое начало усилилось, хотя в чистом виде сложно себе представить.
Пейзажи, изображающие римскую кампанию.
1760-70е – Гюбер Робер. Фантастический пейзаж с пирамидой Цестия и руинами храма.
Модный живописец. Екатерина 2, Павел 1 Гюстав Робер. Большая галерея в Лувре в руинах.
Разрушено единство ансамбля (храм, дворец). Все искусство, которое было в храме или во дворце теперь в музеи.
Предчувствие романтизма, стремление видеть все более возвышенным.
Скульптура.
Эволюция от рококо к классицизму.
1750 – Бушардон. Амур.
Ранее. Амуры и психеи. Но даже в пределох одной жизни перелом.
1757 – Фальконе. Амур Резкий переход к силе, власти.
1766-1782 – Медный всадник.
Мощь, сила, проницательность Способность прозревать суть явлений.
Героический пафос, идеализация. Высокая задача. Героизация и прославление великого предка – это чистый классицизм. Конный римский портрет.
Гудон. Портретист. Учился в Италии. В годы нового открытия Античности. Учился на античных образцах.
1778 – Гудон. Диана.
1778 – Гудон. Вольтер.
Точно схваченный образ, портретно безукоризненный. Наделяет персонажей качествами, свойственным всем. Ум.
Свето-теневое пространство 1781 – Вольтер.
2 экземпляра – Париж, Эрмитаж. Екатерина захотела.
Огромная внутренняя сила. Портрет жены.
Улыбка, стремление запечатлеть мгновение времени.
Архитектура.
Еще много откликов от прошлого, но основные принципы классицизма преобладают.
1762-64 – Габриэль. Малый трианон.
Простой кубический объем, накладные пилястры, колонны – орден.
Пропорциональное отношение 1:2. Четкость, ясность, логичность, рациональность.
Чем дальше, тем меньше декора.
1758 – Проект площади Людовика 15 в Париже (площадь согласия) Во многом определил внешний вид современного Парижа. Рядом с Лувром, за садом Тюильри.
Площадь замкнута 2 симметричными фасадами зданий.
Перспектива должна была быть замкнута церковью Мадлен (но ее достроили позже во времена Ампира).
Сегодня там еще египетский обелиск в центре – интерес к древности. Через посредство Рима осваивают формы и других древних культур.
Суффло (ранний классицизм) 1758-1790 - Пантеон (церковь святой Женевьевы).
Образец опять собор св Петра. Ордерная декорация фасадов, крестово-купольный и пр. Тип распространился к этому времени по всей Европе. Это символ монументального храма.
Новое поколение. Нарастает строгость, монументальность. Уходят детали.
1780 – Леду. застава Виллет в Париже.
Связано с революций. Архитектура стремиться изгнать все лишнее, ориентировка на социальные идеалы.
1804 – Леду. проект города Шо.
Промышленный городок на соляных копях. Общественный центр города, вокруг дома.
В центре общественные здания. Абстрактные названия «дом добродетели», «дом воспитания». Архитектурно-социальная утопия.
Проект дома – отказывается даже от колонн. Архитектура вообще перестает что-либо говорить. Социальная утопия (у нас после революции). Но это осталось непонятым.
Давид.
Учится в Италии. В преддверии революции создает ряд картин. Идеи устремленных к гражданским идеалам. Чувство долга и противопоставление.
1784 – Давид. Клятва Горациев.
Не понять невозможно. Самое ясное выражение доблести.
Картина воспринята как долгожданный идеал, которого жаждали. Давид пользовался бешенным успехом. Друг Марата, член конвента.
После революции изображает уже не римлян. Герои среди нас.
1793 – смерть Марата.
Способность соединить правду (пришел один из первых, видел убитым и заколотым) и все сублимировал. Поднимает на новую высоту.
Ясная композиция.
Тубма (Марату Давид) как надгробная плита.
3 часть композиции – тьма сверху, которая давит как земля, сыплющаяся в могилу.
1801 – Давид. Бонапарт на перевале Сен Бернар.
Уже не гениальная вещь, много патетики и риторики. Конец, перерождение классицизма в ампир, связанный в имперской идеологией. Искусство – подсобное средство для прославления.
Ощущение мертворожденной.
1805-08 – Давид. Коронация. Метров 10 в длину.
Политический манифест. Рим. Италия.
Раздроблена, унижена, подавлена. В искусстве застой. Позднее барокко.
1732-62 – Фонтан Треви и пр.
Продолжает существовать классическая линия, которая выход на поверхность.
Ориентация на наследие Палладио.
1735-1760 – Вила Корделлина в Виченце.
1752-1780 – Винвителли. Дворец в Козерте. Столица. (учитель Антонио Ринальди) В живописи классицизма вообще нет, только ответвления.
Джованни-Батиста Тьеполо. Роспись плафона в ц Сан Филиппо.
1752 - Ринальди и Армида в саду.
Росписи императорского зала во дворце архиепископа в Вюрцбурге (а архитектор бальтазар) История архиепископства.
Пользовался популярностью в Европе. Персонификация. Животные люди в бешенных ракурсах, закрученные позы, яркие краски, пышность. Пиршество для глаз.
1757 – Тьеполо. Фреска вилы Вальмарана.
Сюжеты из Иллиады. Пышный иллюзионизм.
Рядом сын – ДжандомЕнико Тьепол. Он уже представитель близкого к рококо.
Камерное, галантные сценки (хотя не всегда аристократы). Персонажи в масках и карнавалы.
1743 – Пьетро Лонги. Урок танцев.
Венеция. Ведута – архитектурный пейзаж.
Сер 18 – Каналетто. Праздник обручения дожа с морем.
Большие и пышные картины. На память богатому туристу.
Гварди. Площадь Сам Марко. Поэтичная таинственная атмосфера, меньше деталей.
Часто писал не только реальные виды Венеции, иногда каприччо (фантазии на тему) 1770 – Гварди. Каприччо.
Похож на Пиранези. Виды Рима.
Пиранези – виды Рима.
Считал себя архитектором, но был больше графиком. Исследователь римской архитектуры, фанат.
Не только фиксация, но и поэтизация великого прошлого. На почве мечтаний серия о фортах.
1745 - Тюрьмы. Серия гравюр.
Англия Английское искусство долго не выходило на общеевропейский уровень. А в 18 возникает собственная национальная традиция. Портретная живопись, своя школа(в 19 веке вообще опередит) 1756 – Рейнолдс. Сер Молсворт.
Лорд Хитфилд.
Сначала классицизм. Затем ведение атрибутов – пейзажи, пушки и пр. со смыслом.
Гейнсборо. Портрет дочерей.
Поэтическая тонкость, взгляд в лицо. Больше романтики. Мальчик в голубом. Сама внимательность, умение чувствовать. Предчувствованние романтизма.
1786 - Портрет г-жи Шеридан.
Как метафора души.
1755 – Дровосек и молочница.
Именно отсюда будут черпать вдохновение французы, которые сделают пейзаж основным типом. Англия как импульс.
1777 – Гейнсборо. Пейзаж.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей