Национальные школы продолжают существовать, но на первом месте Франция. Присоединяется Россия. Кризис абсолютизма, эпоха просвещения. Вся культура сильно переориентируется. И культура, и искусство имеют светский характер. На первом месте разум. Теории о том, как именно человек должен переосмыслять и переустраивать и обустраивать мир. Изменение общества к лучшему возможно. Роль пространственных искусств заметно сужается. Станковая картина стала фокусом, где концентрировались основные задачи. Теперь не так. На первом месте не пространственные, а временные искусства – литература и музыка. Снижение задач этих искусств – все больше сближаются с бытом, с комфортом. Уходит живая инициатива. Репрезентативная или декоративная функция преобладает. Продолжают сменяться направления и стили. И барокко и классицизм существуют, но теряют свое ведущее значение, большие стили сходят на нет. Часто даже не направления, а личные идеи мастеров – это распад целостного видения мира. Дробление на множество мелких частных вопросов. Помимо ведущей роли разума, просвещения расцветает и все, что связано с чувством. Разум и чувства начинают противопоставляться. Противопоставление частного и общественного. И расхождения усиливаются. Периодизация фр искусства: Французы делят по правителям. Есть стиль Людовика 14 – торжественный, помпезный. 1701 – Риго. Портрет Людовика 14 Король Солнца в пике своего могущества и славы. Архитектура Барокко и класицизм. 1671-1708 - Жюль Ардуэн-Мансар. Собор дома инвалидов в Париже. Четкая центрическая композиция (ориентирована на собор в Риме), крестообразный план. Богатая пластика фасадов, пышность декора. 1668-89 – Лево, Ардуэн-Мансар. Ансамбль в Версале. Синтез искусств – скульптура, живопись, парковое искусство слиты. Ардуэн-Мансар. Большой трианон в Версале. Для приближенных. Задача – отдохнуть от риторики. Но умирает раньше, чем меняется стиль. У власти Людовик 15. Первая эпоха регенства (10-20е 18 века). Появление рококо (рокай – раковины причудливой формы). Утонченный, проявляется в малых формах.