Навигация
Обмен ссылками

 
автор: Art
До окончательного захвата Францией Вьетнама в 1884 году там существовало много различных стилей и школ боевых искусств. Традиционные виды вьетнамских единоборств объединяются термином "во", который включает в себя и кулачный бой, и борьбу, и работу с оружием, и дыхательную гимнастику. Но практически все они складывались при преобладающем влиянии Китая. Собственно для обозначения всего комплекса воинских искусств Вьетнама и был взят китайский термин "у" ("боевой"), являющийся составной частью слова "ушу" ("боевые искусства"). Во вьетнамском прочтении иероглиф "у" звучит как "во".
 
 
автор: Art
Вся совокупность боевых искусств Кореи, как древних, так и современных, определяется термином "квонбоп". Следует признать, что на процесс их формирования и развития решающее влияние оказала китайская традиция, в частности, философские принципы конфуцианства (хварандо), методы чань-буддийской медитации (пульмудо), шаолиньские боевые искусства (оренквон и соримквон) и методики работы с внутренней энергией даосских монахов (юсуль). В то же время существовали и чисто национальные техники работы руками и ногами (субакги, тхэккен). Поэтому при характеристике корейских боевых искусств не следует впадать в две крайности: напрочь отрицать их национальные корни и определять как полностью заимствованные, с одной стороны, и придумывать им тысячелетнюю самобытную историю, с другой стороны, как это делают некоторые корейские авторы.
 
 
автор: Art
История боевых искусств в Корее насчитывает около двух тысяч лет, ее отсчет ведется с эпохи Трех государств (I—-VII века), когда на территории Корейского полуострова существовали три королевства — Когуре, Пэкче и Силла. В каждом из них имелись свои системы боевой подготовки. На формирование и развитие корейских боевых искусств сильное влияние оказала китайская традиция. Неслучайно комплекс корейских боевых искусств обозначается термином "квонбоп" аналогичным китайскому "цюаньфа" (кулачный бой).
В государстве Когуре существовала система единоборств санбэ, название которой представляло собой корейское прочтение китайских иероглифов "шоубо", обозначавших борьбу, распространенную в Китае в первые века нашей эры.
В королевстве Пэкче боевые искусства были известны под названием "субак" и элементы этой древней системы сохранились до наших дней в форме субакдо. Считается, что техника субак долгое время хранилась в тайне и передавалась весьма ограниченному кругу учеников. Впервые она была частично открыта в 1790 году, когда в трактате Ли Дон Му "Муетобот хончжи" был приведен комплекс приемов кулачного боя. Особенности субак выражаются в том, что нога бьет в основном выше пояса, используются кулаки и ударная работа локтями. Большинство ударов руками производятся из стойки, в которой руки в исходном положении сложены перед грудью как будто для молитвы.
 
 
автор: Art
Помимо Китая, международные федерации по другим видам единоборств, распространенным на Востоке, затрагивают и другие страны. Вторым по значимости центром боевых искусств является Япония. Японские боевые искусства (бу-дзюцу) формировались как на базе национальной идеологии, так и под влиянием проникавших из Китая идей конфуцианства и чань-буддизма (получившего в Японии название дзэн). Речь о формировании различных видов бу-дзюцу еще впереди, сейчас же остановимся на их классификации.
Выделим три системы боевых искусств, формировавшихся на основе сочетания технических действий с духовными принципами. Это айки-дзюцу, дзю-дзюцу и каратэ-до. Именно они дали миру три международно признанных вида единоборств, центром развития которых является Япония.
 
 
автор: Art
Традиция создания школ, в которых преподавалось бы сразу несколько разновидностей воинских или боевых искусств, существует в Японии с XV века. Именно тогда Индзаса Иэнао-Тойсай основал школу тэнсин-седэн катори синто-рю, оказавшую значительное влияние на общий ход эволюции японских боевых искусств феодальной эпохи. В этой школе изучается восемь дисциплин (школа существует до сих пор и в 1961 году даже была объявлена национальным достоянием): бо-дзюцу (работа с шестом или палкой), дзю-дзюцу, иай-дзюцу, кэн-дзюцу, нагината-дзюцу (работа с копьем), сэйдзе-дзюцу (работа с короткой палкой), сюрикэн-дзюцу (метание острых предметов), тикудзе-дзюцу (работа с палочкой, умещающейся в ладони).
Многие школы были основаны в Японии в ХХ веке с учетом всего накопленного опыта развития боевых искусств в стране и за ее пределами.
 
 
автор: Art
Это боевое искусство сформировалось на острове Окинава, который находился на пересечении торговых путей и на протяжении долгого периода времени был предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Китая, так и со стороны Японии, политическое и военное давление которых на маленькое островное государство с каждым десятилетием становилось все более ощутимым.
В 1372 году правитель Окинавы признал вассальную зависимость острова от китайского императорского двора династии Мин, после чего китайские военные и гражданские миссии обосновались близ крупнейших городов острова — Сюри, Томари и Наха.
Помимо внешней опасности, большие неудобства жителям острова приносило постоянное соперничество трех княжеств — Хокудзан, Чудзан и Нандзан. Оно завершилось в 1429 году, когда правитель Чудзана Се Хаси объединил остров, завоевав в междоусобной войне два других княжества. Чтобы избежать массовых проявлений недовольства, Се Хаси издал запрет на ношение оружия жителями острова, за исключением высшей знати и правительственных чиновников.
 
 
автор: Art
Будучи современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных отличия от него: во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу созданы на основе приемов владения самурайским мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу основаны на принципах овладения и регулирования универсальной духовной силы — внутренней энергии ки. Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии считалось более высокой формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу.
В соответствии с традицией боевых искусств феодальной Японии, термин "айки" означал воздействие сильного духом человека на слабого духом с целью доведения последнего до состояния полной неподвижности, что соответствует основополагающему принципу айки-дзюцу — уберечь себя от ударов и удержать противника от их нанесения.
Легендарным создателем школы дайто-рю айки-дзюцу традиция называет Минамото-но Ёсимицу (1056—-1127), семья которого была одним из главных правящих кланов Японии того времени, из нее вышли многие известные борцы и правители — сегуны клана Минамото фактически господствовали в стране с конца XII века на протяжении полутора столетий. Ёсимицу и его старший брат Ёсинэ разработали новую систему боя на основе исследования строения костей и функционирования тела человека, но ее техника в деталях нам неизвестна.
Ёсикие, старший сын Ёсимицу, переехав в район Кай, основал новую ветвь семьи Минамото — Такэда, и дайто-рю айки-дзюцу стало называться такэда-рю айки-дзюцу .
 
 
автор: Art
В XII веке были систематизированы "18 искусств самурая", положившие начало комплексу воинских искусств феодальной Японии. Среди них важнейшими считались искусства меча, копья, лука и стрелы, верховой езды. К этому времени уже были известны боевые искусства крестьян — такие, как владение шестом и ножом, полицейские искусства — такие, как связывание или работа с цепью. Совокупное количество старинных воинских искусств самураев, крестьян и полиции насчитывало несколько десятков. Все они получили название кобу-дзюцу (воинские искусства старой Японии) и хронологически относятся ко времени существования трех сегунатов — Минамото, Асикага и Токугава, то есть к периоду с 1185 по 1867 год.
В рамках кобу-дзюцу развивались уже существовавшие в то время воинские искусства и описанные в предыдущем разделе, но появились и новые, в частности, искусство боя палками бо-дзюцу. Чаще всего использовалась палка рокусяку-бо длиной около 180 см, но в Японии были популярны также хан-бо (130 см) и тан-бо (60 см). В период феодальных войн самураи использовали и другие модели, например тэцу-бо (железную палицу с разнообразными шипами) или консай-бо (палку, окованную металлом).
В XVII веке мастер Мусо Гонноскэ заменил рокусяку-бо на более короткую и легкую модель — дубинку дзе длиной 120—-125 см. В результате появилась новая разновидность фехтования на палках — дзе-дзюцу, и была основана школа синдо-мусо-рю, прославившаяся своими 64-мя приемами боя.
На Окинаве в XV веке возник собственный комплекс боевых искусств, также получивший название кобу-дзюцу. Несмотря на тождественность названий, окинавское кобу-дзюцу отличалось от японского. В комплекс окинавских искусств входило прежде всего владение традиционным (так называемым "крестьянским") оружием. Основное развитие окинавское кобу-дзюцу получило в XVII—-XVIII веках, будучи тесно связанным с каратэ и испытав на себе китайское влияние .
 
 
автор: Art
Самой древней национальной борьбой японцев является сумо. Она вся пропитана духом синтоизма — национальной религии Японии. Самая первая схватка, по легенде, произошла между богом Такемикацухи и вождем восставшего племени, который оказался побежденным. Первые достоверные сведения относятся к 642 году н.э., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. В программу праздника были включены соревнования по сумо между воинами дворцовой стражи и корейскими охранниками посла. Ежегодные состязания по сумо при дворе приурочивали к Танабата, празднику окончания уборки урожая риса. Но задолго до начала дворцовых турниров подобные борцовские состязания проходили среди крестьян и назывались "сумай". Возможно, изначально это были ритуальные поединки, посвященные божеству, приносящему урожай.
Придворные турниры проходили не на помосте, а на ровной песчаной площадке, какие-либо правила или ограничения отсутствовали, разрешалось использовать удары руками и ногами в любую часть тела. По окончании каждой схватки судьи, которыми были знатные военачальники, громогласно объявляли победителя. Если же они не могли прийти к единому мнению, то в качестве верховного арбитра приглашался император — прямой потомок синтоистских божеств, выражавший их волю.
 
 
автор: Art
До начала ХХ века все стили и направления китайского ушу развивались автономно, будучи связаны лишь общностью корней, традиций, способов передачи или философской базы. Но проникновение в Китай иностранцев и поражение восстания ихэтуаней (1898—-1901), неизбежно вели к мысли о необходимости создания специальной организации, которая занималась бы обучением ушу, объединив вокруг себя все разнообразие стилей и направлений. Так, в июне 1909 года была создана первая в мире официальная ассоциация боевых искусств — Физкультурная академия чистых боевых искусств (цзинъу), впоследствии переименованная в Ассоциацию цзинъу. В городах самого Китая и в Юго-Восточной Азии стали возникать ее филиалы — таким образом, изучение и распространение ушу стало обретать в какой-то степени организованный характер. Штаб-квартира ассоциации находилась в Шанхае, а ее основателем был Хо Юаньцзя. Знак ассоциации символизировал единство воспитания трех начал — физического, духовного и интеллектуального; он представлял собой щит с тремя перекрещенными кольцами.
 
Авторизация
Топ новостей