Навигация
Обмен ссылками

 

Кобу-дзюцу и синбу-дзюцу. Бу-дзюцу и будо

автор: Art
В XII веке были систематизированы "18 искусств самурая", положившие начало комплексу воинских искусств феодальной Японии. Среди них важнейшими считались искусства меча, копья, лука и стрелы, верховой езды. К этому времени уже были известны боевые искусства крестьян — такие, как владение шестом и ножом, полицейские искусства — такие, как связывание или работа с цепью. Совокупное количество старинных воинских искусств самураев, крестьян и полиции насчитывало несколько десятков. Все они получили название кобу-дзюцу (воинские искусства старой Японии) и хронологически относятся ко времени существования трех сегунатов — Минамото, Асикага и Токугава, то есть к периоду с 1185 по 1867 год.
В рамках кобу-дзюцу развивались уже существовавшие в то время воинские искусства и описанные в предыдущем разделе, но появились и новые, в частности, искусство боя палками бо-дзюцу. Чаще всего использовалась палка рокусяку-бо длиной около 180 см, но в Японии были популярны также хан-бо (130 см) и тан-бо (60 см). В период феодальных войн самураи использовали и другие модели, например тэцу-бо (железную палицу с разнообразными шипами) или консай-бо (палку, окованную металлом).

В XVII веке мастер Мусо Гонноскэ заменил рокусяку-бо на более короткую и легкую модель — дубинку дзе длиной 120—-125 см. В результате появилась новая разновидность фехтования на палках — дзе-дзюцу, и была основана школа синдо-мусо-рю, прославившаяся своими 64-мя приемами боя.
На Окинаве в XV веке возник собственный комплекс боевых искусств, также получивший название кобу-дзюцу. Несмотря на тождественность названий, окинавское кобу-дзюцу отличалось от японского. В комплекс окинавских искусств входило прежде всего владение традиционным (так называемым "крестьянским") оружием. Основное развитие окинавское кобу-дзюцу получило в XVII—-XVIII веках, будучи тесно связанным с каратэ и испытав на себе китайское влияние .

К оружию окинавского кобу-дзюцу относятся нунтяку (короткий цеп для молотьбы), сай (трезубец, укороченный до размеров кинжала), кама (серп, у которого лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом), тэкко (кастет с выступающим спереди острым шипом), сурутин (веревка с привязанными на концах грузилами), фундо (короткая цепь с рукоятками по концам), кува (мотыга), тэтю (лом) и некоторые другие. Используется также техника бо-дзюцу, но наряду с рокусяку-бо на Окинаве популярны косяку-бо (280 см) и санаяку-бо (100 см). Также существует техника работы с веслом (эку-дзюцу), представляющая собой разновидность техники бо-дзюцу .
После восстановления императорского правления в Японии в 1868 году (буржуазной реставрации Мэйдзи) в истории японских воинских искусств начался современный период. Они стали называться синбу-дзюцу (новые боевые искусства). Но к тому времени термин "бу-дзюцу" практически повсеместно сменился термином "будо".

В эпоху сегуната Токугава (1603—-1867 гг.) почти все боевые искусства Японии сменили свои названия, заменив иероглиф "дзюцу" (техника, приемы, искусство) на иероглиф "до" (путь). После непрерывных войн и мятежей, потрясавших Японию около 500 лет подряд, наступил мирный период, огнестрельное оружие потеснило традиционное холодное. В результате самураи стали практиковать свои искусства, главным образом, с целью морального и психофизического совершенствования. Непосредственное боевое значение воинских искусств значительно снизилось, поэтому основное внимание стало уделяться не их технической стороне, а пути (до) постижения воинского мастерства и вхождения в совершенную гармонию с природой. Боевые искусства стали использоваться преимущественно для физического воспитания и закалки характера молодого поколения, а также в качестве средства психотренинга.
Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план.

Понятие "до", связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его существование. Это соответствовало дзэн-буддийскому принципу, провозглашавшему, что изначальная природа Будды присутствует во всем одушевленном и неодушевленном и постигается через просветление (сатори). Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Таким образом происходило соприкосновение воина с "до", то есть слияние единичного с целым, что и являлось целью и сутью боевых искусств.
Развитие самообладания, трезвости мысли и хладнокровия не означало, что в боевых искусствах физический фактор был низведен до несущественного уровня. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Все это могло быть достигнуто лишь в результате ежедневных многочасовых тренировок, которые рассматривались как репетиции военных действий.

Новое будо ХХ века делает акцент на победу в спортивных состязаниях. Но подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств. Так, сегодня продолжают свое существование 10 школ окинавского кобудо, трансформировавшиеся из школ кобу-дзюцу (на Окинаве не существовало понятия синбу-дзюцу или синбудо): семь из них расположены на Окинаве, три — в Японии.

Дзю-дзюцу и дзюдо

Понятие "дзю-дзюцу", искаженное в Европе и Америке на "джиу-джитсу", появилось в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Термин "дзю-дзюцу" переводится как "мягкая, податливая техника", то есть мастер данного боевого искусства уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, после чего обращает действия врага против него самого.
Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах, наиболее известными из них были системы ерои куми-ути и коси-но мавари, расцвет которых пришелся на XI--XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом.
Первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах. Таким образом утверждалась версия о чисто национальном происхождении дзю-дзюцу.

Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: миура-рю, фукуно-рю и исогаи-рю.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Изучив приемы ерои куми-ути и коси-но мавари, он отправился в Китай для расширения своих познаний и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзитуйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — поддаться, чтобы победить. В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба.

В конце XVI ( первой половине XVII века даже облегченные доспехи вышли из употребления, что привело к количественному росту школ дзю-дзюцу. К 1650 году их насчитывалось более четырехсот. Дзю-дзюцу стало включать в себя большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел техники получил название "атэми-вадза".
На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее известными из них были арагаки-рю, кито-рю, косин-рю, есин-рю, реи синто-рю, синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон в Эдо основал школу тэнсин синъе-рю, основу техники которой составили удары по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы. Перед тем, как основать собственную школу, Исо отправился в мусасюге — путешествие по различным додзе в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.

До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшей из них является хакко-рю. Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны, поэтому сегодняшнее дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя, соответствующие принципу "уступания", ложной податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по точкам тела противника.
В 1882—-1887 годах на базе техники дзю-дзюцу японский педагог Кано Дзигоро создал дзюдо, являющееся не только боевым искусством, но и спортивным единоборством, системой физического воспитания. В переводе "дзюдо" означает "путь гибкости" или "мягкий путь".

С 17-летнего возраста Кано начал изучать дзю-дзюцу у мастеров школ тэнсин синъе-рю и Кито-рю, но через пять лет у него уже были выработаны собственные взгляды на природу боевого искусства, что позволило Кано заявить о создании совершенно новой системы — дзюдо. Дзю-дзюцу он трактовал как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии (то есть средство), а дзюдо понималось как путь этого использования (то есть принцип и практика достижения конкретной цели). Что касается техники, то различия между дзю-дзюцу и дзюдо поначалу были незначительны.
Днем рождения дзюдо считается открытие в 1882 году при храме Эйсе в Токио Кодокана (Храма постижения Пути) — собственного додзе Кано. Разработка комплекса приемов дзюдо заняла пять лет и завершилась в 1887 году, после чего техника дзюдо не менялась несколько десятилетий. Из дзюдо были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Кано отказался от ударной техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в мирное время.

Теория дзюдо охватывала круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Одним из главных принципов дзюдо стала идея всеобщего благоденствия. Практика нападения и защиты не только важна в деле достижения гармонии тела и духа, но и может быть применена к усовершенствованию общественной жизни, так как согласия между всеми членами общества можно добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных уступок.
Дзюдо быстро становилось конкурентом традиционных школ дзю-дзюцу, мастера которых были инструкторами в армии и полиции. В 1886 году была проведена встреча между представителями претендовавших на лидерство нескольких школ, в том числе и кодокан-дзюдо. Целью встречи было определить одну, наиболее эффективную систему, на основе которой и вести преподавание в дальнейшем. Ученики Кано победили в тринадцати поединках, две схватки закончились вничью. Практическая ценность дзюдо была признана, его начали культивировать в армии и полиции, включили в программу средних и высших учебных заведений.

Седьмым учеником Кано был Сайго Сиро, до этого изучавший айки-дзюцу в школе дайто-рю и дзю-дзюцу в школе тэнсин синъе-рю. Не в последнюю очередь превосходство дзюдо над другими школами было доказано благодаря победам Сайго, хотя он и использовал технику, сочетавшую бросок и замок кисти, удары и подсечки, впоследствии не вошедшие в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком травмоопасны: некоторое время после броска многие противники Сайго просто не могли встать на ноги.

После второй мировой войны дзюдо, как и многие другие системы японских единоборств, было временно запрещено, но японские тренеры стали популяризировать дзюдо среди американских военнослужащих, и запрет был снят.
В 1956 году в Японии состоялся первый чемпионат мира по дзюдо. В программу XVIII Олимпийских игр (Токио, 1964 г.) дзюдо вошло в качестве показательного вида спорта, а окончательного олимпийского статуса добилось в 1972 году в Мюнхене.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей