С. ван Рейсдал.Речной пейзаж. Пример речного пейзажа. В общем и целом, здесь справедливо всё то, что было сказано о мельнице. Мир человека как подчинённый мир, часть вселенского механизма. Здесь художник вводит церковь как символ христианского мира. Малое и великое сопрягается через разные смысловые ниточки. Деревья изображены в своей индивидуальности. Переправа на пароме в окрестностях Арнема. Переходные состояния, как здесь, редко встречаюся у голландских художников. Это, конечно, не пейзаж настроения, т.к. переходы состояния – только начало, становление.
Ян Порселлис. Морской бриз (1630). Морские пейзажи – тоже весьма популярный жанр. Но пейзаж был первым, кто сумел найти худ. возможности композиционного слияния (море, человек). Убедительность композиций возникает за счёт особой цветовой гаммы, кот. объединяет все стихии.