Навигация
Обмен ссылками

 

Голландская и Фламандская школы

автор: DARK-ADMIN
Ян Вермеер 1632-1675
Общие черты: чаще всего окно слева, оно приоткрыто или из него льётся свет, на стене картина или карта. Если карта - то чаще Голландии как независимой страны (проявление патриотизма).
Великий мастер работы с красками, светом, великий колорист.
«Женщина, взвешивающая жемчуг» - на первый взгляд мрачная, но очень тонкая картина, для разговора о глубинных смыслах: простое занятие (жемчуг, весы) в центре внимания, оно – повод для потаённых мыслей; весы в состоянии идеального равновесия - символ гармонии; девушка погружена в себя, глаза прикрыты. На картине за её спиной – сцена Страшного суда, где Христос тоже взвешивает грехи человеческие. Идеально структурированное пространство, тонкие линии, светотень.

Голландская и Фламандская школы

Девушка с жемчужной серёжкой


«Девушка с жемчужной серёжкой» (ср. фильм с Йоханссон). Необыкновенное очарование, одухотворённость, несложный потрет, но удивительно показывает внутренний мир. Серёжка – акцент.
«Мастерская живописца» - одна из самых загадочных картин Вермера. Мастерская показана не сразу, мир живописца и мир зрителя разгорожены тяжёлой портьерой (искусно написана). Тот мир – особый. Слева за портьерой – окно. Дорогая обстановка, шахматный пол, упорядоченные инструменты. Карта на стене – историч., до разделения Нидерландов на Голландию и Фландрию; художник одет не по моде своего времени, девушка, которую он рисует, держит трубу (символ муз) и старинную книгу – всё это отсылает к истории. Если «снять ещё слой» - увидим, что накидка на девушке всего лишь надета на простое, небогатое платье. У неё в руках символические атрибуты, она в символической одежде – значит, художник пишет не просто девушку, а аллегорию, и ему возможно магически оживлять предметы, преобразовывать их своим замыслом. На этой картине особенно хорошо видно, наск. Вермер отличается от своих современников и голл. художников вообще, он умеет в простом сюжете раскрывать самые высокие вопросы – такие, как смысл искусства (в частности, живописи).
Только 2 картины, кот-е не являются портретами.
Одна из них – «Улочка в Дерпфте». На первый взгляд – незамысловатая. Это вид из окна мастерской Вермера. Фактически это первый пейзаж с натуры; конечно, до В. делали эскизы, но рисовали всё равно в мастерской; только в сер. 19 в. франц. импрессионисты начнут непосредственно работать с натурой. А здесь натура оказывается буквально за окном. Спокойный, тихий вид. В кажущейся простоте – глубокая основа; композиция идеально просчитана, пропорции близки к классике Золотого сечения, дом не зря не в центре композиции (оригинально). Кажется, что обычный вид, и по-другому быть не может, но за этим – огромная аналитическая работа художника. Воздух как бы наполняет пространство – серовато-голубоватое небо, сложные световые потоки, мелкие мазки, ощущение движения воздуха. Нет солнца. Вермер, глядя из окна, подмечает такие тонкости, которые были недоступны другим художникам 17 века.
В рамках голл. живописной школы впервые в Европе появляются пейзажи. Пейзаж приобретает для голл. особое значение: 1) борьба за независимость, за свою землю и 2) отвоевание земли у моря, строительство дамб – всё это заставляло сильнее ценить свою страну. Высшая точка развития голл. пейзажа – 70-е гг. 17 в.
Ян ван Гойен. «Мельница у реки». Погружает в этот мир, глубокое пространство. Необх. понять, какой переворот должен был произойти в сознании людей, чтобы они смогли вот так увидеть природу. Природа была уже в Возрождении (напр. у Джорджоне), но там был строгий канон, образ мироздания, кулисность; теперь же от этой догматики ничего не осталось. Далёкий горизонт, отсутствие кулис, взгляду ничто не мешает. Масштаб подчёркнут. Спокойное настроение, нет интенсивных солнечных потоков или грозы, только клубящиеся кучевые облака. Небо – 2/3 картины. Всё равно всё это отсылает к вневременным смыслам: в 17 в. сознание ещё не освободилось от идеи постоянной связи с макрокосмом. Мир малый связан с миром большим. Мельница – не просто деталь пейзажа (традиционно стоит на равнине, где ветер), а узнаваемый, многозначный символ этой живописной школы, символ любимых голландцами добродетелей, но и символ колеса фортуны (ср. Дон Кихот и мельницы – тоже сражение с фортуной). Мельница вводит тему судьбы в эту картину.
Соломон ван Рейсдал «Речной пейзаж». Зрелое, осмысленное восприятие природы. Смотрим глазами опытного наблюдателя. Мотив церкви – христианские ценности.
Якоб ван Рейсдал (племянник Соломона).
«Мельница в Вейгсе». Цельное, обобщённое построение пейзажа – свидетельство композиционной зрелости. Тонко сбалансированы настроения и природа. «Ощущается» свет. Большая эмоциональная насыщенность.
«Озеро среди деревьев». Редкий пейзаж с лесом. Качающиеся деревья – символ внутренних волнений. Цвета неброские, но ощутимо «лесные»
«Вид на деревню….». Дорога – тем пути, тема жизни. Связь между малым и большим не разорвана.
«Еврейское кладбище» - философская картина. Церковь – символ христианского мировоззрения. Свет вдалеке, вода, радуга, поваленные деревья рядом с растущими – целый ряд важных образов.

Третий жанр, популярный у голландцев – натюрморт. Малые голл. в 17 в. осложняли его, давали символику. Общее название – «Тихая жизнь» (по-русски иногда «Мёртвая природа»). Отдельные опыты с натюрмортом восходят к Караваджо, но это только отдельные всплески, а теперь – целая школа.
1-й тип натюрмортов – «завтраки». Посуда, еда, быт, уют. Свидетельствовали о мире, в к-м жили голландцы. Видно мировосприятие. Особенно популярный тип. Необычайное мастерство художников
«Ветчина и серебряная посуда». Аппетитный окорок, надрезанный лимон (распространённая деталь голл. натюрмортов вообще), булочка, дорогая посуда, кувшин с откинутой крышкой, белая драпировка. Европа 17 в. была увлечена расшифровкой этих символов, это удел интеллектуалов, дворян. Существовали книжки с такими загадками: в левой части листа изображался сам символ (напр. роза), в центре – его интерпретации, в правой части – 4-стишия с описанием этого предмета. В этом плане натюрморты чрезвычайно важны. Кувшин для вина и хлеб – христ. символы. Открытая крышка кувшина, опрокинутая ваза, слишком хрупкий бокал, потухшая свеча – идея бренности, неустойчивости человеческой жизни. Лимон – символ самой жизни: снаружи красиво и приятно на ощупь, внутри ужасно кисло. Ветчина – символ чувственных радостей. Значит, чувств. радости есть, но свеча потухла, вино выпито…. Мир бренен. Но именно это, парадоксально, проводит идею спасения: пока есть надежда, есть христ. символы как обозначение веры.
«Лимон на картине свидетельствует, что наша жизнь совсем не такая [сладкая], как нам бы хотелось» (с)
Нужно помнить, что голландцы – протестанты; религ. живопись не развивается, церкви не оформляются, и эти картины-натюрморты служат своего рода иконами, постоянными отсылками к религиозному контексту, поэтому ими принято было украшать дом. На картине м.б. всё идеально и радостно, но обязательно будет какой-то момент увядания, гниения, быстротечности, конечности – это не пессимизм, просто обязательный «ключ».
2-й тип натюрмортов – цветочные. Не менее увлекательны для расшифровки. Крупные цветы особо привлекательны, но они быстро вянут. Рядом с ними – мелкие цветы (первоцветы, фиалки, ландыши), они живут дольше. Могу отсылать к дух. чистоте, смирению и т.д. Множество значений. Около ваз часто изображаются насекомые – гусеницы, жучки и пр., тоже символичны.
3-й тип – т.н. vanitas (тщеславие). Обязательно старые рукописи или ноты, опрокинутый или пустой бокал, м.б. череп или кости.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей