Навигация
Обмен ссылками

 

ДЖИОВАННИ БОНОНЧИНИ /1672-1755/

автор: Art
Большое значение в развитии виолончельного искусства имело творчество Джиованни Баттиста Бонончини. Бонончини родился в 1672 году в Модене, в семье крупного композитора Джиованни Марии Бонончини. Неудивительно, что первоначальное образование мальчик получил в родном городе под руководством отца. С раннего возраста Джиованни жил в Болонье. Здесь он учился у знаменитого Дж.П. Колонна по композиции и Дж. Буони по виолончели. В детстве Джиованни также играл на скрипке. Архивный документ 1686 года позволяет узнать, что Бонончини в это время был учеником-певчим и "играл на некотором инструменте" в капелле Св. Пет-ронио. В капелле он служил до 1688 года. В то время там работал Габриэли. Без сомнения, последний оказал заметное влияние на формирование молодого музыканта. Близкое общение с этим крупнейшим представителем болонской виолончельной школы ускорило творческое развитие Бонончини, который уже в юном возрасте славился как виолончелист-виртуоз.

Чрезвычайно рано проявилось и композиторское дарование Джиованни. Так, писатель Ромен Роллан, называя Бонончини "замечательным виолончелистом", пишет, что "он издавал свои первые вещи в тринадцать лет, в четырнадцать был членом Филармонической академии в Болонье и регентом капеллы в пятнадцать". В 90-е годы XVII века Бонончини занимает место придворного виолончелиста в столице Австрии. Начинается его многолетняя деятельность в
различных европейских странах. Бонончини прославился как композитор, написав несколько десятков опер. Они ставились под его руководством в ведущих музыкальных центрах - Вене, Берлине, Риме, Лондоне. Как пишет Л.С. Гинзбург: "Свыше десяти лет продолжалось известное в истории оперного искусства соперничество между Генделем и "царем итальянской моды" Бонончини, начавшееся вскоре после прибытия последнего в Лондон в 1716 году и
закончившееся лишь в 1728 году в связи с обвинением Бонончини в плагиате, после чего ему пришлось уехать из Лондона". Однако деятельность оперного композитора не заслонила Бонончини-исполнителя. В конце XVII столетия он выступает как виолончелист-концертант в Вене. В Лондоне Бонончини "подобно Генделю, но на виолончели, более благородном инструменте, чем клавесин... выступал... в аристократических салонах". В двадцатые годы XVIII века в Риме Бонончини также славили как первоклассного виолончелиста: Документ 1722 года называет Бонончини "знаменитым музыкантом-
виолончелистом и композитором, служащим в качестве виртуоза при посольском дворе графа Уэльского".
ДЖИОВАННИ БОНОНЧИНИ /1672-1755/


Верней называет Бонончини отличным виолончелистом. По его словам, исполнительскому стилю Бонончини в большей степени присущи были мягкость и нежность и в меньшей степени - драматизм. Эту характеристику, подчеркивающую лирико-выразительные черты стиля Бонончини, подтверждает Гербер, отмечающий талант Бонончини "выражать нежные и грустные чувства". "При этом, - добавляет Гербер, - он умеет обходиться довольно своеобразными мягкими и приятными мелодиями". Тут же автор подчеркивает совершенство речитативов Бонончини и их "абсолютное соответствие выразительной речи". Гербер, отдавая Бонончини должное как музыканту, вместе с тем в характеристике его как человека не скупится на такие эпитеты как "тщеславный", "надменный", "гордый", "завистливый", "честолюбивый". С виолончелью Бонончини не расставался и в преклонном возрасте.

Будучи в 1733 году в столице Франции, музыкант написал Мотет с партией облигатной виолончели. Это произведение он сам и исполнил в одном из Concerts Spirituels. "Mercure" писал, что музыку "нашли замечательной во всех отношениях как по композиции, так и по исполнению". Виолончельное мастерство Бонончини находилось на высочайшем уровне. В подтверждение этого говорит и тот факт, что оно было положено в основу одной из первых виолончельных школ - Школы Мишеля Коррет, изданной в Париже в 1741 году. Коррет считал исполнительское направление Бонончини самым популярным в Европе. Коррет, кстати, приписывал Бонончини "изобретение" виолончели. Мнение это разделялось в начале XVIII века и в Англии. С одной стороны, это говорило о еще малой популярности виолончели в некоторых странах, с другой - о виолончельном мастерстве самого Бонончини. Умер Бонончини в Вене в 1755 году.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей