Крупнейшим французским гамбистом последних десятилетий XVII столетия и первых десятилетий столетия XVIII был Марен Марэ. Он проявил себя не только как блестящий исполнитель, но и как незаурядный композитор, автор нескольких опер и многочисленных сочинений для гамбы.Родился Марен Марэ 31 марта 1656 года в Париже. Он начал обучение на гамбе, повидимому, под руководством Отмана, но главным его педагогом был Сен-Коломб. Мастерству композиции Марен обучался у Люлли. Их также связывали и дружеские отношения. Свою оперную деятельность Марэ сочетал со службой при дворе в качестве солиста-гамби-ста. Это место он занимал с 1685 по 1725 год, нося титул "Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy".Современники Марэ и другого выдающегося гамбиста Форкрэ говорили, что первый играл, как ангел, а второй, - как дьявол, желая этим подчеркнуть мягкость и грацию исполнительского стиля Марэ. Ю. Леолан писал в 1740 году, что Марэ "пользовался особым уважением за оригинальность своего превосходного мастерства и за прекрасное исполнение".
Характерными для творческого почерка Марэ были танцевальность, импровизационность, обилие мелодических украшений. Мелодика музыканта часто обнаруживала близость к народно-песенным интонациям. Пьесы Марэ по стилю родственны произведениям французских клаве-синистов, развивавшихся, в свою очередь, под известным влиянием гам-бовой культуры. Исключительным успехом у современников пользовалось исполнение Марэ пьесы "Лабиринта". Музыкант изображал человека, блуждающего по лабиринту и, наконец, отыскивающего выход.Надо заметить, что музыкант порой переходил границы художественной изобразительности, впадая в натурализм. Как пример можно привести исполнение пьесы, озаглавленной "Картина хирургической операции". Здесь Марэ звуками пытается изобразить "содрогание при виде аппарата", крики оперируемого и т.д."Характер украшений, широко используемых Марэ, обусловлен современной ему музыкальной эстетикой, - пишет Л.С. Гинзбург. - Он применяет их не для формального "украшательства", а для усиления мелодической выразительности произведения.
Украшения как средства выразительности играли в творчестве гамбистов значительную роль из-за особенностей техники гамбы с ее ограниченными динамическими возможностями, с ладами на грифе, мешающими вибрации и т. д.".К.А. Кузнецов, характеризуя выразительную сущность украшений в творчестве клавесинистов и лютнистов, писал, что "и для тех и для других "украшения", будучи органической частью мелодии, были связаны с их стремлением к тонкому штриху, деликатному нюансу, к следованию за каждым движением человеческой души и сердца". Слова эти полностью могут быть отнесены и к французским гамбистам. Подробное описание украшений у Марэ появилось еще до известных указаний Куперена.Так, приводя отрывок в "batteries", штриховой прием, позже прочно вошедший во французскую виолончельную технику, Марэ отмечает: "Обозначенные здесь точки показывают, что нужно заполнить пустоту между темой и басом так, чтобы не создавать диссонансов; почти всегда это - мажорная или минорная терпит иногда квинта или секста, смотря по обстоятельствам; если точки и отсутствуют в "batteries", все же не нужно забывать об этом правиле, которое является весьма существенным для гармонии".
Марэ блестяще владел многоголосной техникой. По-видимому, под влиянием лютневого искусства, он широко применяет игру аккордами. Характерна в этом отношении прелюдия Марэ из первого сборника (1686) - "Lent", где использованы и двухголосная игра и аккорды. "Пьеса эта обладает несомненными музыкальными достоинствами, - пишет Л.С. Гинзбург. - Обращает на себя внимание импровизационность ее стиля. Б.Д. Струге справедливо подчеркивает ее "баховские" интонации. Но в то же время здесь (именно не в пьесе-миниатюре танцевального или звукоизобразительного характера, а в пьесе с несомненно глубоким художественно-психологическим содержанием) обнаруживается разрыв между творческим замыслом композитора и орудием его воплощения - гамбой. Пьеса, требующая мощных динамических нарастаний, экспрессивного звучания, эпизодического выделения мелодии на отдельной (и не только верхней) струне, естественно, не могла быть соответствующим образом исполнена на гамбе - инструменте, который переставал отвечать запросам развивающейся музыкальной культуры.
Таким образом, уже в последних десятилетиях XVII века начинает сказываться несоответствие выразительных возможностей этого инструмента новым художественным запросам, приводящее в XVIII веке к кризису гамбового искусства". Лучшие гамбовые сочинения Марэ были изданы в Париже в пяти книгах, между 1686 и 1725 годами. Сборники эти имеют известную педагогическую направленность. Они представили обильный и разнообразный материал для изучающих игру на гамбе. Как педагог Марэ проявил себя в роли учителя четырех из своих 19 детей. Особенно выделился среди них Рапан Марэ, родившийся в 1678 году и с 1725 года служивший при дворе в качестве солиста на гамбе. Слышавший его в Париже Кванц отмечал точность и изящество его исполнения. Умер Марен Марэ 15 августа 1728 году в Манте близ Парижа.