Одним из музыкантов, способствовавших дальнейшему прогрессу виолончельного искусства, как во Франции, так и за ее пределами, был Жан-Пьер Дюпор (1741-1818). Он на протяжении ряда лет был постоянным участником парижских концертов. Имя его часто с восторгом упоминалось в парижской прессе. "Дюпор каждый день заставляет нас слу-1цать новые чудеса и заслуживает все нового удивления, - писал "Mercure" в 1762 году. - В его руках не узнаешь инструмента. Он говорит и выражает все то, что, раньше считали, может выразить лишь' скрипка". Как исполнитель Жан-Пьер славился красивым, мощным звуком, а также виртуозной техникой. Современники Дюпора с похвалой отзываются об его игре, характеризуя самые различные стороны дюпоровс-кого исполнительского мастерства. Выдающимся учеником Жана-Пьера Дюпора, превзошедшим своего учителя, был его младший брат Жан-Луи Дюпор, который родился в Париже 4 октября 1749 года. Жан-Луи в детстве обучался игре на скрипке скорее всего у отца-танцмейстера. Однако успехи брата подвигли его перейти на виолончель. Позанимавшись некоторое время у Берто, Жан-Луи становится учеником знаменитого брата. Уже в 1768 году Жан-Луи восхищал парижан превосходным исполнением своей сонаты.
Аккомпанировал ему брат. "Mercure", описывая это выступление, отметил "точное, блестящее, удивительное исполнение, звуки полные, мягкие, ласкающие, уверенную и смелую игру, свидетельствующую о громадном таланте". И после отъезда брата в Берлин в 1773 году Жан-Луи продолжал совершенствовать свое мастерство. Довольно быстро он завоевал всеобщее признание в музыкальных кругах Парижа и "вскоре, - как отмечает Миль, - ему не стало равных".
В начале 1778 года Дюпор совершил путешествие в Швейцарию. После успешного выступления в Женеве Дюпор посетил "Фернейского патриарха". Рассказывают, что Вольтер, пораженный мягкостью и теплотой звучания виолончели в руках этого музыканта, воскликнул: "Господин Дюпор, вы заставляете меня верить в чудеса: вы из быка умеете сделать соловья". В течение ряда лет Дюпор являлся постоянным участником парижских публичных
концертов. С большим успехом проходили и его выступления в многочисленных частных музыкальных собраниях, например, в известном в Париже салоне Багге. Виолончелист принимал также участие в камерной музыке принца де Гемене, выступая и как солист, и в квартете.
"Приезд Виотти в Париж (в конце 1781 года), - рассказывает Фе-тис, - был весьма счастливым событием для Дюпора, который понял, что, применяя к виолончели широкую и блестящую манеру игры этого великого артиста, он получит неслыханный до сих пор эффект. Он усиленно работал над формированием нового стиля, и усилия его увенчались успехом". Уже в 1782 году "Journal de Paris" писал: "Было бы желательно, чтобы наши молодые виртуозы приняли игру Дюпора за образец!" У Виотти с Дюпором вскоре установились дружественные отношения. Виотти высоко ценил французского артиста, хотя и подчеркивал превосходство итальянских музыкантов в выразительности исполнения. "Все это хорошо, - говорил Виотти об игре Дюпора и других французских виртуозов, - но они не умеют так выразить сущность, как это делаем мы". Но что характерно, многие критики отмечали большое сходство исполнительских стилей Виотти и Дюпора, подчеркивая при этом присущую им обоим выразительность.
Так некто F-le, называя Дюпора "виолончельным Виотти", пишет: "Этот артист обладал исключительной выразительностью... Как и Виотти, с которым он много играл, он обладал искусством драматизировать трудные места, чтобы затем лучше оттенить нежность певучих. Когда в дуэте оба виртуоза исполняли друг за другом один и тот же пассаж, не знали, кому отдать пальму первенства. Но особенно воодушевлялись они во время органных пунктов, исполняя множество импровизаций, которые, казалось, вдохновлялись одной душой". Вместе с тем необходимо обязательно подчеркнуть самобытный, ярко индивидуальный характер исполнительского мастерства Дюпора. Миль, отмечая "чистоту, блеск, жар и обаяние", как основные черты дюпоров-ского дарования, и говоря о его развитии и совершенствовании, не случайно пишет, что Дюпор "всегда сохранял тот импульс, которым он был обязан своей первой манере игры... Как артист Дюпор не имел себе равных; никто не обладал большей точностью в интонации; он говорил, что для того, чтобы играть чисто, надо, чтобы малейшая неточность звука причиняла боль. Его манера петь была очаровательна: вкус, выражение, законченность не могли быть выше, и красота этого инструментального пения была такова, что знаменитая Грассини предпочитала на небольших придворных концертах исполнять дуэты с Дюпором, нежели с певцом". 1780-е годы - период наивысшего успеха французского музыканта. Имя его не сходит со страниц парижских изданий.
В апрельском номере "Mercure de France" за 1786 год Дюпор, "которого всегда слушаешь с новым восхищением", фигурирует среди "лучших артистов столицы". Современник Дюпора Рейхардт особенно подчеркивал в игре французского виолончелиста технику и точность. "В отношении техники и точности младший Дюпор столь же мало мо,жет быть превзойден как старший в отношении большого, полного тона, силы и значительности в исполнении. Этот (старший) сформировался на основе более старой и солидной, а тот (младший) - на основе более новой французской школы". Французский исследователь виолончельного искусства Ноге характеризует исполнительский стиль Дюпора, как "одновременно простой, выразительный и величественный".
Около 1788 года Дюпор отправился с концертами в Англию. Во Францию он вернулся лишь на несколько месяцев. Следуя приглашению своего брата, Жан-Луи отправился в Берлин. Здесь он прослужил при дворе до 1806 года. Слышавший Дюпора-младшего в Берлине в 1797 году Гербер подчеркивает в его игре "мягкие, всегда чистые звуки и его легкое, непринужденное владение смычком". Отмечаемое некоторыми превосходство Дюпора над старшим братом объясняется именно исключительной красотой и мягкостью тона, легкостью исполнения, еще большей виртуозностью. В Берлине же он завершает свой главный труд - Школу для виолончели "Опыт виолончельной апликатуры и руководство для смычка". В этом труде Дюпор впервые изложил основные принципы виолончельной апликатуры, которые он освободил от влияний гамбы и скрипки. При прусском дворе находился и Бернард Ромберг, с которым Дюпор вскоре подружился. Ромберг высоко ценил мастерство Дюпора: "Луи Дюпор в своей игре на виолончели соединял красивейший и грациознейший тон с техническим мастерством и вкусом". Ромберг посвятил ему свою "Фантазию" для виолончели с оркестром. Вернувшись на родину, Дюпор, несмотря на удачное выступление в Париже в 1807 году, не смог занять здесь должного положения. Музыкант вынужден был поступить на службу к бывшему испанскому королю Карлу IV, жившему в то время в Марселе.
Вращаясь в высших кругах, Дюпор сумел сохранить свою независимость и достоинство. "Будучи попеременно связан с пятью монархами, - пишет Миль, - проведя большую часть своей жизни при дворах, он не превратился в придворного". Через пять лет Дюпор возвращается в Париж. Несколько успешных выступлений в Одеоне на этот раз заставили заговорить о нем. Миль отмечает "элегантность, грацию и молодость" шестидесятичетырехлетнего артиста. Вскоре знаменитого виолончелиста приняли в качестве камерного музыканта в придворную капеллу. В 1813 году Дюпор вошел в число профессоров Парижской консерватории. Это место он занимал до реорганизации консерватории в "Королевскую школу музыки" в 1815 году. Умер Жан-Луи Дюпор 7 сентября 1819 года, через несколько месяцев после своего старшего брата. Похоронен он был на Восточном кладбище Парижа, неподалеку от Мегюля и Гретри. Дюпор всегда отличался чувством стиля и умел использовать творческую свободу для наиболее полного изложения содержания произведения. "На замечание, которое ему сделали однажды по этому поводу, - пишет Миль, - Дюпор ответил: "Все качества исполнения достигаются работой; что касается уверенности, то я благодарю за нее одну лишь природу".
После этих слов он налил воды до краев стакана и обошел вокруг комнаты, держа его на вытянутой руке, не пролив ни единой капли; ему было около семидесяти лет". Дюпор ярко проявил себя как педагог. Он явился учителем многих французских виолончелистов, среди которых были и такие крупные представители этого инструмента, как Ф. Руссо, Ж.А. Левассер, Ж-М. Ламар, а также глава бельгийской виолончельной школы Н.Ж. Платель. Среди учеников Дюпора в Германии можно назвать чешского виолончелиста Ми-кулаша Крафта. "Ученики часто просили его сыграть им некоторые из его этюдов, - пишет Миль, - на что Дюпор всегда с удовольствием соглашался. Обычно, однако, он просил два-три дня для подготовки вещи, для того чтобы Урок был тем, чем он должен быть.
Встреча происходила только после этой подготовки. Так велико было его уважение к искусству". Помимо педагогических сочинений, Дюпор написал для виолончели 6 концертов с оркестром, 4 сборника сонат с басом, 3 дуэта для двух виолончелей, 8 тем с вариациями для виолончели с оркестром или квартетом. Дюпор пользовался любовью и уважением современников. О нем говорили как о человеке исключительной отзывчивости, скромности и благородства. "Шла ли речь о том, чтобы взять на воспитание дочь умершего в нищете скрипача Герена, - пишет Л.С. Гинзбург, - оказать ли содействие приехавшему в Париж коллеге, помочь ли разорившемуся музыканту своим участием в его бенефисном концерте, уплатить ли долги, грозящие бедой его другу, дать ли бесплатные уроки ребенку из нуждающейся семьи - во всех таких случаях знаменитый артист проявлял доброту и отзывчивость".