Часто приходится слышать вопрос, сколько слов можно выучить за день. Ответ на него дать не так просто. Опыт изучения языков позволяет говорить только о более длинных отрезках времени, начиная по меньшей мере с одной недели.
Нужно заметить, что и между словами есть разница: одни заучивать проще, другие – сложнее. Поэтому, планируя, сколько времени нам понадобится на усвоение слов, нужно исходить не из «прозрачных», а из более трудных слов, которые мы называем «непрозрачными».
Опыт показывает, что в качестве реалистичной точки отсчета можно принять максимум 50 «непрозрачных» слов за неделю. К ним нужно прибавить и «прозрачные» слова. Для среднего шведа, изучающего английский язык, таких «прозрачных» слов – около 50. Поэтому наиболее разумным для такого учащегося было бы поставить себе задачу выучивать по 50+50, то есть по 100 слов в неделю на начальном этапе занятий.
Заметим, что эта цифра дана для цели активного освоения устной речи. Что же касается цели пассивного освоения – в первую очередь для чтения литературы, но также и понимания речи, то тут вполне допустимо поставить себе планку немного выше, а именно порядка 120 «непрозрачных» слов плюс 120 «прозрачных» слов в неделю – всего 240 слов в неделю.
Напомним, что эта оценка дана для шведа, занимающегося английским языком. Естественно, что если он примется за изучение русского или арабского, то ему придется поставить себе на первые недели значительно более скромную задачу. Аналогично и носителям этих языков при овладении словарным запасом английского языка придется планировать заучивание меньшего количества слов, чем шведу.
Отметим также, что те цифры, которые я приводил выше, задают вполне достижимую верхнюю границу для человека со средними способностями. Если же прибегать к приемам интенсивного обучения, то эту границу можно поднять. Время от времени в прессе появляются сообщения, что найдены способы запоминания и воспроизведения более чем 200 слов в день. Прежде всего речь идет о так называемой «методике суггестопедии». Несмотря на такие данные, мне все же представляется, что, даже ограничив себя заучиванием самых легких, «прозрачных» слов, достигнуть такого уровня среднему человеку все-таки невозможно.