Навигация
Обмен ссылками

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В СОЧИНЕНИЯХ Ф. ШОПЕНА

автор: DARK-ADMIN
Творчество Шопена –  это  замкнутое  целое,  обособленное единство, ни с чем не сравнимое в истории искусства. Композитору удалось достичь того уровня совершенства и оригинальности, чтобы быть причисленным к таким гениям, как Бах, Моцарт, Шуберт. С Моцартом его роднит отточенность деталей, деликатность, изящество; с Шубертом – тяга к миниатюре, «камерность высказывания»; с Бахом – смелое сопоставление гармоний. В сочинениях Шопена  удивительным  образом  сочетаются  польские  (национальные) черты, французская салонная галантность, итальянское bel canto с присущей богатой орнаментикой.
Важная черта творческого метода Шопена – его формальное совершенство,  которое  вытекает  из  содержания.  Композитор  на редком художественном уровне достигает идеала единства содержания и формы, редко встречающемся во всей истории музыкального искусства.
Мелодика Шопена оригинальна и самобытна благодаря широкому использованию хроматизмов, задержаний, ладовых наклонений, ритмических оборотов. Если тема или музыкальная фраза появляется  несколько  раз,  то  она  преображается  (варьируется), выражая иной оттенок душевного движения (гл. п Баллады f-moll).
Главная  особенность  мелодики Шопена –  богатая  орнаментика, которая служит средством усиления музыкальной экспрессии. Она выполняет мелодическую и фактурную функции: опевая и расцвечивая опорные ноты мелодии, обогащает и вариационно развивает тематизм посредством мелодического орнаментирования. Особенно часто употребление украшений при повторном проведении фраз, что придает музыке импровизационный характер. Манера исполнения  орнаментики,  благодаря собственноручным указаниям композитора в нотах учеников, ясно проводит мысль об использовании норм раннего классицизма,  при которых первая нота украшения в верхнем голосе берется с басом, трели начинаются с верхнего звука.
С  вокальными  устремлениями  связаны  музыкальные  термины: cantabile – плавно льющаяся кантилена, spianato – связанность, ровность  при  переходе  между  звуками  без  предыханий  и  толчков, portamento – декламационность, parlando – повторение звуков.
Уподобляя музыку человеческой речи, Шопен создает новые образцы синтаксического членения музыки. Определение границ фраз и ее составных частей обусловливали, по его мнению, музыкально осмысленную игру. Обращают на себя внимание штрихи, проставленные композитором, в частности обозначения лиг. Фразировочными лигами связывались тематические звенья в крупные построения,  передающие  единое  динамическое  и  мелодическое развитие. Тем не менее в особых случаях членение фраз на мотивы и интонации передавалось артикуляционными лигами в сочетании с межмотивными и внутримотивными цезурами (Баллада f-moll поб.
п., Баллада g-moll поб. п., Соната b-moll гл. п.). Staccato у Шопена не всегда выражает только отрывистый характер звучания. Стаккатирование  сильных  долей  такта  нередко  сопровождается  перенесением метрического упора на слабую долю (Мазурка ор. 30 № 4). Иногда точками над нотами выделяются скрытые голоса, отдельные мелодические образования (Этюд ор. 10 № 3).
Проблема шопеновского rubato (агогический прием итальянского певческого стиля bel canto) заслуживает подробного рассмотрения. Этому приему присущи два свойства: 1) свободная передача  ритма сопровождается чередованием  ускорений и замедлений темпа, непременно восполняющим временные пробелы; 2) темповые  отклонения при  передаче мелодического  начала проходят  на метричной  основе  аккомпанемента.  На  произведениях Шопена видно, что его rubato часто распространяется на музыку в пределах чередующихся фраз и периодов. При сохранении метричности в более крупном плане rubato может быть применимо и к сопровождению. Шопеновское сопровождение часто насыщено элементами тематизма, а аккомпанирующие голоса вместе с солирующими образуют многослойную ткань, в которой темпо-ритмические отклонения относятся ко всей фактуре (Ноктюрн ор. 15 № 1). Таким  образом, rubato  трактовалось Шопеном  как  диалектическое единство  уклончивости и  стабильности,  при котором метро-ритмическое  постоянство  исполнения  сопровождается  адаптацией ритма и частоты равномерной метрической пульсации к объективным требованиям выразительности.
Мелодия в музыке Шопена  пребывает  в  непрерывном взаимодействии  с гармонией – между ними существует тесная имманентная связь. Никто до него не нашел подобного богатства гармоний – их комбинаций, не достиг подобной полноты новых звуковых  эффектов  и  не  обнаружил  такой  тонкости  и  насыщенности колорита.  Альтерация  аккордов,  альтерированные  терцкварт-  и квинтсекстаккорды, неаполитанская секста, VII натуральная мажорная ступень в миноре, минорная доминанта были его излюбленными вспомогательными средствами. Для Шопена характерны: хроматические  движения  и  переходы  (Прелюдия  e-moll);  последования  доминантовых  гармоний  (Этюд  ор. 10 №  2) и  уменьшенных септаккордов (Этюд ор. 10 № 3). Смелость транспозиции с помощью  хроматического движения любого мотива,  движущегося  через все тональности, – это тот чудесный дар, которым столь щедро наделен гений композитора.
В  произведениях Шопена гомофонное  изложение  неразрывно  связано  с  полифоническими  (гомофонно-полифоническими) приемами: имитации, стреттное проведение (Баллада f-moll, эпизод перед репризой). Интенсивность полифонического начала связана со скрытой полифонией (Прелюдия es-moll, финал Сонаты b-moll).
При исполнении полифонической ткани важно раскрыть разноплановость музыкальной структуры, сочетать различные штрихи. Особый вид полифонической техники – «дуэтная» (Баркарола Fis-dur, Ноктюрн ор. 37 № 2) – предусматривает овладение пианистом техникой связной игры в различных интервальных сочетаниях. Передача многоголосия в шопеновском аккордовом изложении зависит от умения слышать все голоса хорального письма, их горизонтальное  развитие.  Полифоническое  многообразие  сочетается  с  полиритмическими  комбинациями.  Умение  выполнять  одновременно различные  ритмические  фигуры  от  дуольных  до  квинтольных  и более сложных нашло у него высокое развитие (Вальс ор. 42, реприза Баллады f-moll, Экспромт-фантазия).
Художественная  интерпретация  музыки Шопена  предусматривает  широкую  шкалу  динамических  оттенков –  от  мощного fortissimo до легчайшего pianissimo. Очень часто используются такие ремарки, как p, mf, mezzo voce, sotto voce. Указание mezzo voce сравнительно редко связывалось им с применением левой педали, а  указание sotto  voce,  напротив,  чаще  означало  одновременно  и использование  левой  педали  (una  corda).  Помимо  crescendo, diminuendo  (с  приставками  вроде  poco,  piu)  применяются  такие приемы, как rinforzando (внезапное усиление звучности), fp (внезапное  ослабление  звучности)  и  особенно  calando,  smorzando, marcando. Calando обычно сочетало в себе элементы diminuendo и ritardando.  Его  динамике  свойственна  волнообразная  природа, Шопен был чрезвычайно требовательным к передаче постепенного увеличения и уменьшения силы звучания. Музыкальная драматургия формируется многообразной кульминационной динамикой, которую условно можно свести к трем типам: 1) кульминации, возникающие в результате постепенного и продолжительного нагнетания звучности (разработка I ч. Сонаты b-moll); 2) кульминации«вспышки» как следствие внезапного и кратковременного усиления звучности (Ноктюрн ор. 9 № 1); 3) особые «несиловые» кульминации, отмеченные нередко dolcissimo и delicatissimo.
Для  художественной  передачи  бесчисленных  тонкостей  текста, достижения благородного поющего звука, создания объемной многоплановой фактуры необходима высокоразвитая техника педализации. Здесь Шопен видит источник безграничных возможностей. До него в основе педализации лежал принцип: звучит то, что держится пальцами. У Шопена звучит не только то, что выдерживается пальцами, но и то, что ими не выдержано или не может быть выдержано.  Короткие  звуки превращаются  в  длинные,  расширяются  возможности  одновременного  охвата  регистров,  благодаря «фактурной» педали достигается гармоническая полнота звучания.
Из многочисленных обозначений педализации видно, какое большое значение композитор придавал ее использованию. Заботясь о гармонической насыщенности фактуры, он не отказывался от секундовых наслоений, придающих особую окраску (последнее проведение темы Прелюдии H-dur). Красочное  смешение тонико-доминантовых гармонических функций на органном пункте в Экспромте As-dur  свидетельствует  о  том,  что  чистота  гармонии  для Шопена не была исключительным критерием правильности педализации. Противопоставление педальной и беспедальной звучностей в Скерцо b-moll в сочетании с регистровым и  динамическим контрастом  придает  музыке  необычайную  выразительность.  Педаль была для Шопена средством «дыхания» музыки. Моменты ее смены и снятия столь же важны, как определение границ фразировки. Отчасти этим можно объяснить то, что он довольствовался проставлением прямой педали, хотя им применялись все виды педализации: запаздывающая, прямая, неполная. Особого внимания требует применение педали в широких арпеджио, например в Полонезе ор. 53, Этюде ор. 10 № 11. Во всех подобных случаях исполнитель должен следить, с одной стороны, за тем, чтобы басовый звук аккорда включался в гармонию, с другой – избегать нежелательных  диссонансов.  Композитор  много  уделял  внимания мастерству применения педали и в занятиях с учениками, считая, что «верному ее использованию учатся всю жизнь».
Шопен, совместивший великого композитора и непревзойденного  исполнителя  своих  сочинений,  на  долгое  время  определил своим творчеством дальнейшее развитие пианизма, раскрыв целый мир новых звучаний и новых приемов фортепианного изложения.
В заключение следует еще раз подчеркнуть значение основной черты творчества Шопена – его глубокой содержательности. Все особенности  его  стиля  вытекают  отсюда.  Трудности  интерпретации музыки Шопена  возникают из необычайного  богатства  ее содержания, изумительного разнообразия выразительных средств, применяемых композитором. Шопен повысил выразительные возможности  музыки  и  достиг  музыкального  динамизма,  неизвестного большинству его современников. Исполнителю его сочинений необходимо обладать глубокой и дифференцированной музыкальностью,  музыкальной  интуицией,  поэтическим  чутьем,  творческой фантазией. Подлинно художественное претворение музыки Шопена возможно только  при полном приобщении к миру  чувств, настроений, душевных переживаний, которые композитор отразил в своих бессмертных творениях.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей