Творчество Шопена – это замкнутое целое, обособленное единство, ни с чем не сравнимое в истории искусства. Композитору удалось достичь того уровня совершенства и оригинальности, чтобы быть причисленным к таким гениям, как Бах, Моцарт, Шуберт. С Моцартом его роднит отточенность деталей, деликатность, изящество; с Шубертом – тяга к миниатюре, «камерность высказывания»; с Бахом – смелое сопоставление гармоний. В сочинениях Шопена удивительным образом сочетаются польские (национальные) черты, французская салонная галантность, итальянское bel canto с присущей богатой орнаментикой. Важная черта творческого метода Шопена – его формальное совершенство, которое вытекает из содержания. Композитор на редком художественном уровне достигает идеала единства содержания и формы, редко встречающемся во всей истории музыкального искусства. Мелодика Шопена оригинальна и самобытна благодаря широкому использованию хроматизмов, задержаний, ладовых наклонений, ритмических оборотов. Если тема или музыкальная фраза появляется несколько раз, то она преображается (варьируется), выражая иной оттенок душевного движения (гл. п Баллады f-moll). Главная особенность мелодики Шопена – богатая орнаментика, которая служит средством усиления музыкальной экспрессии. Она выполняет мелодическую и фактурную функции: опевая и расцвечивая опорные ноты мелодии, обогащает и вариационно развивает тематизм посредством мелодического орнаментирования. Особенно часто употребление украшений при повторном проведении фраз, что придает музыке импровизационный характер. Манера исполнения орнаментики, благодаря собственноручным указаниям композитора в нотах учеников, ясно проводит мысль об использовании норм раннего классицизма, при которых первая нота украшения в верхнем голосе берется с басом, трели начинаются с верхнего звука. С вокальными устремлениями связаны музыкальные термины: cantabile – плавно льющаяся кантилена, spianato – связанность, ровность при переходе между звуками без предыханий и толчков, portamento – декламационность, parlando – повторение звуков. Уподобляя музыку человеческой речи, Шопен создает новые образцы синтаксического членения музыки. Определение границ фраз и ее составных частей обусловливали, по его мнению, музыкально осмысленную игру. Обращают на себя внимание штрихи, проставленные композитором, в частности обозначения лиг. Фразировочными лигами связывались тематические звенья в крупные построения, передающие единое динамическое и мелодическое развитие. Тем не менее в особых случаях членение фраз на мотивы и интонации передавалось артикуляционными лигами в сочетании с межмотивными и внутримотивными цезурами (Баллада f-moll поб. п., Баллада g-moll поб. п., Соната b-moll гл. п.). Staccato у Шопена не всегда выражает только отрывистый характер звучания. Стаккатирование сильных долей такта нередко сопровождается перенесением метрического упора на слабую долю (Мазурка ор. 30 № 4). Иногда точками над нотами выделяются скрытые голоса, отдельные мелодические образования (Этюд ор. 10 № 3). Проблема шопеновского rubato (агогический прием итальянского певческого стиля bel canto) заслуживает подробного рассмотрения. Этому приему присущи два свойства: 1) свободная передача ритма сопровождается чередованием ускорений и замедлений темпа, непременно восполняющим временные пробелы; 2) темповые отклонения при передаче мелодического начала проходят на метричной основе аккомпанемента. На произведениях Шопена видно, что его rubato часто распространяется на музыку в пределах чередующихся фраз и периодов. При сохранении метричности в более крупном плане rubato может быть применимо и к сопровождению. Шопеновское сопровождение часто насыщено элементами тематизма, а аккомпанирующие голоса вместе с солирующими образуют многослойную ткань, в которой темпо-ритмические отклонения относятся ко всей фактуре (Ноктюрн ор. 15 № 1). Таким образом, rubato трактовалось Шопеном как диалектическое единство уклончивости и стабильности, при котором метро-ритмическое постоянство исполнения сопровождается адаптацией ритма и частоты равномерной метрической пульсации к объективным требованиям выразительности. Мелодия в музыке Шопена пребывает в непрерывном взаимодействии с гармонией – между ними существует тесная имманентная связь. Никто до него не нашел подобного богатства гармоний – их комбинаций, не достиг подобной полноты новых звуковых эффектов и не обнаружил такой тонкости и насыщенности колорита. Альтерация аккордов, альтерированные терцкварт- и квинтсекстаккорды, неаполитанская секста, VII натуральная мажорная ступень в миноре, минорная доминанта были его излюбленными вспомогательными средствами. Для Шопена характерны: хроматические движения и переходы (Прелюдия e-moll); последования доминантовых гармоний (Этюд ор. 10 № 2) и уменьшенных септаккордов (Этюд ор. 10 № 3). Смелость транспозиции с помощью хроматического движения любого мотива, движущегося через все тональности, – это тот чудесный дар, которым столь щедро наделен гений композитора. В произведениях Шопена гомофонное изложение неразрывно связано с полифоническими (гомофонно-полифоническими) приемами: имитации, стреттное проведение (Баллада f-moll, эпизод перед репризой). Интенсивность полифонического начала связана со скрытой полифонией (Прелюдия es-moll, финал Сонаты b-moll). При исполнении полифонической ткани важно раскрыть разноплановость музыкальной структуры, сочетать различные штрихи. Особый вид полифонической техники – «дуэтная» (Баркарола Fis-dur, Ноктюрн ор. 37 № 2) – предусматривает овладение пианистом техникой связной игры в различных интервальных сочетаниях. Передача многоголосия в шопеновском аккордовом изложении зависит от умения слышать все голоса хорального письма, их горизонтальное развитие. Полифоническое многообразие сочетается с полиритмическими комбинациями. Умение выполнять одновременно различные ритмические фигуры от дуольных до квинтольных и более сложных нашло у него высокое развитие (Вальс ор. 42, реприза Баллады f-moll, Экспромт-фантазия). Художественная интерпретация музыки Шопена предусматривает широкую шкалу динамических оттенков – от мощного fortissimo до легчайшего pianissimo. Очень часто используются такие ремарки, как p, mf, mezzo voce, sotto voce. Указание mezzo voce сравнительно редко связывалось им с применением левой педали, а указание sotto voce, напротив, чаще означало одновременно и использование левой педали (una corda). Помимо crescendo, diminuendo (с приставками вроде poco, piu) применяются такие приемы, как rinforzando (внезапное усиление звучности), fp (внезапное ослабление звучности) и особенно calando, smorzando, marcando. Calando обычно сочетало в себе элементы diminuendo и ritardando. Его динамике свойственна волнообразная природа, Шопен был чрезвычайно требовательным к передаче постепенного увеличения и уменьшения силы звучания. Музыкальная драматургия формируется многообразной кульминационной динамикой, которую условно можно свести к трем типам: 1) кульминации, возникающие в результате постепенного и продолжительного нагнетания звучности (разработка I ч. Сонаты b-moll); 2) кульминации«вспышки» как следствие внезапного и кратковременного усиления звучности (Ноктюрн ор. 9 № 1); 3) особые «несиловые» кульминации, отмеченные нередко dolcissimo и delicatissimo. Для художественной передачи бесчисленных тонкостей текста, достижения благородного поющего звука, создания объемной многоплановой фактуры необходима высокоразвитая техника педализации. Здесь Шопен видит источник безграничных возможностей. До него в основе педализации лежал принцип: звучит то, что держится пальцами. У Шопена звучит не только то, что выдерживается пальцами, но и то, что ими не выдержано или не может быть выдержано. Короткие звуки превращаются в длинные, расширяются возможности одновременного охвата регистров, благодаря «фактурной» педали достигается гармоническая полнота звучания. Из многочисленных обозначений педализации видно, какое большое значение композитор придавал ее использованию. Заботясь о гармонической насыщенности фактуры, он не отказывался от секундовых наслоений, придающих особую окраску (последнее проведение темы Прелюдии H-dur). Красочное смешение тонико-доминантовых гармонических функций на органном пункте в Экспромте As-dur свидетельствует о том, что чистота гармонии для Шопена не была исключительным критерием правильности педализации. Противопоставление педальной и беспедальной звучностей в Скерцо b-moll в сочетании с регистровым и динамическим контрастом придает музыке необычайную выразительность. Педаль была для Шопена средством «дыхания» музыки. Моменты ее смены и снятия столь же важны, как определение границ фразировки. Отчасти этим можно объяснить то, что он довольствовался проставлением прямой педали, хотя им применялись все виды педализации: запаздывающая, прямая, неполная. Особого внимания требует применение педали в широких арпеджио, например в Полонезе ор. 53, Этюде ор. 10 № 11. Во всех подобных случаях исполнитель должен следить, с одной стороны, за тем, чтобы басовый звук аккорда включался в гармонию, с другой – избегать нежелательных диссонансов. Композитор много уделял внимания мастерству применения педали и в занятиях с учениками, считая, что «верному ее использованию учатся всю жизнь». Шопен, совместивший великого композитора и непревзойденного исполнителя своих сочинений, на долгое время определил своим творчеством дальнейшее развитие пианизма, раскрыв целый мир новых звучаний и новых приемов фортепианного изложения. В заключение следует еще раз подчеркнуть значение основной черты творчества Шопена – его глубокой содержательности. Все особенности его стиля вытекают отсюда. Трудности интерпретации музыки Шопена возникают из необычайного богатства ее содержания, изумительного разнообразия выразительных средств, применяемых композитором. Шопен повысил выразительные возможности музыки и достиг музыкального динамизма, неизвестного большинству его современников. Исполнителю его сочинений необходимо обладать глубокой и дифференцированной музыкальностью, музыкальной интуицией, поэтическим чутьем, творческой фантазией. Подлинно художественное претворение музыки Шопена возможно только при полном приобщении к миру чувств, настроений, душевных переживаний, которые композитор отразил в своих бессмертных творениях.