В статье рассматриваются вопросы, связанные с польским эпизодом в жизни Луки Маренцио, одного из наиболее ярких итальянских композиторов эпохи Возрождения, который в течение двух с половиной лет был капельмейстером при дворе польского короля Сигизмунда III Вазы.
Итальянский композитор Лука Маренцио (1553 – 1599 гг.) снискал славу наиболее известного мастера светских мадригалов последней четверти XVI столетия не только в континентальной Европе, но и за ее пределами – в Англии и Скандинавских странах. Он написал около 500 мадригалов, опубликовал более 50 сборников музыкальных произведений, включавших мадригалы, канцонетты, вилланеллы; он писал также духовную музыку – ему принадлежат 5 сборников мотетов, духовные мадригалы «Cacrae cantiones», «Сompletorium antifonae» и др. Среди исследователей творчества Луки Маренцио необходимо отметить Ханса Энгеля, Альфреда Эйнштейна, Стивена Ледбеттера, Роланда Джексона, а также музыковеда и пианиста профессора Падуанского университета Марко Биззарини. Он является также руководителем фестиваля «Лука Маренцио», который проводится в Брешии с 1994 года, основной целью которого является популяризация музыки композитора. Большой интерес в этом направлении представляют работы польских музыковедов: Анны и Зигмунта Швейковских, Зофьи Добжанской-Фабианской, Томаша Ежа, Барбары ПшыбышевскойЯрминской и др. Прежде чем представить хронологию наиболее важных этапов в жизни Маренцио, необходимо отметить, что в разные периоды жизни он служил большому числу влиятельных людей, включая Медичи, д`Эсте, Гонзаго и др. Аристократические дворы Италии в XVI веке представляли собой благоприятные места для занятий творчеством и искусством (особенно светским). Они обьединяли наиболее рафинированных любителей и знатоков искусства, меценатов, которые покровительствовали самым ярким представителям искусства и науки – художникам, скульпторам, архитекторам, поэтам, музыкантам и ученым. 1553 – 1578 гг. Маренцио родился 18 октября 1553 года в день праздника Святого Луки в городе Кокальо к западу от Брешии. Музыкальное образование получил у Джованни Контино, капельмейстера Собора Брешии, где молодой Лука Маренцио был певчим. В архивах герцога Гонзаго обнаружено письмо, из которого следует, что Контино и Маренцио провели некоторое время в Мантуе при дворе Гонзаго, работая там. С 1574 по 1578 годы Маренцио был певцом при дворе кардинала Кристофоро Мадруццо в Риме. 1578 – 1586 гг. После смерти кардинала Мадруццо в 1578 году Маренцио поступает на службу ко двору кардинала Луиджи д`Эсте, происходящему из рода герцогов Феррарских. Для Маренцио это был наиболее плодотворный творческий период, так как работая при дворе д`Эсте, он опубликовал шесть книг пятиголосных мадригалов (в том числе один сборник madrigali spirituali), четыре книги шестиголосных и одну книгу четырехголосных мадригалов, кроме того, пять сборников трехголосных вилланелл и одну книгу мотетов. После смерти кардинала д`Эсте Маренцио путешествовал в течение года в поисках места службы.
1587 – 1589 гг. В 1587 году Маренцио переехал во Флоренцию и поступилbна службу к Тосканскому герцогу Фердинанду Медичи, при дворе которого работал до 1589 года. С растущей известностью Маренцио-композитора, несомненно, связаны предложения участвовать в подготовке и проведении различного рода придворных празднеств и театральных спектаклей. Так, Маренцио участвовал в написании интермедии к карнавалу в римском дворце князя Джакомо Бонкомпаньи; в 1589 году принимал участие в написании и исполнении двух музыкальных интермедий (из шести) во время празднеств по случаю бракосочетания герцога Тосканского с Кристиной Лотарингской. Герцог Фердинанд I Медичи высоко ценил
Маренцио, он писал, что Маренцио – один из первых в музыкальной профессии в Италии.
1590 – 1594 гг. Вернувшись в Рим, Маренцио работал при дворе князя Вирджинио Орсини и его жены Флавии Перетти. Брат Флавии – Алессандро Перетти, кардинал Монтальто, был наиболее известным из всех римских меценатов музыки. Уйдя от Орсини в июле 1593 года, Маренцио год работал при дворе Монтальто.
1594 – 1595 гг. С 1594 года Маренцио работает при дворе кардинала Чинцио Альдобрандини. Это период наивысшего успеха Маренцио, время, когда он был признан в Италии и за границей наиболее выдающимся создателем мадригалов. Об этом свидетельствуют изданные в 80-е и начале 90-х годов сборники мадригалов Маренцио, а также его мадригалы, изданные в антологиях композиторов Феррары, Мантуи, Флоренции и за границей. Это время признания его религиозных сочинений. После смерти Палестрины папа Климент VIII поручил Маренцио работу по реформированию сакральной музыки. Кроме того, Маренцио часто приглашался для участия в особо важных торжествах различными конгрегациями. В рекомендательном письме Маренцио Чинцио Альдобрандини написал, что в музыкальном искусстве Маренцио не уступает никому в Италии. Пребывание в Риме Маренцио прервало решение, принятое лично папой Климентом VIII, о поездке Маренцио в Польшу.
1595 – 1598 гг. В период с 1595 по 1598 годы Лука Маренцио работал в качестве капельмейстера придворной капеллы при дворе польского короля Сигизмунда III Вазы. Неожиданное окончание службы при дворе Сигизмунда III связано с ухудшением здоровья Маренцио, что явилось причиной преждевременной смерти композитора. В 1598 году Маренцио побывал в Венеции. Был назначен капельмейстером при папском дворе. В 1599 году скончался в Риме. После смерти короля Стефана Батория в 1586 году на престол взошел Сигизмунд Ваза (род. в 1566 г.), сын шведского короля Яна III и Катажины, сестры короля Сигизмунда Августа, последнего Ягеллона на польском престоле. Сигизмунд Ваза был коронован 27 декабря 1587 года. В 1592 году король Сигизмунд III Ваза женился на принцессе Анне, дочери герцога Карла Габсбургского, сестре будущего императора Фердинанда II. Отец Вазы, король Швеции Ян III, с детства заставлял его участвовать в лютеранских богослужениях, и вопреки этому Сигизмунд стал убежденным, склонным к ортодоксальности, католиком. Его глубокая вера была для него внутренней опорой. Король Сигизмунд III был художественно одаренным человеком во многих видах искусства. Он с успехом занимался резьбой по дереву, рисованием, алхимией, играл на клавесине, очень хорошо пел, писал картины. Еще в Швеции Сигизмунд III хорошо изучил духовные полифонические произведения, авторами которых были известные итальянские композиторы Джованни Палестрина и его ученик Аннибале Стабиле. В начальном периоде правления Сигизмунда III капелла музыкантов умершего Стефана Батория оставалась при дворе в полном составе. Она состояла из двадцати взрослых музыкантов (десяти вокалистов, восьми инструменталистов, органиста и лютниста), а также из шести мальчиков-учеников – дискантов и нескольких инструменталистов. Руководил капеллой Кшиштоф Клабон. Музыканты набирались в капеллу, как правило, из Польши и Литвы. В 1589 году было проведено реформирование капеллы, и с этого времени она состояла из 24 музыкантов, кроме этого в ней было 12 трубачей и 2 музыканта, играющих на ударных инструментах. Королевской казне содержание капеллы обходилось в 5500 флоринов ежегодно. Одним из наиболее важных событий было бракосочетание короля с принцессой Анной, в котором приняли участие музыканты королевской капеллы, а также музыканты, приехавшие из Граца, и музыканты придворных капелл польских магнатов. В 1593 году, после получения известия о смерти отца, Сигизмунд Ваза отправился на родину (где был коронован как король Швеции) вместе с музыкантами королевской капеллы, это были – капельмейстер Кшиштоф Клабон, инструменталисты Франческо Маффон, Стефан Бауман, Якуб Сова, Ян Куровски, Павел Фантазия и Себастиан Лещиский (тромбонист и певец), а также вокалисты – Валенты Жегота, отец Гжегож, Павел Пионтковский, Павел Величка и Николай Хабрек. В 1594 году, после возвращения в Польшу, Сигизмунд III отправляет в Рим своего секретаря Кшиштофа Кохановского, который должен был привезти в Польшу 16 итальянских музыкантов во главе с капельмейстером базилики Санта Мария Маджиоре композитором Аннибале Стабиле. В феврале 1595 года музыканты отправились из Рима в Польшу, однако вскоре после прибытия ко двору Сигизмунда III Стабиле умер. Король срочно отправляет в Рим другого посланца – Бартоломея Коса, который должен был убедить известных в Италии музыкантов поехать работать в Польшу. По приказу папы Климента VIII в Польшу в октябре 1595 года едет Лука Маренцио в кортеже папского посланника епископа Бенедетто Мандини. Автор письма, отправленного из Рима герцогу Урбино (12.08.1595 г.), писал: «Польский король находит в музыке наивысшее удовольствие, после смерти Аннибале Стабиле, который туда [в Польшу] поехал отсюда [из Рима], чтобы приступить к работе капельмейстера, узнав об известности господина Луки Маренцио, главного музыканта в этом городе, прислал сюда, чтобы его привлечь на свою службу, в связи с чем вышеупомянутый господин Лука, не будучи крепкого телосложения и здоровья, возможно, отклонил бы это предложение, если бы Его Святейшество и кардинал Сан Джоржио [Чинцио Альдобрандини], его господин, не приказали ему настоятельно, чтобы готовился к выезду в Польшу, чтобы служить упомянутому королю, что этот [Лука Маренцио] решил сделать и поедет через месяц с жалованием 1500 эскудо в год, а ввиду его отъезда оратории будут иметь проблемы, поскольку самые прекрасные концерты и наиболее прелестные музыкальные произведения, какие только можно сочинить, выходили из его рук». К обязанностям капельмейстера королевской капеллы Лука Маренцио приступил в декабре 1595 года. Есть описание, датированное мартом 1596 года, согласно которому капелла состояла из 23 человек (в том числе и Маренцио), а содержание капеллы стоило королевской казне 12 000 эскудо. Сигизмунд III хотел видеть в Варшаве новый Рим – столицу католического искусства. Кроме итальянской капеллы, при дворе Сигизмунда III продолжали работать польские музыканты под руководством Кшиштофа Клабона. О деятельности в Польше Луки Маренцио пишет Биззарини, приводя цитаты из дневника Джовани Паоло Муканте, церемониймейстера папского легата кардинала Энрико Каэтани: «После благословения запели Te Deum Laudamus с прекрасной музыкой для голосов и разных инструментов, которую Его Королевское Величество глубоко почитает, и по этой причине содержит при дворе много превосходных итальянских музыкантов, среди них господина Луку Маренцио, своего капельмейстера, и многих других, которых щедро оплачивает, и говорят, что тратит на это свыше 12 000 эскудо». Это событие, описанное Муканте, касается праздничного исполнения Te Deum в Варшаве в субботу 28.09.1596 года. Второе донесение Муканте касается мессы, исполненной неделей позже в воскресенье 06.10.1596 года: «Пели мессу с прекрасной музыкой в форме эха в присутствии Короля и Легата (папского). В воскресенье в 13 часов пели мессу в костеле Святого Яна Крестителя, где соблюден тот же ритуал, что и в прошлое воскресенье [хоть] и без ладана. Капельмейстер господин Лука Маренцио руководил исполнением новой мессы, сочиненной им самим в форме эха; она была необычна при прослушивании, так как ее пели два хора и все слова повторялись сначала первым, потом другим хором в форме эха». В исполнении Te Deum в Варшаве участвовали около 60 музыкантов. Можно предположить, что кроме музыкантов придворной итальянской капеллы в нем также принимали участие польские музыканты Кшиштофа Клабона. Работая со значительным количеством исполнителей, Маренцио использовал свой предыдущий итальянский опыт работы с подобными коллективами. Кроме духовной музыки, Сигизмунд III любил вокальную и инструментальную светскую музыку. На королевских банкетах исполнялась музыка, очевидно, что это была музыка светская. Польский исследователь Зигмунд Швейковский считает, что сочинения, вошедшие в восьмую книгу пятиголосных мадригалов Маренцио L`ottavo libro de` madrigali a cinque voci (опубликованную в 1598 году в Венеции), можно считать светским репертуаром, который исполнялся при королевском дворе в Варшаве. Создание Сигизмундом III итальянской капеллы во главе с Лукой Маренцио имеет важное значение для музыкальной культуры Польши, так как в дальнейшем это привело к созданию в XVII веке придворного оперного театра при сыне Сигизмунда III – короле Польши Владиславе IV.