Навигация
Обмен ссылками

 

РЕЭКСПОЗИЦИЯ ЗАЛОВ КЛАССИЧЕСКОГО АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

автор: Art
На экране представлены два цокольных этажа венского Музея истории искусств, только по этой части музея реновация уже состоялась*. Сейчас это крыло здания Но- вого Хофбурга, здесь размещены коллекции Музея истории искусств. В этом большом здании расположен Музей этнографии, а на первом этаже экспонируется коллекция Эфесского музея – самая большая вне Турции коллекция памятников из Эфеса, создан- ная благодаря австрийским раскопкам, длящимся уже более 105 лет. Еще в этом здании находятся Музей античных музыкальных инструментов и коллекция оружия и доспехов.

Вам, может быть, известно имя Земпера – архитектора оперного театра (Земпер- оперы) в Дрездене, а также Дрезденской картинной галереи. Земпер жил в Цюрихе, и император лично просил его приехать в Вену для усовершенствования проектов. В 1871 г. они начали строить Музей истории искусств, который был закончен и открыт 20 лет спустя. Ровно 170 лет и три дня назад, 17 октября, был день нашего рождения, от- крытие музея стало большим событием тех времен. Вы видите акварельный эскиз – это официальное открытие императором Францем Иосифом; поставлена подпись. Здание музея очень большое – 170 метров в длину и около 30 метров в высоту, с великолепным видом на Вену. Это – вход, над ним видна надпись: «Памятникам древности и искусства. Император Франц Иосиф I, 1891». Таким образом, музей был посвящен двум частям коллекции: античности и произведениям изобразительного искусства.

Взглянем на план музея, первый и второй этажи, на расположение отдела античности и египетской коллекции. Все это вместе занимает площадь около 1500 м2. Здесь начинается лестница с великолепной отделкой, выполненной известными мастерами конца XIX в., множе- ство фресок, написанных Густавом Климтом, великим художником начала XX в., осно- вателем Венского сецессиона. Большая лестница ведет на верхний этаж. На огромной картине венгерского живописца Михая Мункачи, которая называется «Триумф Ренес- санса», изображены титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веронезе и другие художники. Ниже вы видите огромную скульптуру Антонио Кановы, изображающую группу Тесея. А здесь вид от входа на эту работу Кановы, которому На- полеон, будучи королем Италии, в начале XIX в., около 1803 г., приказал выставляться в Милане. Но, как вы знаете, это уже был конец правления Наполеона в Италии. Авст- рийский император Франц I купил эту скульптуру и привез ее с собой в Вену, где она впервые была выставлена в чудесном маленьком храме Тесея, который был построен для ее демонстрации, а также для размещения античностей из Эфеса.

Таким образом, это стало первым общедоступным местом для нашей античной коллекции. Здание хра- ма – уменьшенная копия (2 : 1) храма Посейдона в Афинах. А затем в 1891 г. из храма Тесея группа была перевезена на лестницу Музея истории искусств. Убранство музея очень изощренное и богатое, как это видно уже на фотографии 1891 г. Внутренняя отделка, несмотря на повреждения, причиненные бомбардировка- ми в последние дни Второй мировой войны, практически не пострадала. Она осталась почти в том же состоянии, как и в начале истории музея. Обратите внимание на огром- ный зал с медальонами и Зал славы в честь императоров Максимилиана I и Карла VI. Все императоры собирали коллекции, и впервые все они представлены в одном про- странстве. Это – изумительная фреска, изображающая египетскую богиню Исиду, сар- кофаг и несколько небольших скульптур, относящихся к египетской коллекции. Там – средневековые аллегории, и вы видите богатую, очень дорогую отделку. Я считаю, что ее необходимо вам показать, потому что, организуя новую выставку, нужно учитывать историческую архитектуру и ее внешний вид.

А теперь ненадолго вернемся в прошлое. Перед вами акварель 1890 г., написанная за несколько лет до открытия музея и изображающая появление этих коллекций еще до того, как музей был построен. На акварели вы видите египетскую коллекцию. Коллек- ции в XIX в. до открытия Музея истории искусств размещались в Нижнем Бельведере (там была летняя императорская резиденция, а теперь в ней находится Австрийская га- лерея). Тогда был один большой зал, в котором вперемежку экспонировались египет- ские и греко-римские артефакты, деления на две коллекции не было.

На экране – вход к египетской коллекции. Интересно посмотреть на то, как представ- лен Древний Египет, потому что важно знать, что Музей истории искусств изначаль- но проектировался без электрического освещения, исключительно как музей дневного света. Электрическое освещение в отделе античности и египетском отделе у нас появи- лось лишь 8 лет назад. Отношение к музею было совершенно иным, и по вечерам он был закрыт. В зимнее время музей закрывался в два часа дня, потому что уже начинало темнеть. Живопись стали подсвечивать с 1955 г. Первые залы были оборудованы элект- рическим освещением в 1926 г., поскольку оказалось, что в зимнее время сотрудники вынуждены уходить из офисов домой очень рано.

А это – главный вход в египетское собрание в 1891 г. Вы видите широкий поток света: в здании были сделаны огромные окна, которые сохраняются и сейчас. Две ко- лонны, украшающие зал, были привезены Францем Иосифом в 1869 г. Их подарил ему хедив Исмаил-паша. Колонны были встроены в здания музея и теперь поддерживают строение вне Египта, в Европе. Вокруг много картин – копий гробниц периода Сред- него царства. Они были взяты из египетского павильона, созданного для Всемирной ярмарки 1873 г. в Вене. Эти картины покрывали все стены павильона, но его разобрали, поэтому было решено переместить столь прекрасно написанные бумажные копии на стены Музея истории искусств. Это – оригинал, созданный во времена Рихарда Лепси- уса, организовавшего масштабную экспедицию в Египет в 1842–1845 гг. А так выгля- дит египетская коллекция сегодня. А это во время, когда еще не было электрического освещения, только дневной свет. У нас имеется большое количество других экспонатов, реконструированных за последние годы. Это – большая египетская гробница. Австрия занималась раскопками в период между двумя мировыми войнами, поэтому у нас до- вольно много экспонатов. Во всем интерьере прослеживаются египетские мотивы, даже настенные украшения пытаются отразить египетское искусство.

Сейчас мы стараемся не отказываться полностью от дневного света, а пытаемся ком- бинировать его с электрическим. Это – первый большой зал с одной из колонн, ко- торые я уже упоминал. Мы решили оставить исторические витрины, но усовершен- ствовали их: обеспечили электричеством, устройствами климат-контроля, и теперь они снова используются. Я думаю, что удалить подобную часть истории музея невозможно. Существует три главных пункта дискуссии по поводу нового расположения коллекции. Во-первых, свет и атмосфера. Во-вторых, разнообразие, или несхожесть. У каждого зала должен быть свой индивидуальный образ, то есть не должно быть в каждом зале оди- наковых витрин, освещения и цвета стен. Надо действительно пытаться создавать раз- нообразную подачу. И в-третьих, почтительное отношение к экспонатам. Мне кажется, это тоже очень важно.

В зале скульптуры огромные окна, на которых висят шторы. Свет настолько яркий, что при осмотре этой коллекции он просто слепит глаза, поэтому нам пришлось по- ставить экран.

Богатая коллекция арабских манускриптов имеет отношение к памятникам пись- менности и истории письма. А сейчас давайте отправимся к греко-римской коллек- ции. Это – один из входных коридоров. Без правильной подсветки архитектура здесь не производит особого впечатления. Вы не обратите внимания на стены, если они не освещены. Когда я стал директором Музея истории искусств, все было погружено во тьму, и нужно было каким-то образом осветить музей. Это – типичный образец экспо- нирования ваз Музея истории искусств в 1891 г.: здесь представлены сотни ваз, и все одинаково расставленные, в одинаковых прекрасных витринах. У нас около 3500 таких ваз. Но то, как они экспонированы, вряд ли может доставить истинное удовольствие.
Здесь находится «Юноша из Магдаленсберга», одна из громадных римских статуй. В 1983 г. выяснилось, что это копия периода Ренессанса. Но это не имеет никакого значения, поскольку это одна из наиболее значимых копий того времени. Огромная статуя была раскопана в 1502 г. фермером из Южной Австрии и доставлена в Зальц- бург. Император Фердинанд попросил зальцбургского архиепископа сделать копию.

Ее сделали, но, вместо того чтобы послать в Мадрид копию, туда отправили оригинал. А все в Австрии думали, что до сих пор хранят его, однако это не так. Оригинал же утра- чен. Возможно, он сейчас находится в испанских садах в Аранхуэсе, мы не знаем. Здесь «Юноша» уже освещен. В классической греко-римской коллекции мы преимуществен- но используем электричество, искусственный свет. А это – как здесь было раньше, без электрического освещения. В этом зале чудесный дневной свет. Сложно было опреде- литься с новой экспозицией – что же делать с освещением; в результате мы приняли решение прикрыть часть окон, так что теперь имеем возможность комбинировать свет: если на улице пасмурно, можно включить искусственное освещение.

Все оформление этих частей музея посвящено античности. И если бы все эти велико- лепные украшения и потолки не подсвечивались, вы бы ничего не увидели. А это – пер- вый большой зал, где экспонируется «Кипрский юноша» – огромная монументальная статуя с Кипра. Справа в этом же зале находится копия Поликлета, но, конечно, не такая прекрасная, как в Мюнхене.

Каждую стену мы обсуждали с кураторами отдела античности. Выбор между науч- ным подходом и восприятием простого человека был очень интересным. И мне кажет- ся, что получилась именно та комбинация, с которой можно жить. Кое-где помещения до сих пор освещены лишь дневным светом.
Я не буду «водить» вас по всему музею, но считаю, что вам было необходимо уви- деть, как можно совместить историческое окружение с современным электричеством, сигнализацией и прочими подобными вещами. Это – комбинация дневного света и электричества.

А сейчас мы попадаем в римский отдел. Республика, Юлий Цезарь. При креплении скульптурных голов, которых у нас немало, возникло много трудностей с решением, каким образом их устанавливать. Мы сделали разные каменные и металлические ко- лонны, чтобы добиться разнообразия. Здесь также представлены небольшие детские скульптурные головы. Мы установили их не слишком высоко, чтобы даже юные посе- тители могли полюбоваться ими. Мы ничем не покрывали головы: хотя это и вопрос безопасности, но эффект от вида скульптуры под пластиком, органическим или обыч- ным стеклом был бы совсем другим. Для нашей кипрской коллекции есть своего рода движущиеся картины, представляющие росписи разных важных ваз, которые очень медленно перемещаются по кругу. Сложной задачей стало оборудование исторических витрин новым стеклом, освещением и новыми системами климат-контроля.

Наши произведения из бронзы находятся очень высоко, так что детям довольно неудобно рассматривать их. А это – наша сокровищница, которая еще помнит Рихарда Серрата и хранит различ- ные сокровища, обнаруженные в XIX в. по всей монархии. Все ценные находки должны были отправляться в резиденцию в Вене. Так что у нас много таких находок. В центре сокровищницы – великолепная колонна. Сделанная из стали, она весит 11 тонн, так что доставить ее в музей было довольно трудно.

В некоторых залах экспонируются только новые витрины, а в некоторых – только исторические. Мы не смешиваем их. Наша коллекция камей – одна из самых богатых и значимых в мире. Здесь у нас пред- ставлены и новые витрины. У нас имеется около 8000 небольших гемм и камей, среди них – гемма императора Августа, вы, должно быть, слышали о ней. Кунсткамера для коллекции скульптур и прикладного искусства еще не закончена. Надеюсь, что в следующем году мы будем подобным образом организовывать экспози- ции в Кунсткамере при венском Музее истории искусств.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей