Навигация
Обмен ссылками

 

Государственный Русский музей

автор: Art
Династия Романовых отличалась пристрастием к коллекционированию произведений искусства. Конечно, приобретая роскошную мебель, украшения, картины, скульптуры, правители прежде всего заботились об обустройстве своих многочисленных резиденций и дворцов. Всем известно, что это богатство в итоге стало принадлежать народу, как и декларировали большевики. Романовы имели собственных придворных архитекторов, скульпторов, живописцев, оказывали свое августейшее покровительство наиболее талантливым художникам. Особенно любил искусство Александр III. Император посещал мастерские своих выдающихся современников( И.ЕРепин~RИ.Суриков~И.И.LUишкина и других), покупал полотна еще до их экспонирования на выставках и художественных аукционах, зачастую платя деньги вперед, до завершения работы над картиной. Уже к концу 1880-х личная коллекция государя едва могла уместиться в Гатчинском замке, где он жил. Фамильные галереи Зимнего и залы Аничкова дворцов также были переполнены различными предметами искусства.
Государственный Русский музей


В 1889 Александр 111 впервые задумался о масштабах своего собрания и возможности создания единого музея, доступного посетителям. Необходимо отметить, что атмосфера последней трети XIX века вообще была окрашена пафосом гражданского служения и просветительства, заботами о благе народа и мыслями о его образовании. Именно в эту пору в Москве для представителей всех сословий открылись двери дома п. М. Третьякова, обладавшего обширнейшей коллекцией русской живописи. Факт передачи в 1892 художественной галереи в дар городу частным лицом уязвлял амбиции царя. Тогда он решил: пусть я не первый, зато мое «детище» будет поражать своим размахом!
Государственный Русский музей


Начались долгая подготовка проекта будущего собрания национального искусства и составление смет на строительство здания. Жаль, до осуществления своей мечты дожить императору было не суждено. В память об отце дело продолжил Николай II. Вскоре им был подписан указ о переустройстве для нужд музея Михайловского дворца (построенного в 1825 архитектором К. Росси) со всеми примыкающими к нему флигелями и садом. Было принято решение оперевозе туда помимо художественного собрания Александра III всей коллекции русского искусства из Эрмитажа, передаче произведений из музея Петербургской Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, а также о приобретении ряда частных собраний . Так музей стал обладателем 6 500 произведений (5 000 из которых составляли христианские древности: иконы и изделия декоративно-прикладного искусства) . Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра 111» состоялось 7 марта 1898. Главным попечителем музея был назначен великий князь Георгий Александрович .
Государственный Русский музей


Для постоянного пополнения коллекции учредили специальный художественный Совет и на ежегодно выделявшиеся государственной казной 30 000 рублей (весьма солидные по тем временам деньги) приобретали новые произведения. За десять лет собрание возросло вдвое. В раздел живописи XVIII века поступили, например, знаменитый «Портрет князя Куракина» кисти В. Л. Боровиковского и серия портретов выпускниц Смольного института - «смолянок», исполненных Д. Г. Левицким по заказу Екатерины 11. Круг произведений живописи первой половины XIX века пополнился крестьянскими жанрами А. Г. Венецианова, «маленькими» портретами п. А. Федотова, полотнами о. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, В. А. Тропинина, А. А. Иванова (Портрет Н. В. Гоголя» и «Сидящие натурщицы на фоне зелени»), ранее представленного только картиной «Явление Христа Марии Магдалине». Из работ современников в музей попали «Взятие снежного городка » В. И. Сурикова, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова, многочисленные портреты-этюды для монументального в залах музея полотна И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета», а также была приобретена серия из 30 декоративных панно, исполненных К. А. Коровиным для Всемирной выставки в Париже. После национализации частных коллекций и вывоза художественных ценностей из фамильных дворцов и дворянских усадеб живописное собрание музея увеличилось в разы.
Государственный Русский музей


Так в экспозиции оказались выдающиеся произведения живописи XVIII века, среди которых - картины иностранных живописцев, работавших при императорском дворе и обучавших русских художников, а также обширное собрание произведений эпохи модерна - М. А. Врубеля, М . В. Нестерова, В. А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства» и «Голубая роза». В 1926 был создан отдел, посвященный «искусству новейших течений», целью которого являлось приобретение живописи авангарда (картин К. С. Малевича, Р. Р. Фалька, В. Е. Татлина и других) и нарождавшегося соцреализма. В советское время значительно пополнилась коллекция отечественной скульптуры - помимо национализированных частных собраний и пригородных дворцов в Русский музей передавались также произведения скульптуры из соборов и церквей, художественные надгробия с кладбищ и из усыпальниц.
Государственный Русский музей


Следует отметить, что именно музеи - в том числе и Русский - активно противились уничтожению памятников церковного искусства. Благодаря усилиям и самоотверженному труду их сотрудников были спасены уникальные иконы и произведения христианского декоративно-прикладного искусства из многих разрушенных или закрытых храмов. Поступившие на хранение в Русский музей предметы из Кирилло-Белозерского, Соловецкого и Александро-Свирского монастырей составили целый корпус ценнейших памятников древнерусского искусства.

В настоящее время в составе Русского музея - ряд дворцов, где проходят временные выставки и устраиваются специальные историко-художественные и культурологические экспозиции. В 1989 в ведении музея оказался Строгановский дворец (построен в 1753 архитектором Б.-Ф. Растрелли), в 1992 - Мраморный дворец (1768-1785, архитектор А. Ринальди), а в 1995 - Михайловский (Инженерный) замок (1796-1800, архитекторы В. и. Баженов, В. Бренна). «Над вечным покоем» и. и. Левитана и «Девятый вал» и . К. Айвазовского, «Бурлаки на Волге» и. Е. Репина и «Демон» М. А. Врубеля, «Сватовство майора» п . А. Федотова и «Черный квадрат» К. С. Малевича - все это Русский музей. Плюс еще 400 тысяч экспонатов - есть что посмотреть!


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей