Разработка современной стратегии развития экологического воспитания и обучения требует всестороннего анализа и учета исторического опыта, накопленного школьным образованием и внешкольной работой. Зарождение и развитие юннатского движения в нашей стране способствовали экологическому воспитанию учащихся. С появлением первых юннатов началось юннатское движение. По всей стране возникали станции юных натуралистов. Центральное бюро юных натуралистов осуществляло в те годы руководство натуралистическими кружками на местах. В поисках теоретических основ и практической реализации эффективных путей экологического обучения и воспитания подрастающего поколения современная школа и педагогика уделяют пристальное внимание изучению исторического опыта, прогрессивных традиций и систем воспитания. В 2008 г. исполнилось 90 лет государственной системе юннатского движения России. Как доказывают исследователи, юннатское движение в стране возникло после создания в 1918 г. в Сокольниках Биологической станции. Биологическая станция юных натуралистов (БЮН) имени К.А. Тимирязева была организована Отделом народного образования Сокольнического совдепа (СОНО) г. Москвы 15 июня 1918 г. Ее первоначальное наименование: «Станция юных любителей природы». А.К. Бруднов так характеризовал это событие: «В 1918 году в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное учреждение – Станция юных любителей природы (с 1920 года – Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева), положившее начало государственной системе внешкольного (дополнительного) образования детей» [1. С. 15]. Зарождение юннатского движения в нашей стране с самого начала было тесно связано с деятельностью и историей Центральной станции юных натуралистов. Дети ходили в походы, занимались исследовательской работой на природе. Естественная страсть к познанию удачно сочеталась с умеренным самоуправлением, развитием навыков коллективной и самостоятельной работы, формированием ответственного и заботливого отношения к природе. Опыт юннатов быстро распространился. Постепенно натуралистическая работа соединилась с сельскохозяйственной – работой в колхозах, на пасеках, кролиководством, участием детей и юношества в выставках достижений. Как свидетельствуют архивные документы, существовали и чисто научные натуралистические станции и кружки. 13-15 июня 1924 г. в Москве, при самом активном участии педагогов и членов кружка юннатов Биостанции, был проведен Всесоюзный съезд юных натуралистов. К 1926 г. кружок юных натуралистов Биостанции являлся базовым, опытным кружком Центрального бюро юных натуралистов. В те годы на основе опыта работы этого кружка, при его технической помощи Центральное бюро осуществляло руководство натуралистическими кружками на местах. Нужно подчеркнуть большую роль Биостанции и кружка юных натуралистов, потому что их деятельность оказывала большое положительное влияние на общее развитие юннатского движения в стране. Свою инструкторскую, руководящую работу Центральное бюро проводило через членов натуралистического кружка БЮН. Постоянно работало три отдела: организационно-инструкторский, отдел корреспонденции и издательский. В соответствии с возрастом и опытом работы членов сам кружок юных натуралистов делился на две секции. Младшие юннаты входили в натуралистическую секцию (35 человек в 1926 г.). Работа в ней определялась интересами детей, были такие секции: ботаники, энтомологии, орнитологии, метеорологии, астрономии и др. Они осуществляли только первоначальную, ориентировочную работу, связанную с изучением природы. Более опытные и взрослые юннаты входили в исследовательскую секцию, вели уже более углубленную исследовательскую работу и специализировались на изучении ряда направлений и дисциплин. В Чувашской области Народный комиссариат по просвещению контролировал и направлял работу станции юных натуралистов, первоначально она называлась «Детская техническая и сельскохозяйственная станция». Во второй половине июля 1925 г. Чувашскую область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. За отчетный период Методическим бюро Народного комиссариата по просвещению Чувашской АССР рассмотрены следующие материалы: 1) комплексные программы по растениеводству, животноводству и деревенскому благоустройству с объяснительной запиской к ним; 2) программа по сельскому хозяйству для школ II ступени; 3) учебный план для Школ Крестьянской молодежи [2. Л. 14]. В 1920-е годы в школы вводили программы Государственного Ученого Совета (ГУСа). Предстояла интенсивная и организованная работа по проведению новых программ ГУСа. Поэтому было признано необходимым сосредоточиться в этом отношении в районных (опорных школах), но с тем, чтобы работа этих школ стала достоянием всех школ данного района. Работа эта должна была вестись так: районная школа разрабатывает для своей школы по новым программам и отдельным комплексам план, который обсуждается и исправляется учительством района, затем проводится в жизнь районной школой и ею же делается доклад о сделанной работе перед учительством района. Таким образом достигается цель вовлечения всего учительства в работу по проведению в жизнь комплексных программ ГУСа. Предварительно на летних учительских курсах (областных, уездных) сделан был общий разбор этих программ, их методологии; разработаны конкретные комплексные программы 1-го и 2-го годов обучения, методы работы по этим программам и методы изучения жизни местного края. Школы II ступени, как и 8-летки, так и 10-летки, до осени 1924 г. работали по программам, изданным НКП РСФСР раньше (в 1919-1920 гг.). На совещании работников школ рассматривались вопросы: Программы ГУСа в школах II ступени, комплексы, проработанные в опытных школах, краеведческий материал в системе комплексов, какие виды труда применимы в нашей школе, пионерские организации в школах [2. Л. 45]. Эти вопросы были рассмотрены и на курсах работников районных школ. На курсах видное место занимали практические работы: экскурсии и обследования заводов, фабрик, крестьянских хозяйств; изготовление самодельных приборов по физике, химии и др.; разработка комплексов 3-го года обучения, взятых из программы ГУСа, применительно к условиям ЧАССР, обзор зоологического и ботанического материала в данной местности и изучение его и др. Влияние программ ГУСа замечалось в расположении материала по сезонам и попытках внесения комплексности в проработку материала. Система занятий в массовых школах – предметная, связь между предметами наблюдалась чаще всего между уроками природоведения и письма, обществоведения и письма, обществоведения и счета. Юннатская работа велась, начиная с дошкольных учреждений. Так, в Отчете Главсоцвоса Наркомпроса ЧАССР за период с 01.09.1924 г. по 01.09.1925 г. о работе дошкольных учреждений указывается, что природа, приближение детей к ней занимают в практике дошкольных учреждений большое место. Прогулки и экскурсии, а в летнее время перенесение всех занятий на лоно природы, давали детям возможность непосредственно самим знакомиться с жизнью и явлениями природы и развивать исследовательские навыки. Уголки природы в стенах учреждения, где учащиеся могли наблюдать, как распускаются почки и цветки, проращиваются семена, культивируются комнатные растения и хранится собранный урожай – также помогали детям ближе понять природу и ее явления. Детские учреждения, имевшие небольшие участки земли, силами детского коллектива разводили свой огород и выполняли посильные работы по уходу за растениями. Здесь дети могли наблюдать, как всходят, растут, цветут растения и созревают плоды. Работа на природе использовалась в педагогических целях как фактор, способствующий развитию ребенка-исследователя, и целях физического укрепления детей и развития в них чувств сопричастности с миром природы [2. Л. 47]. Во многих школах велась юннатская работа. Но не все школы были наделены земельными участками, их не имели те школы, которые размещались на частных квартирах. Размер участков не превышал 2 десятин. Пришкольные земельные участки в школах использовались для постановки сельскохозяйственных опытов (травосеяния, садоводчества и огородничества). Например, в Шихазанской школе крестьянской молодежи был поставлен опыт проверки сохранения влаги на паровом поле при вспашке на зябь, раннем паре и обыкновенном крестьянском паре. Результаты следующие: на раннем паре и вспашке на зябь влага сохранилась на глубине 2-3 вершка, при позднем паре – 10-12 вершков [2. Л. 52 об.]. Элементы краеведения начинают проникать в практику школ все больше; некоторыми школами в 3-й и 4-й группах изучаются формы местного производства, производятся обследование и изучение культурного состояния деревни, в ряде школ ведутся метеорологические наблюдения (без приборов). Наблюдается определенное улучшение методов школьной работы: экскурсионный метод начинает занимать особое место в школьной работе; он применяется в вопросах проработки природоведческого и отчасти обществоведческого материала.
Большим тормозом в улучшении методов работы школы являлась неоснащенность школ кабинетами, поэтому даже постановка простых опытов по природоведению встречала затруднения [2. Л. 54]. В течение дня в практике работы каждого дня в группах фигурируют уроки чтения на родном языке статей природоведческого и обществоведческого характера, в старших группах некоторых школ – чтение газетных статей, сочинение на прочитанную тему, урок математики. В Чувашской автономной республике, как отмечено в архивных документах, 1924/25 учебный год по развертыванию юннатской работы являлся первым наиболее благоприятным годом после голодных годов. На заседании совета Наркомпроса от 08.02.1925 г. было принято решение: «Имея в виду, что постановка работы в школах на основе сельскохозяйственного труда является одной из первостепенных задач в ЧАССР, как в республике преимущественно сельскохозяйственной и что работа эта не может быть налажена без соответствующей организации опытно-практической работы в школах, признать необходимым отвод школам земельных участков не менее одной десятины, для чего обязать Наркомзем сделать соответствующее распоряжение земорганам отводить земельные участки как существующим, так и вновь открываемым школам, а также отпускать школам необходимый лесоматериал для устройства изгородей по возможности бесплатно или на самых льготных условиях» [2. Л. 173 об.]. СНК считал необходимым развертывание в республике сети учреждений низшего сельскохозяйственного образования, так как ЧАССР по преимуществу страна земледельческая и интересы народного хозяйства требуют создания кадров крестьян, культурников-активистов, и предлагал наркому просвещения в текущем году (1925 г.) открыть ученические школы сельского хозяйства при Карачуринском и Засурском совхозах, а также ряд курсов по различным отраслям сельхозобразования, согласовав предварительно данный вопрос с Наркомземом. В 1925 г. было также принято решение об открытии садово-огородной школы в Батыревском уезде [2. Л. 293]. «В 1926 году НКП предполагает допустить следующее расширение: увеличить штат преподавателей Садово-огородной школы в г. Чебоксары на 10 единиц и вновь открыть Мало-Яльчиковскую садово-огородную школу со штатом – 4 преподавателя. Причем Чебоксарскую садово-огородную школу предположено передать на госбюджет ЧАССР. Но Наркомфин полагает как от расширения штата существующей Чебоксарскую садово-огородной школы, так и увеличения сети открытия новых школ воздержаться; держаться уклона оборудования, снабжения инвентарем существующие школы. Признать возможным открытие Мало-Яльчиковской садово-огородной школы со штатом 4 преподавателя при условии, если существующая Чебоксарская садово-огородную школа будет передана на госбюджет» [2. Л. 359 об]. Постепенно у станций юных натуралистов уже более четко определились задачи и направления в работе, исходя из интересов юннатов стали формироваться кружки: «Юных огородников»; «Юных животноводов»; «Юных садоводов» и др. Позже на станциях юных натуралистов были дополнительно организованы и активно работали следующие кружки: сельскохозяйственный, общественно полезного труда, организации уголков живой природы и лабораторных занятий в школах, труда и здоровья человека, погоды и сезонных явлений. С 1925 г. они выдвинули для опытной педагогической работы с детьми отрасли, наиболее доступные детям: огородничество, садоводство, пчеловодство, лесоразведение, «мелкое» животноводство, рыбоводство, кролиководство и куроводство. К 1925 г. на станции юных любителей природы занималось около 60 учеников, а по республике насчитывалось 650 юннатов. Чувашская республиканская станция юннатов проводила инструкторскую, руководящую работу через сотрудников-методистов станции и преподавателей вузов, которые разрабатывали методические руководства и инструктивные письма.
Естествоведческие кружки работали и при сельских избах-читальнях. Так, на заседании научно-методического бюро при Наркомпросе ЧАССР от 22 декабря 1925 г. обсуждался следующий вопрос: «4. Утверждение программы для естественнонаучных кружков при избахчитальнях (докл. Розанов). Решение: Существование естественнонаучных кружков в избах-читальнях признать возможным независимо от имеющихся там сельскохозяйственных кружков. Снабдить программы подробной объяснительной запиской» [3. Л. 132]. В Центральном архиве Чувашской Республики хранятся материалы (протоколы, планы, переписка) по подготовке и проведению празднования VIII годовщины Октябрьской революции, праздника «День урожая». Народным комиссариатом просвещения Чувашской АССР ставилась задача изучить постановку работы на опытно-показательных полях, станциях, племенных конюшнях, совхозах и добиться организации областной сельскохозяйственной выставки. Собрание представителей центральных учреждений ЧАССР постановило провести празднование 28 октября. Избам-читальням рекомендовано главное внимание уделить устройству выставки. Выставка должна показать состояние сельского хозяйства волости в данное время. Было решено провести доклады агрономов, сельскохозяйственных кружков, школ крестьянской молодежи и опытных хозяйств за истекший год в виде отчета. На выставке предполагалось провести сельскохозяйственный конкурс. При проведении праздника постараться открыть новые сельскохозяйственные кружки, в которые вовлекать не только молодежь, но и пожилых крестьян [3. Л. 454]. Чебоксарская опытная станция, объединив культурно-просветительные учреждения деревенского типа по линии соцвоса и политпросвета, всю свою учебно-воспитательную работу строила на основе сельскохозяйственного производства применительно к местным условиям, причем школа-8-летка шаг за шагом должна была стремиться к осуществлению задач, поставленных школами крестьянской молодежи. На этом основании в число научных сотрудников опытной станции был включен агроном-педагог, существующее поле школы-8-летки предполагалось расширить до 12 десятин под опытное поле [3. Л. 19-21]. На совещания при управлении лесами рассматривался вопрос о проведении кампании «Дня Леса»: «1. Слушали краткий доклад о проведении «Дня Леса» по Чувашской республике в прошлом 1925 г. (Докл. Ефимов). Постановили: Доклад принять к сведению, учесть опыт прошлого года в целях достижения наилучших результатов при проведении «Дня леса» в настоящем 1926 г. 2. Слушали: Об организации проведения «Дня Леса» по Чувашской республике в 1926 г. (Докл. Яковлев). Он указывает на необходимость при проведении «Дня Леса» обратить серьезное внимание на организационную сторону. Предлагает прежде всего организовать Областную комиссию, которая будет руководить Уездными и Волостными комиссиями. Рекомендует привлечь к участию в работах «Дня Леса» не только лесных работников, но и вовлечь в кампанию широкие массы крестьянской молодежи и школы. В деревне проведению этой кампании придать деловой характер, что более импонирует крестьянству и проводить следующие работы, как-то: посадку деревьев, в целях гигиенических и противопожарных, причем посадочный материал отпускается как школам, так и деревням бесплатно; закладку питомников, прочистку просек и очистку канав, работы по закреплению оврагов и облесению песков. Обратить внимание на противопожарные меры, на осторожность обращения с огнем в лесу. Проводить на эту тему лекции, вести собеседования в деревнях, с каковой целью для выезда на места ассигновано Управлением лесами по 20 руб. на каждое лесничество.
Постановили: 1) Для проведения «Дня Леса» признать необходимым организовать Центральную Межведомственную комиссию при Наркомземе из представителей обкома ВЛКСМ, Чувашотдела сельского хозяйства и лесных рабочих, НКЗема ЧАССР, Наркомпроса, Наркомвнудела, Наркомздрава» [3. Л. 38]. Совнарком Чувашской АССР постоянно обращал серьезное внимание на развитие юннатского движения в школах и внешкольных учреждениях. Так, 19 января 1933 г. на заседании обсуждался вопрос «О внешкольной работе среди детей в 1933 году». Было принято следующее постановление: «8. Поручить НККХозу совестно с НКПросом в декадный срок разработать план использования летом и зимой городских общественных садов для внешкольной работы с детьми, а также план необходимых мероприятий по оборудованию их. Предложить Вурнарскому, Козловскомк райисполкомам, Чебоксарскому и Алатырскому горсоветам в меячный срок проработать вопрос об организации специальных парков, долженствующих обеспечить широкое развертывание комплекса форм внешкольной работы среди детей по примеру промышленных районов Союза. 9. Обратить внимание НКПроса на развертывание и качественное улучшение работы детских технических и сельскохозяйственных станций и особенно экскурсионно-туристической базы в г. Чебоксарах, как опорно-методических центров в деле организации и надлежащей постановки внешкольной работы среди детей. 10. Обязать НКЛегпром и систему Кустпромсоюза развернуть массовое производство хорошего качества и дешевого оборудования для развертывания внешкольной работы среди детей (оборудование технических и сельскохозяйственных станций, инвентарь для детских экскурсий и лагерей, спортивный инвентарь и оборудование для массовых игр с тем, чтобы в текущем году обеспечить не менее 25% всей потребности на эти предметы» [4. Л. 38-39]. Наркомпрос ЧАССР рекомендовал Доброзему вести агропропаганду: изучать постановку работы на опытно-показательных полях, станциях, племенных конюшнях, совхозах и добиться организации областной сельскохозяйственной выставки. Таким образом, интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском путей выхода из него. Большую роль в решении этой проблемы имеют систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных традиций, всесторонний анализ и учет исторического опыта юннатского движения, накопленного школьным образованием и внешкольными учреждениями. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. Как показывает практика, внешкольная натуралистическая работа необходима – ведь именно общение с природой, изучение мира вокруг нас – непреходящая ценность, то, что должно быть у каждого человека с детства. Именно школа и внешкольные учреждения должны заложить базис экологических знаний, воспитать любовь к природе, понимание, почему так важно бережное обращение с ней.
Литература 1. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1981. 183 с. 2. ЦГА ЧР. Ф. 221. Оп. 1. Д. 16. Л. 173 об. 3. ЦГА ЧР. Ф. 221. Оп. 1. Д. 29. Л. 454. 4. ЦГА ЧР. Ф. 221. Оп. 1. Д. 668. Л. 38-39.