Волостные исполнительные комитеты в период своего существования – с момента их образования в 1917 г. до их ликвидации осенью 1927 г. – были важным структурным элементом в системе органов местной власти. Они являлись связующим звеном между населением и вышестоящими инстанциями в виде уездных исполкомов, т.е. информировали данные органы о проблемах населения, которые невозможно было решить своими силами в рамках волости. Однако главная их функция состояла в решении большинства текущих вопросов на местах. В связи с этим круг полномочий волисполкомов был весьма разносторонним. Они занимались решением вопросов в политической, социальной, хозяйственной, военной и образовательной сферах. Всестороннее рассмотрение многогранной деятельности волисполкомов в рамках статьи не представляется возможным, поэтому мы остановимся на анализе одного из главных аспектов их работы – хозяйственного направления. С учетом условий сельской местности и отдаленности от других вышестоящих органов власти необходимо подчеркнуть, что переоценить значение волисполкомов в решении хозяйственных проблем сложно. Понятно, что они контролировали все вопросы указанного аспекта деятельности, но не лишне будет очертить круг обязанностей волисполкомов в этом отношении. На первое место на любом этапе существования исполкомов в волостях ставился земельный вопрос. Однако особенно актуальной эта проблема была в первые годы советской власти, когда решался вопрос о форме земельной собственности, по сути, о том, кто будет хозяином на земле. Как известно, был выбран путь национализации всех земельных угодий государства. Свою роль в этом сыграли и волисполкомы, они также участвовали в процессе национализации в пределах своей территории. Данная работа имела две важные составляющие. С одной стороны, волисполкомы выполняли задание сверху по распределению земельных угодий, с другой – важно было донести до населения суть проводимых преобразований. В этом отношении члены исполкомов в волостях были незаменимы по той причине, что именно им сельские жители доверяли больше всего, в то время как к приезжим представителям власти население всегда относилось с недоверием. Конкретные указания по разрешению земельного вопроса волисполкомы получали от вышестоящих органов. Так, в Журнале заседания Чебоксарского уездного совета крестьянских депутатов от 1-3 марта 1918 г. читаем: «Волостные Советы должны немедленно собрать сведения, сколько в каждом обществе данной волости пахотной и луговой земли, сколько земли приходится на душу населения, сколько душ в обществе… Советы крестьянских депутатов приступают к уравнительному распределению земли между обществами… Волостные Советы полученные сведения немедленно препровождают в Уездный Совет для разверстки земли по волостям» [1. Л. 45]. Таким образом, наглядно показаны функции волостных исполкомов в вопросе национализации земли. Работа эта была важной и необходимой, требовала определенной квалификации и, как следствие, отнимала на начальном этапе много времени и сил. Однако и после окончания национализации земельный вопрос всегда стоял первым в череде хозяйственных проблем. После того как основные проблемы в этой сфере были решены, важным моментом, кроме текущих дел, стала пропаганда новых форм землеустройства. С этой целью проводились дни урожая, в ходе которых работники волисполкомов обращались к населению с призывом активно включаться в общественную работу, участвовать в создании колхозов и совхозов, объясняли пользу и выгоду этих земельных форм устройства [3. Л. 2-29]. Такие мероприятия проводились по всем сельсоветам волости. Далее на заседании волисполкома анализировалось, как были организованы эти дни и с каким значимым результатом. Функции волисполкома в этом плане состояли в координации работы сельсоветов с целью достижения наиболее высоких результатов и анализа проведенной работы по итогам данных мероприятий. Отдельно можно выделить подготовительную работу по сбору сельскохозяйственного налога. Волисполкомы выполняли работу по определению урожайности сельских обществ, в связи с этим определяли размеры налога, доводили до населения значение указанного мероприятия. Кроме того, в их ведение входило доведение до уездных исполкомов сведений о неплательщиках налога, призыв таких личностей к исполнению гражданского долга перед страной [4. Л.15-20]. Круг сельскохозяйственных вопросов хорошо прослеживается по Форме годового отчета для волисполкомов от 4 октября 1924 г. Согласно документу в раздел «Землеустройство в волости» входили следующие пункты: «1. Агропункты, прокатные пункты, зерноочистительные обозы и их работы; 2. Опытнопоказательные участки; 3. Работа агроперсонала в волости; 4. Отношение населения к агрокультурным мероприятиям; 5. Положительные достижения и изменения в области агрокультуры; 6. Формы землепользования; 7. Подготовка к многополью и введение новых культур; 8. Землеустроительная работа; 9. Общая постановка и характер работы волземкомиссии» [2. Л. 420]. Этот перечень показывает, чем занимались члены исполкома в отношении сельского хозяйства. Под каждым конкретным пунктом отчета скрывалась большая работа. Например, волземкомиссия создавалась с целью решения текущих хозяйственных дел населения. Любой житель волости мог подать заявление в комиссию по личному земельному вопросу, а комиссия в кратчайшие сроки была обязана это заявление рассмотреть и вынести по нему решение. Значительную роль в деятельности исполкомов играла разъяснительная работа. Члены исполкомов доводили до населения и разъясняли людям значимость всех сельскохозяйственных и других мероприятий государства. От того, насколько доходчиво и успешно они обращались к сельским жителям, часто зависел успех дела. Все значимые моменты: национализация, продразверстка, сельхозналог и др. – усваивались населением через органы местной власти. В этом деле большую роль играл человеческий фактор – авторитет членов исполкома и их политическая и экономическая грамотность. Конечно, случались и неудачи при проведении подобных земельных акций, но часто они не были связаны с плохой пропагандистской работой волисполкомов. Существовали и такие объективные причины, как неурожай, когда задание государства выполнить было невозможно. В сферу вопросов хозяйства также входили дела о лесах. Во многих волисполкомах создавались лесные комиссии, которые отвечали за учет лесов местного значения и наблюдали за исполнением лесохозяйственного плана [3. Л. 133]. Комиссии занимались отпуском лесного материала населению, на своих заседаниях члены комиссии анализировали недостатки в этом вопросе и пути их преодоления. К другим моментам анализируемого профиля работы необходимо отнести ремонт дорог, мостов, общественных зданий и др. В каждом отчете местных органов власти имеются подобные пункты. «Ремонт мостов производится отделением местного хозяйства общего отдела уисполкома. Собственной инициативы в этом деле крестьянства нет» [3. Л. 53-55]. Из вышеприведенных строк видно, что в определенных моментах, которые требовали значительных материальных затрат и административного ресурса, исполкомам волости помогали уездные исполнительные комитеты. Таким образом, перечень хозяйственных вопросов волисполкомов был чрезвычайно широким. Условно в нем можно выделить несколько групп вопросов. К первой следует отнести текущие дела государственного значения, которые решались ежедневно. Посевная, сбор налогов, контроль за состоянием зданий, мостов, дорог в волости. Вторая группа включала частные вопросы, с которыми к волисполкомам обращалось население. Например, о выделении леса. Такие вопросы рассматривались специальными комиссиями на местах. Председатель и члены местного органа власти постоянно составляли различные отчеты в уездные исполкомы, в которых докладывали о состоянии дел в волости. Документация волисполкомов доказывает то, что если в первые годы существования и деятельности этих органов власти на местах эффективность их работы была низкой, то ко второй половине 1920-х годов наметились положительные тенденции. Необходимо также очертить проблемы и сложности, которые возникали и мешали работе волисполкомов. Одной из главных причин этих трудностей являлось отсутствие подготовленных кадров среди членов изучаемых органов власти на местах. Для работы членам исполкома необходимо было иметь определенную квалификацию, так как ставились сложные задачи, решение которых было невозможно без определенного образования. Например, для подсчета сельхозналога требовались знания в области экономики, не говоря уже о математике. За счет организации специальных курсов по повышению квалификации уровень образованности членов исполкома постепенно начинает расти. Одной из важных и постоянных проблем являлась нехватка средств, порождавшая длительную переписку с вышестоящими инстанциями, что неизбежно тормозило решение насущных вопросов. Финансовые возможности уездных исполкомов были шире волостных. Зачастую решение отдельных вопросов находилось не в компетенции волисполкомов. В результате критика со стороны местного населения не всегда была обоснованной. В данных органах власти, особенно в первые послереволюционные годы, в большинстве своем работали люди, искренне верившие в торжество социалистических идеалов и выступавшие за интересы трудящихся.
В целом, характеризуя работу волисполкомов в хозяйственном направлении деятельности, необходимо отметить, что эта сфера всегда стояла на первом месте в череде повседневных проблем. Именно в их компетенцию входило решение текущих вопросов, а в случае необходимости – обращение к вышестоящим инстанциям. В отношении населения члены исполкомов решали проблемы на месте, они выносили постановления о выдаче дров населению, оказывали помощь отдельным гражданам при ремонте и пр. Именно волостные исполнительные комитеты пользовались доверием населения и являлись главным помощником местных жителей, которые обращались к ним по всем важнейшим вопросам их быта и повседневной жизни.
Литература и источники 1. ГИА ЧР (Государственный исторический архив Чувашской Республики). Ф. 111. Оп. 2. Д. 2. 2. ГИА ЧР. Ф. 122. Оп. 1. Д. 170. 3. ГИА ЧР. Ф. 366. Оп. 3. Д. 2. 4. ГИА ЧР. Ф. 366. Оп. 3. Д. 6.