Навигация
Обмен ссылками

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1861-1917 ГОДАХ

автор: DARK-ADMIN
На примере чувашских крестьян Янгильдинской волости Козьмодемьянского уезда

Развитие просвещения в Казанской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв. происходило в контексте общеимперской «доктрины» системы образования: буржуазные реформы 60-х годов и последовавшие за ними контрреформы Александра III определили состояние и направления развития образования в регионе. Однако последнее имело и свои особенности, что обусловливалось прежде всего многонациональным составом населения губернии, малочисленностью привилегированных сословий.
С учреждением Министерства государственных имуществ в чувашских селах Козьмодемьянского уезда стали открываться приходские училища, в которых наставниками определялись или сами священники, или богословы, окончившие курс наук в духовных семинариях и поступающие в учителя до открытия священнических вакансий. Цель образования для учащихся состояла в том, чтобы развить грамотность, а старательных мальчиков подготовить на должности волостных и сельских писарей, занимаемые обычно русскими. У наставников-семинаристов мальчики учились хорошо, так как они постоянно могли с ними заниматься в классах, не будучи прерываемы другими обязанностями [4. С. 200].
Картина школьного образования к концу XIX – началу ХХ столетия была чрезвычайно пестрой. Помимо того, что начальные училища находились в ведении различных министерств и ведомств, они различались типовым разнообразием: одноклассные, двухклассные, второклассные, школа грамоты... В число начальных учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения в конце XIX столетия входили: городские, уездные, ремесленные, приходские и начальные училища различных наименований [2. С. 61].

Земские училища относились к министерскому типу школ и официально именовались как начальные народные училища в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях [2. C. 62].
Реформа 1808-1814 гг. в качестве первой ступени образования предусматривала церковноприходскую школу, но в начале XIX в. она не получила широкого развития.
Положение коренным образом изменилось в обер-прокурорство К.П. Победоносцева, который в деле воспитания народных масс в духе преданности церкви и престолу придавал церковноприходским школам решающее значение. Этот тип школ преобладал в Казанской губернии.
Во второй половине XIX – начале ХХ вв. в Янгильдинской волости Козьмодемьянского уезда открывались школы и земские училища. Обратим внимание на годы их открытия: Ишакская церковноприходская школа (октябрь
1888 г.), Ишакская женская школа грамоты (январь 1892 г.), Ишакская школа Братства святого Гурия (октябрь 1894 г.), Больше-Котяковское земское училище (1911 г.), Катрасинская церковноприходская школа (октябрь 1886 г.), Больше-Катрасинское земское училище (1909 г.), Кшаушская школа грамоты (сентябрь 1890 г.), Мало-Катрасинская (Яуши) церковноприходская школа (октябрь 1886 г.), Шоркасинская церковноприходская школа (октябрь 1890 г.), Шоркасинское земское училище (1911 г.), Янгильдинское земское училище (1861 г.), Янгильдинская церковноприходская школа (октябрь 1886 г.), Чандровская церковноприходская школа (октябрь 1886 г.), Ырашпулыхская школа грамоты (1896 г.), Хор-Сирминская школа грамоты (1895 г.), Шебашкарсинская школа грамоты (1908 г.), Варпосинская церковноприходская школа (1902 г.), Хачик-Касинская школа грамоты (январь 1890 г.) [5. С. 194].
Проанализируем развитие и состояние учебных заведений, открывшихся во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Янгильдинское земское училище открылось в частном доме в ноябре 1861 г. Попечителем училища был священник Георгий Алексеевич Аристовский. С 1903 г. учителем работал Алексеев Василий Алексеевич, чуваш, сын крестьянина из деревни Выселки Тогаево-Воскресенской волости, получивший образование в Симбирской чувашской учительской семинарии [5. С. 221].
Кшаушская средняя школа была открыта 15 сентября 1890 г. священником Ишакского церковного прихода Атафием Петровичем Добросмысловым. Располагалась она в частном доме церковного старосты Арсентьева Ивана Михайловича. Первым учителем был Федор Ефремович Ефремов, крестьянин, православный чуваш, родившийся в деревне Марково Ядринского уезда. С 1908 г. начальная школа реорганизована в одноклассное училище смешанного типа. Полный курс обучения составлял 4 года [5. С. 214].
Ишакская средняя школа была открыта в 1843 г. Министерством государственных имуществ (через 10 лет она была закрыта). В 1876 г. вновь открыта, но как церковноприходская школа, а с 1881 г. преобразована в земское училище. Первыми учителями были дьякон Румянцев Александр Иванович, окончивший курс в Чебоксарском духовном училище в 1876-1888 гг., и Быстров Арсентий Макарович, чуваш, окончивший курс Казанской учительской семинарии (работал в 1881-1885 гг.), Афон Иванов, чуваш, работал с 1885 г. по
1888 г. В 1888 г. школа размещалась в церковном помещении размерами в длину и ширину по 2,5 саженей, при высоте в 1 сажень и 8 вершков. В 1876 г. обучалось 38 мальчиков и 6 девочек: из них 11 русских детей. В школу ходили дети из деревень Кибеккасы, Шибачево Адайкасы, Мамликасы, Чиганары,
Анаткасы, Сятракасы, Чиршкасы. На учебные пособия из церковной кассы выделялись 25 руб. в год. Попечителем школы состоял А.П. Добросмыслов, постоянную помощь оказывали член Совета Братства Н.А. Бобровников и председатель Козьмодемьянской земской управы В.И. Образцов, выделивший на содержание школы 400 руб. В 1894 г. в школе обучалось 74 мальчика: в старших классах – 25, в младших – 49, из них 67 чувашей и 7 русских. Поступали в эту школу из селений Козьмодемьянского, Ядринского, Цивильского уездов. У села Ишаки и граничили эти три уезда. Учащиеся из дальних деревень жили на частных квартирах и платили по 4 руб. в месяц [5. С. 208].
Ведомость о числе учебных заведений в Янгильдинской волости Козьмодемьянского уезда за 1873 г. свидетельствует: при селе Байзарино (Ишаки) имелась частная школа для обучения крестьянских мальчиков, т.е. школа для мужского пола. Число учителей – 2 человека духовного звания, учащихся –
7 человек из среды сельских крестьян. В 1874 г. число учителей – 1 человек духовного звания, учащихся – 5 человек из среды сельских крестьян.
В Катрасинской церковноприходской школе, открытой в 1886 г., среди учащихся было 25 мальчиков и 1 девочка. Исправляющий должность учителя Катрасинской школы – Степан Семенов. В библиотеке, кроме учебных, других книг не было, среди них можно выделить следующие: Священная история (на чувашском и русском языке) 40 экземпляров; азбука (на чувашском и русском языке)
61 экземпляр; сборник арифметических задач – 2 экземпляра [1. Д. 227. Л. 136].
В заведуемой учителем Трофимом Ефремовым Чандровской школе в 1886 г. преподавали различные науки, в школе было 33 мальчика и 4 девочки. Библиотека включала следующие издания: Букварь на чувашском языке (60 книг); Библейская история (1 книга); Священная история на чувашском языке (2 книги); Родное слово для младшего возраста (3 книги); Священная
история Г. Чельцова (2 книги); Пасхальная служба на чувашском языке (2 книги); Начало христианской веры на чувашском языке (1 книга); Молитвенник на чувашском языке (2 книги); Евангелие от Матери на чувашском языке (3 книги); Главные церковные праздники на чувашском языке (1 книга); Новая азбука Л.Н. Толстого (1 книга); Сокращенный молитвослов (2 книги); Кирилл и Мефодий (4 книги). Всего 84 книги [1. Д. 227. Л. 139].
В вверенном учителю А. Иванову Ишакском сельском училище обучались: духовного звания – 2 ученика, мещанского – 1 ученик из русских, крестьянского – 17 мальчиков, 2 девочки из чувашей; русских – 2 мальчика и
2 девочки. В фундаментальной библиотеке училища имелось 26 томов, в ученической библиотеке 15 томов и 19 томов учебных пособий [1. Д. 227. Л. 139].
Ведомость о числе учебных заведений в волости за 1886 г. свидетельствует, что было всего 5 учебных заведений: Янгильдинское и Ишакское сельское училище, Янгильдинская, Катрасевская и Чандровская церковноприходские школы.
Во всех учебных заведених обучались как мальчики, так и девочки.
В Янгильдинском сельском училище был 1 учитель и 22 ученика; Ишакском сельском училище – 2 учителя и 26 учащихся.
В Янгильдинской церковноприходской школе – 1 учитель и 10 учащихся; Катрасевской – 2 учителя и 26 учащихся; Чандровской – 2 учителя и 37 учащихся.
Всего было 8 учителей и 121 учащийся [1. Д. 227. Л. 143].
В заведуемой учителем Трофимом Ефремовым Чандровской школе в
1887 г. преподавали различные науки. Среди учащихся был 31 мальчик и
3 девочки. Библиотека включала следующие издания: буквари на чувашском языке (29 книг), Священная история (на чувашском и русском языке) – 10 книг, Церковнославянское обучение (1 книга), Евангелие на чувашском языке (3 книги), Кирилл и Мефодий (3 книги), Русская Азбука (9 книг), Пасхальная служба на чувашском языке (1 книга), Священная история на русском языке (5 книг), молитвенник на чувашском языке (1 книга), главные церковные праздники на чувашском языке (1 книга), Молитвослов на славянском языке (3 книги), собрание арифметических задач (1 книга), отечественная история (1 книга), Евангелие на славянском языке (1 книга), Азбука Московская (15 книг), Родное слово (3 книги), Арифметический задачник (1 книга), первая учебная книжка (1 книга), Дар слова (1 книга) [1. Д. 241. Л. 21].
Благодаря ведомостям за 1887 г. можно судить о состоянии Чандровского церковноприходского училища: было 2 учителя мужского пола духовного звания. Среди учащихся в этой школе был 31 мальчик, из них чувашей – 29, русских – 2; девочек – 3 [1. Д. 241. Л. 21]; Янгильдинского земского училища –
1 учитель, 26 учащихся, из них: мальчиков – 22, девочек – 4 [1. Д. 241. Л. 23];
Мало-Катрасинского церковноприходского училища – всего обучалось
30 мальчиков и 1 девочка из крестьянской среды, было 2 учителя, из них один – духовного звания, второй – из крестьянской среды [1. Д. 241. Л. 25]; Ишаковском земском училище обучалось 40 мальчиков, из них 38 было из среды крестьян, 1 – из среды духовенства и 1 – из мещан; 5 девочек, из них 3 из крестьян, 2 – духовенства. Всего обучалось 45 человек. Было 2 учителя – оба мужского пола и духовного звания [1. Д. 241. Л. 27].
В Янгильдинской волости в 1887 г. насчитывалось 5 учебных заведений:
Янгильдинское земское училище, Ишаковское земское училище, Янгильдинская церковноприходская школа, Катрасинская церковноприходская школа, Чандровская церковноприходская школа. Все учебные заведения были рассчитаны для обоего пола [1. Д. 241. Л. 30].
Ишакская центральная чувашская братская школа была основана 4 октября 1894 г. в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Организатором ее был Д.Ф. Филимонов, он же руководил ею до 1899 г. Школа готовила учителей для братских школ и школ грамоты. Срок обучения в ней – шесть лет: 1-4-е годы обучения составляли первый класс, а 5-6-е годы – второй класс. Учебно-воспитательный процесс в 1-2-м году обучения осуществлялся на родном языке, а в дальнейшем – на русском. При школе существовал иконописный класс. Выпускники центральных братских школ поступали по направлению епархиального начальства в учительскую семинарию [3. С. 194].
В 1906 г. в Янгильдинской волости были следующие учебные заведения: в селе Янгильдино находилось одно начальное двухклассное и одноклассное сельское училище; в деревне Итменькасы – одна церковноприходская школа; в селе Ишаки – одна церковноприходская школа и одна школа Святого Гурия; в деревне Чиганары находилась одна школа грамотности [1. Д. 386. Л. 10].
Изучив архивные документы за 1909 г., отметим, что в Янгильдинской волости продолжало функционировать Ишакское земское училище. Как и прежде, оно предназначалось для учащихся обоего пола, работали 2 учителя: один – из духовного сословия, вторая из крестьян – В.А. Васильева. Среди учащихся было 23 мальчика: из духовенства – 1, мещан – 4, крестьян – 18, военных – 7. Одновременно здесь учились и 6 девочек – все они были из крестьянских семей. В школе имелись 2 библиотеки, в которых было 12 томов [1. Д. 426. Л. 234].
Продолжало работать Собакасинское земское училище, предназначенное для детей обоего пола; преподавал 1 учитель – Иван Васильев (из крестьян). Учащихся было 17 человек, все они были мужского пола и выходцами из крестьян, девочек не было. В школе имелась библиотека, где было
202 тома [1. Д. 426. Л. 236].

Рассмотрим состояние школ и училищ в 1909 г. в Янгильдинской волости: в Янгильдинском земском училище, предназначавшемся для детей обоего пола, в это время преподавал 1 учитель – Н. Герасимов (из крестьян). Среди учащихся было 20 мальчиков (из них 19 были выходцами из крестьян, 1 – из духовенства) и 2 девочки, одна из которых была из крестьянского сословия, вторая – из духовенства. В школе имелась одна библиотека, где было 149 томов [1. Д. 426. Л. 238]; в Мало-Катрасинском земском училище преподавали
2 учителя: один – выходец из среды духовенства, вторая – учительница из крестьян (Л. Сютрукова). Среди учащихся было 35 мальчиков и 5 девочек, все они были выходцами из крестьян. В школе имелась библиотека, имевшая в наличии 535 томов [1. Д. 426. Л. 240]; в Чандровской церковноприходской школе, предназначавшейся для детей обоего пола, преподавал один учитель из крестьян (Трофим Рябинин). Учащихся было 30 человек, из них 26 мальчиков и 4 девочки, все они были крестьянского сословия. В школе имелась одна библиотека, включавшая 548 томов [1. Д. 426. Л. 243].
В Янгильдинской волости в 1910 г. в школе Братства Святого Гурия, предназначавшейся для детей обоего пола, было 4 учителя (1 – духовного звания, 3 – крестьяне). Учащихся 67 человек, из них 60 мальчиков и 7 девочек. В школе имелась одна библиотека, где насчитывалось 1247 томов [1. Д. 424. Л. 98]; в Больше-Катрасинском земском училище был один учитель, учащихся – 46 мальчиков и 6 девочек. В школе имелись две библиотеки, где было 214 томов [1. Д. 424. Л. 101]; в Чандровском церковноприходском училище для детей обоего пола был 1 учитель и 38 учащихся – 28 мальчиков и
10 девочек [1. Д. 424. Л. 102]; в Ишакском земском училище было 2 учителя,
одну из учительниц звали Лидией Красновой; учащихся было 20 мальчиков и
6 девочек [1. Д. 424. Л. 104]; в Яушевском земском училище – одна учительница крестьянского сословия; учащихся – 33 мальчика и 5 девочек [1. Д. 424. Л. 103]. Имелась библиотека, в которой было 758 томов [1. Д. 424. Л. 105]; в Собакасинском земском училище, предназначавшемся для детей обоего пола, была
1 учительница из среды мещан, звали ее Анной Лукояновой. Среди учащихся было 32 мальчика и 4 девочки. Школьная библиотека включала 189 томов [1. Д. 424. Л. 109]; в Шоркасинском земском училище была 1 учительница – Зинаида Пибуоринская, учащихся – 16 мальчиков и 2 девочки [1. Д. 424. Л. 107].
Рассмотрим состояние школ в Янгильдинской волости в последний предвоенный год – 1913. В Больше-Катрасинской школе преподавала 1 учительница – Е. Исаакова, родом из крестьян. Среди учащихся было 27 мальчиков и
2 девочки, все они были крестьянского сословия. В школе были 2 библиотеки,
включавших 811 томов [1. Д. 458. Л. 185].
В Янгильдинском земском училище продолжал преподавать Н. Герасимов. Уменьшилось число учащихся. Если в 1910 г. было 20 мальчиков, то в
1913 г. всего 16; 14 из них были из среды крестьян, двое – из мещан; также были 3 девочки – все они были крестьянского сословия. В школе имелись две библиотеки, имевшие в наличии 372 тома книг [1. Д. 458. Л. 186].
В Яушевском земском училище, располагавшемся в деревне Яуши и предназначавшемся для детей обоего пола, преподавала 1 учительница – Н. Сютрукова. Учащихся было 48 человек, среди них 41 мальчик и 7 девочек. Все учащиеся были выходцами из крестьян. В школе – четыре библиотеки, в которых было 1223 тома учебных книг и пособий.
В Чандровской церковноприходской школе преподавал 1 учитель – Т. Рябинин. Среди учащихся было 29 мальчиков и 5 девочек, все были выходцами из крестьян. В школьной библиотеке было 525 томов [1. Д. 458. Л. 191].

В Ишакском земском училище преподавали 3 учителя. Среди учащихся было 49 мальчиков, из которых 48 были крестьянского сословия, 1 – из духовенства, и 13 девочек, из них 9 были из крестьян, 1 – из мещан, 3 – из духовенства [1. Д. 458. Л. 193].
В Ишакской школе Братства Святого Гурия законоучителем и заведующим школой был священник Владимир Любимов; также было 3 учителя, 1 – из среды духовенства, 2 – из крестьян. Одного из учителей звали П. Иванов. Среди учащихся было 54 мальчика (из них 52 были из среды крестьян, 1 – из духовенства, 1 – из мещан) и 6 девочек, из которых 3 были из крестьян, 2 – из духовенства и 1 – из чиновничества. Библиотека включала 1730 томов [1. Д. 458. Л. 195].
В Шоркасинском земском училище продолжала преподавать Зинаида Пибуоринская. Было 25 учащихся, из них 20 мальчиков и 5 девочек. Функционировали две библиотеки, имевшие 689 томов учебных книг [1. Д. 458. Л. 197].
В Собакасинском земском училище было два учителя: 1 – из среды духовенства и учительница из мещан – Анна Лукоянова. Обучались 18 мальчиков, все из крестьян, и 3 девочки, 1 – из мещан и 2 – из крестьян. В школе было 3 библиотеки, в которых находилось 724 тома учебных книг и пособий [1. Д. 424. Л. 109].
Преобладание церковноприходских школ, земских училищ и фактическое отсутствие среднеспециальных образовательных учреждений в Янгильдинской волости, как и в целом по Казанской губернии, во многом обусловливалось малочисленностью дворянского сословия и многочисленностью крестьянского
населения. На протяжении XIX – начала ХХ вв. эти учебные заведения претерпели незначительные изменения: увеличивалось лишь количество школ и учащихся, кардинальных изменений не происходило. С 1911 г. был предусмотрен переход на всеобщее начальное обучение, но из-за начавшейся Первой мировой войны этот процесс не был завершен. Среди учителей преобладало духовенство, однако были и отдельные представители из среды крестьян и мещан. Обучение предполагалось для детей обоего пола. В целом образование не носило системный характер, переход на всеобщее начальное обучение только начался и так и не был завершен в эпоху самодержавия.
Таким образом, следует отметить, что развитие просвещения в Янгильдинской волости Козьмодемьянского уезда происходило в соответствии с общероссийской системой образования: среди учебных заведений преобладала низшая ступень – церковноприходские школы, земские училища, количество учащихся менялось незначительно. Однако основная часть населения оставалась безграмотной. Всеобщее начальное, а в последующем среднее образование произойдет лишь в советскую эпоху.

Литература
1. ГИА ЧР. Ф. 46. Оп. 1.
2. Казакова О.М. Провинциальное учительство в XIX веке (на примере Вятской губернии): дис. … канд. истор. наук. Киров, 2008. 364 с.
3. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. 526 с.
4. Михайлов С.М. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 510 с.
5. Павлов Л.П., Станьял В.П. Сторона моя Чебоксарская (Материалы по истории Чебоксарского района Чувашской Республики): пособие по истории и культуре родного края. Кугеси, 1997. 300 с.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей