В партийно-государственных документах второй половины 1980-х годов значительное внимание уделялось проблемам интенсификации и реконструкции производства, роста производительности труда, рационального использования сырья, материалов, топлива и электроэнергии, повышения престижности инженерного творчества, концентрации капитальных вложений на приоритетных направлениях развития народного хозяйства, борьбы с приписками и уравниловкой, внедрения хозяйственного расчёта, а также научно-техническому прогрессу [1-8]. В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 8 июля 1988 г. и Совмина РСФСР от 5 августа 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР», Министерство топливной промышленности РСФСР за подписью министра В.Г. Архипова издало приказ № 76 от 12 августа 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством и генеральной схеме управления топливной промышленностью РСФСР» [9. Д. 456. Л. 12-21]. Этими постановлениями и приказом предписывалось начать перестройку деятельности министерств и ведомств РСФСР с учётом перехода предприятий на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование, перевода их в основном на двухзвенную систему управления. В ежегодных планах с 1 января 1987 г. и на 12-ю пятилетку (1986-1990 гг.) предприятиям устанавливались: темпы роста товарной продукции, объём добычи торфа, производство основных видов продукции в натуральном выражении, объём производства товаров народного потребления в розничных ценах, объём реализации продукции, рост производительности труда, показатели качества продукции, задания по разработке и внедрению новой техники и технологий, задания по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, задания по ремонту производственных мощностей по добыче торфа, годовые лимиты материально-технических ресурсов и снижения норм их расхода, фонд заработной платы непромышленного персонала, фонд заработной платы работникам вновь вводимых предприятий, норматив пророста фонда зарплаты для промышленно-производственного персонала, норматив фонда заработной платы для руководящих, ИТР и служащих, нормативное соотношение между приростом средней зарплаты и приростом производительности труда в годовых планах, предельный уровень затрат на 1 рубль продукции, прибыль, норматив отчислений от расчётной прибыли в государственный бюджет и резервный фонд, норматив прироста фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, норматив образования фонда развития производства. Было рекомендовано, в случае опережающего роста производительности труда, в пятилетних и годовых планах создавать резерв по росту заработной платы в размере 1% планового фонда зарплаты для оказания помощи предприятиям в случае временного ухудшения показателей их работы по независящим от них причинам. Предприятиям топливной промышленности разрешалось реализовывать распределяемые в плановом порядке и изготовленные в соответствии с заключёнными договорами товары народного потребления, от получения которых покупатель отказался, торговым организациям по своему усмотрению, а проданный товар засчитывать в планы поставок. Оценка выполнения предприятиями договорных обязательств устанавливалась по поставкам торфа для сельского хозяйства и по реализации, в соответствии с номенклатурой, согласованной с торгующими организациями, непродовольственных товаров народного потребления. Предприятия могли вносить в бюджет дополнительную плату в размере 3% стоимости сверхнормативных непрокредитованных банком запасов неустановленного оборудования и товарно-материальных ценностей, за исключением торфа. Для каждого предприятия были разработаны программы социального развития, в которых предусматривалось вовлечение средств предприятий и кредиты на жилищное строительство и объектов социального назначения. На эти цели должно было отчисляться не менее 50% средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Кроме того, были разработаны программы технического перевооружения производства за счёт фонда развития производства и собственных средств предприятий [9. Д. 721. Л. 4-6]. Произошло объединение министерств и ведомств, осуществляющих руководство однородными отраслями народного хозяйства и проведено сокращение их структурных подразделений и численности аппаратов на 51,5%. В Министерстве топливной промышленности РСФСР было разрешено иметь кроме должности министра одного первого заместителя, 5 заместителей и коллегию в составе 12 человек. Сокращению подлежало 89 сотрудников центрального аппарата министерства. Были ликвидированы и республиканские (РСФСР) органы управления среднего звена – Республиканское промышленное объединение по добыче торфа («Росторф») и Республиканское промышленное объединение по добыче угля («Росуголь») [9. Д. 719. Л. 12-21]. В Министерстве топливной промышленности РСФСР было создано 15 структурных подразделений, с численностью центрального аппарата в 268 человек [9. Д. 758. Л. 29]. Было проведено сокращение численности работников организаций, обслуживающих Министерство топливной промышленности РСФСР на 89 человек [9. Д. 758. Л. 30]. Сократили количество министерств и ведомств в автономных республиках (АССР), в том числе и министерства топливной промышленности. В соответствие с этими решениями, постановлениями СМ МАССР от 15 августа 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством Мордовской АССР» и от 28 сентября 1988 г. «О генеральной схеме управления топливной промышленностью Мордовской АССР», Министерство топливной промышленности МАССР было упразднено, а на базе подведомственных ему предприятий и организаций создано Мордовское территориальное лесотопливное производственное объединение (Мордовлестоппром), которое подчинялось Совету Министров Мордовской АССР и входило в систему Министерства топливной промышленности РСФСР1. Генеральным директором был назначен А.Д. Ледяйкин. В РСФСР было создано 44 таких объединений, а также 24 территориальных топливных производственных объединения [9. Д. 758. Л. 22-25]. Постановлением Совмина Мордовской АССР от 28 сентября 1988 г. «О генеральной схеме управления топливной промышленностью Мордовской АССР» было установлено, что в состав ТПО «Мордовлестоппром» вошли предприятия и организации, находившиеся с 28 сентября 1988 г., в соответствии с законом СССР «О государственном предприятии (объединении)», в двойном подчинении – объединения и райисполкомов, а именно: торфопредприятия: Ардатовское, Ельниковское, Пуркаевское, Чамзинское, «Карасное» Темниковского района, «Чистое» Краснослободского района, «Каргоньжяй» Ковылкинского района; промкомбинаты: Атюрьевский, Зубово-Полянский, Инсарский, Теньгушевский, Симкинский; предприятия райтопсбыта: Ардатовское, Атяшевское, Ельниковское, Инсарское, Ичалковское, Ромодановское, Торбеевское; предприятия гортопсбыта: Ковылкинское, Рузаевское, Саранское. Мордовское территориальное лесотопливное производственное объединение работало как единый производственно-хозяйственный комплекс на принципах хозрасчёта и самофинансирования. Наиболее успешно работали такие торфопредприятия, как «Ардатовское», «Карасное» и «Ельниковское». Приказом от 25 октября 1988 г. генерального директора ТПО «Мордовлестоппром» А.Д. Ледяйкина в штатное расписание ТПО «Мордовлестоппром» были введены должности начальника производственного отдела, по две единицы старшего инженера и старшего экономиста, юрисконсульта. Заместителем генерального директора был назначен И.С. Атманзин, С.Н. Курков стал главным инженером, Т.В. Петрикова – начальником планового отдела, Н.М. Милованкина – главным бухгалтером. В штат всего вошла 21 единица, в том числе инженеры, инспектора, экономисты, бухгалтеры, ревизор. Была создана группа планирования и реализации фондов, которую курировал заместитель генерального директора И.С. Атманзин. Главному инженеру С.Н. Куркову подчинялся производственно-технический отдел. За генеральным директором А.Д. Ледяйкиным было общее руководство ТПО «Мордовлестоппром», а также непосредственно планово-экономическим отделом, бухгалтерией, юрисконсультом, инспектором и главным инженером. Председателем профкома был избран главный инженер С.Н. Курков [9. Д. 759. Л. 83-84], что отражало огосударствление профсоюзов в советское время. В штате «Мордовлестоппрома» имелась 21 единица. Оклады чиновников были высокими, но не превышали разумных пределов. Генеральный директор получал в месяц 350 руб., главный инженер – 330 руб., заместитель гене рального директора и главный бухгалтер по 315 руб. На весь штат расходовался в месяц на зарплату 5 045 руб. В те времена доктор наук профессор получал 450 руб., доцент вуза – 320 руб., кандидат наук старший преподаватель – 270 руб., ассистент – 175 руб., аспирант – 75 руб. и начинающий учитель – 120 руб. В декабре 1988 г. началась проверка предприятий и организаций, подчинённых ТПО «Мордовлестоппрому», в ходе которой Мордовским управлением статистики были выявлены многочисленные факты нарушений в состоянии учёта и отчётности представляемой в органы статистики [9. Д. 759. Л. 104]. Второй проблемой на предприятиях, которую стало решать руководство ТПО «Мордовлестоппром», было плохое состояние противопожарной охраны. Основной функцией территориального производственного объединения было обеспечение предприятий, организаций, учреждений, коммунального хозяйства, объектов социального назначения и населения топливом [9. Д. 758. Л. 3-3об.]. Для Мордовской АССР был установлен лимит по запасам угля в объёме 10,5 тыс. т на 1 октября 1988 г. и 14,1 тыс. т – на 1 января 1989 г. [9. Д. 758. Л. 6]. В 1990 г. объединение «Мордовлестоппром» на 12 предприятиях изготовило товаров народного потребления на 1 млн 67 тыс. 100 руб. Кроме того, ТПО «Мордовлестоппром» занималось производством кускового торфа, деловой древесины и заготовкой дров. Таким образом, в августе-сентябре 1988 г. Министерство топливной промышленности Мордовской АССР было упразднено, а на базе подведомственных ему предприятий и организаций (торфопредприятия Ардатовское, Ельниковское, Пуркаевское, Чамзинское, «Карасное», «Чистое», «Каргоньжяй», промкомбинаты: Атюрьевский, Зубово-Полянский, Инсарский, Теньгушевский, Симкинский, предприятия райтопсбыта: Ардатовское, Атяшевское, Ельниковское, Инсарское, Ичалковское, Ромодановское, Торбеевское и предприятия гортопсбыта: Ковылкинское, Рузаевское, Саранское) создали Мордовское территориальное лесотопливное производственное объединение (Мордовлестоппром), которое подчинялось Совету Министров Мордовской АССР и входило в систему Министерства топливной промышленности РСФСР.