Навигация
Обмен ссылками

 

Массовая и элитарная культура

автор: DARK-ADMIN
Другим видом структурирования культуры как системы является выделение в ней массовой и элитарной культур. Массовая и элитарная культуры – тоже культурные типы.
В индустриальную эпоху, когда унификация, усреднённость жизни населения развитых стран стала всё очевиднее, возникли концепции массового общества. Наиболее яркая концепция массового общества с ориентацией на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Хосе Ортегой-и-Гассетом (1883—1955) — автором знаменитого эссе «Восстание масс» (1930. В своем труде «Восстание масс» Ортега развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам. "Герои исчезли, остался хор" - говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет в своей работе "Восстание масс». В критике этого ощущаемого многими философами явления Ортега идет вслед за Ницше, Шпенглером и другими культурологами.
По Ортеге, обезличенная «масса» — скопище посредственностей, — вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного «элитарного» меньшинства, поднимается против него, вытесняет «элиту» из традиционных для нее областей — политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века. Человек «массы» — это средний индивид, «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью». Будучи неспособным к критическому мышлению, «массовый» человек бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека». Такого типа существо в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия может принадлежать к любому социальному слою - от аристократа крови до простого рабочего и даже «люмпена», когда речь идет о «богатых» обществах. «Особенность нашего времени в том, — пишет Ортега, — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».
Масса предстает воплощением стадности, шаблонности, унифицирован¬ности, "суммой однотипных посредственностей". Типичными признаками чело¬века массы становятся обезличенность, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности. Поведение масс стихийно. В своих действиях масса не руководствуется традициями, культурным опытом, наружу прорываются общие для всех подсознательные импульсы, масса никогда не бывает мыслящим существом.
Массовая культура порождена научно-технической революцией, притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Еще одна причина формирования массовой культуры - развитие политических демократий. Массовой стала культура доступная технически и политически, ориентированная на всех, а не на определённого адресата. Массовая культура часто утрачивает национальную идентичность, она рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура - понятие, характеризующее особенности произ¬водства культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Мас¬совой она является также потому, что она массово, каждодневно произво¬дится; это культура повседневной жизни, доступно и достоверно представ¬ляемая средствами массовой коммуникации массовой аудитории.
Назовём отличительные черты массовой культуры.
Это прежде всего ее «простота», общепонятность, она рассчитана она на «человека с улицы». В массовой культуре представлен всегда простейший семиотический образ реальности. В произведениях массовой культуры (самым «ходовым» видом искусства здесь является кино) все обычно происходит как на самом деле, как в жизни. Здесь не бывает сложных замысловатых кодов, как нет и сложного скрытого смысла. В этом смысле произведения массовой культуры отличаются от элитарной по сложности семиотического ряда. Например, отечественный культуролог В.Руднев отмечает противостояние массовой культуры и авангарда именно по этому признаку: если авангард стремится к усложнённой технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой отработанной предшествующей культурой техникой, она консервативна, ориентирована на среднюю семиотическую норму.
Другая характерная черта – она носит развлекательный характер, заполняет досуг, свободное время. Поэтому произведения массовой культуры не должны развивать сложные темы, создавать тяжёлые коллизии. Произведения массовой культуры также не должны своего потребителя расстраивать, удручать, обременять сложными вопросами, там немыслим печальный конец, занимательность и happy end – обязательный закон произведения в массовой культуре. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, секс, карьера. Она предлагает бытовую повседневность простого человека как тему для художественного осмысления.
Необходимым свойством продукции массовой культуры является не просто занимательность, а занимательность, рассчитанная на продажу, коммерческий успех, затраченные на произведение массовой культуры деньги должны приносить прибыль. Продукция массовой культуры – всегда коммерческая продукция, рассчитанная на немедленное потребление. Она не будет дожидаться на полке, как непонятое современниками произведение фундаментальной культуры.
С ориентацией на коммерческий успех связана ещё одна характеристика массовой культуры – добротность, высокие конструктивные характеристики её продукции. Другими словами, несмотря на содержательную простоту и даже примитивность, произведение массовой культуры должно быть хорошо сделано. Это добротный продукт в правильной упаковке. С точки зрения произведения это выражается в жёстких требованиях к структуре: в массовой культуре нужен чёткий сюжет с интригой, там необходимо также чёткое деление на жанры. Например, в современном массовом кинематографе мы видим всего пять основных жанров: мелодрама, комедия, триллер, детектив, фантастика.
Жанр должен опознаваться сразу. Часто в рамках жанра действует ограниченный набор сюжетов. Возникает ощущение, что все мелодрамы об одном и том же, повторяемость характерна и для других жанров. Повторяемость, узнаваемость также являются характерными чертами массовой культуры. Установка на повторение породила феномен телесериала. Короткое кино постепенно уступает место бесконечнодолгим сериалам, которые отвечают потребности не только к развлечению, но и к регулярности, к однообразному проведению досуга. Это отчасти напоминаем первобытные ритуалы, отчасти неспособность к избавлению от стереотипов.
Оценивая феномен массовой культуры, нужно видеть основную опасность её в том, что она является инструментом сознательного манипулирования людьми; она порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры. Вместе с тем необходимо отметить, что массовая культура – необходимое следствие научно-технического прогресса, она способствует нивелированию национальных, религиозных различий. Она популяризирует художественное творчество, приводит Баха и Леонардо да Винчи в каждый дом. Она говорит о вечных ценностях (дом, семья, дети, жизненный успех) на понятном для всех языке.
Элитарная культура (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее) — субкультура привилегированных групп общества, она рассматривается как антипод массовой культуры. Элитарна культура зарождается в ответ на потребности «верхушки» общества, как правило, эти люди могут позволить себе предметы и продукты самого лучшего качества, уникальные и высокоценные. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре. При этом она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение).
Назовём отличительные черты элитарной культуры. Во-первых, в отличие от массовой культуры, семантика элитарной намеренно усложнена. Обилие метафор, ассоциаций, аллюзий, символов в произведениях элитарной культуры требуют от автора и адресата не только значительного культурного кругозора, но и умения интерпретировать: догадываться, домысливать, читать между строк, видеть глубинный подтекст. Во вторых, выработка особого культурного языка (кода), доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, исключает из круга потребителей элитарной культуры большинство. В-третьих, показателем элитарной культуры является утонченный профессионализм и глубокая предметная специализация. В-четвёртых, круг норм и ценностей элитарной культуры подчеркнуто высок, ориентирован на инновации. Герои элитарных произведений обычно озадачены духовными поисками, ведут непростую жизнь, наполненную острыми и драматическими коллизиями (например, герои романов «Улисс» Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста, «Степной волк» и «Игра в бисер» Гессе, «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус» Т. Манна, и др.).


Сторонники элитарного искусства противопоставляют себя массовому искусству, пропагандирующему, на их взгляд, пошлые идеалы сытой, мещанс¬кой жизни. Художественная элита, объединяясь, пытается противопоставить себя и свое творчество тенденциям "омассовления" в культуре. Однако первона¬чальная недоступность пониманию элитарных (например, авангардистских) произведений оказалась временной и переходящей. Со временем утвердилась мягкая версия элитарного искусства, ориентированного на публику, эстетически менее развитую, которая тем не менее хочет иметь "свое" искусство. С другой стороны, некоторые образцы эли¬тарного искусства как формы самоутверждения замкнутых элитарных групп были отброшены, оказались невостребованными обществом, что свидетельст¬вует о том, что не всякая элитарная группа может стать субъектом-твор¬цом культуры.
Сегодняшние постмодернистские основания культуры снимают резкую границу между элитарной и массовой культурой, элитарным и массовым искусством. Коммерциализация и того, и другого, с одной стороны, повышение уровня общей компетентности – с другой, приближают один тап культуры к другому.
Постмодернистские же тенденции современности, базируясь на компьютерных технологиях и использовании в качестве способа коммуникации глобальные информационные сети, стимулируя процессы глобализации, стирают различия между другими культурными типами. Можно предположить, что спустя десятилетия, такие культурные типы, которые базируются на религиозных, национальных, географических основаниях, постепенно будут утрачивать актуальность.
Типология культуры – это схема, создаваемая для удобства изучения культурных феноменов. Она не абсолютна, имеет прикладной характер.


Литература
1. Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997. - с.554-560.
2. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. М., 2004.
3. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М., 2007.
4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей