Скульптура – это искусство создания объемного, трехмерного изображения или рельефа на плоскости. Существуют два основных метода создания скульптуры. Первый метод - согласно неоплатонической концепции, развитой Микеланджело – это высекание. Сущность процесса состоит в отсекании лишней массы до тех пор, пока форма не освободится от материи, в которую была заключена. Второй метод – это лепка. Она исходит из принципа, противоположного высеканию, поскольку создает форму с нуля, посредством прибавления материала. Материал, используемый для лепки, должен отличаться большой податливостью и пластичностью (глина или воск). Иногда созданные таким образом произведения служат скульпторам исходной точкой, объектом изучения (наподобие эскиза в живописи), чтобы на их основе создать произведение, высеченное из камня или отлитое в бронзе. Поэтому высекание и лепка – это два разных способа создания скульптуры, независимых и дополняющих друг друга. Высекание, как из дерева, так и из камня, имеет древнее происхождение (с VI в. до н.э.) Деревянная скульптура, которую часто раскрашивали (полихромная скульптура), позволяет скульптору использовать и рисунок материала (структуру дерева, прожилки камня). Главная задача скульптора – увидеть форму и отсечь от камня или дерева все лишнее. В настоящее время существуют средства механического моделирования, облегчающие тяжелую работу резчика. Каменная глыба, поступающая в мастерскую, имеет прямоугольную форму. Прежде чем начать высекать скульптуру, художник наносит контуры фигуры на все грани глыбы. Затем он начинает работу, намечая форму молотком с тяжелой стальной головкой, покрытой пирамидальными шипами. За этим следует обработка инструментом в виде стального бруска с заостренным концом, по которому бьют деревянным молотком, чтобы отсечь большие куски камня. Третий важный инструмент – долото, которое позволяет придать форме большую точность. Долото имеет два, три или более зубцов, которые проводят что-то вроде бороздок на поверхности камня. Когда статуя почти готова, на ней еще видны бороздки, оставленные долотом. Затем скульптор пользуется зубилом, чтобы придать статуе наилучшую форму. Если есть необходимость отполировать поверхность, то используют напильник или абразивные порошки. Иногда применяют сверление, метод, бывший в чести у скульпторов барокко, чтобы создать тень в определенных точках, таких как волосы или гладкое яблоко. Если скульптурное произведение не высекается из твердого материала, его сначала лепят из глины или воска. Глину, чтобы она не развалилась после высыхания, или поддерживают во влажном состоянии, или закрепляют в терракоте или гипсе. Терракота – это обожженная глина. Лепка из гипса – это последний процесс, который осуществляет сам скульптор. Бронза – это сплав меди и олова. Современная скульптура выполняется с помощью формы из песка на основе гипсового оригинала, внутрь нее заливается расплавленная бронза. Промежуточное пространство заполняется воском, и открываются входные и выходные протоки в нижней и верхней частях формы. Бронза заливается в форму через верхнее отверстие и постепенно вытесняет воск, который предварительно расплавляют. Этот метод позволяет получить столько копий оригинала, сколько нужно.