Навигация
Обмен ссылками

 

КАМНИ III

автор: Art
Бирюза

Традиционно качественной считается бирюза, обладающая ярко-голубым оттенком летнего неба. Это необходимо иметь в виду, поскольку зачастую «бирюзовым» считается сине-зеленый цвет, которым обладают многие образцы, особенно добытые в Аризоне.
К сожалению, бирюза почти не поддается проверкам, поскольку зачастую лишена дефектов и мало прозрачна, поэтому ее внутренние свойства остаются скрытыми. Вдобавок ее обычно гранят кабошоном, что делает невозможной проверку на рефрактометре, создавая настоящую проблему для геммологов. Для любителя, не имеющего в своем распоряжении спектроскопа, эта проблема является неразрешимой. Не забывайте, что бирюза может быть покрыта цветной пудрой, замешанной на основе камеди, чтобы усилить цвет, что ее имитируют при помощи самых разных материалов, включая стекло и фарфор. Относительно редко встречается одонтолит - бирюза, образовавшаяся из кости, мы упоминаем о ней, поскольку однажды она нам попалась в ценном бриллиантовом украшении 1830-х годов. После выявления этого факта цена украшения даже поднялась (безошибочно отличить одонтолит можно, нанеся на его поверхность микроскопическую каплю кислоты, под воздействием которой начнет шипеть присутствующий в нем карбонат кальция).
КАМНИ III



Ляпис-лазурь

В отличие от большинства материалов, применяемых в ювелирном деле, ляпис - это, скорее, смешение различных минералов: лазурит, гаюин и содалит придают ему синий цвет, хлопья пиритов - характерный блеск, а кальциты создают белые области, заметные в низкокачественном материале. Лучшие образцы отличает однородный насыщенный голубой цвет, характерный для камней, добываемых в Афганистане. Наиболее распространенной имитацией ляпис-лазури является окрашенная яшма, которую называют «швейцарским ляписом».
Бусы из ляписа сложно проверить на рефрактометре, это возможно там, где у камня есть плоские грани, в этом случае прибор может определить индекс рефракции 1,50, хотя показания будут нечеткими. «Швейцарский ляпис» обычно не такого насыщенного оттенка, ближе к зеленому цвету, после шлифовки блестит гораздо сильнее, там, где окраска отсутствует, заметны прозрачные кварцевые области. Искусственный шпинель также иногда производят для имитации ляписа, окрашивая, как правило, кобальтом. Его можно отличить по зернистой структуре, обусловленной процессом производства, а характерный для ляписа блеск ему придают крупицы золота. Этот материал не используют для ожерелий и бус, скорее, его можно встретить в перстнях-печатках и т.п. Если у камня есть плоская грань, рефрактометр покажет индекс рефракции, равный 1,72.
Содалит часто используют для серег, иногда путая с ляписом. Обычно его голубой цвет бледнее, с большими белыми областями (на всякий случай, его индекс рефракции равен 1,48).

Семейство кварцев

Кварц - самый распространенный из минералов, а благодаря твердости и блеску он идеально подходит для использования в ювелирном деле. В кристаллической форме он образует две полудрагоценные вариации, о которых мы будем говорить: аметист и цитрин. Последний часто путают с топазом, гораздо более ценным минералом. Цитрин добывается в больших количествах и широко используется, самыми красивыми считаются желтые и желтовато-коричневые его образцы. От топаза его отличают
индекс рефракции (1,54-1,55) и характерный желтый оттенок. Коричневые формы известны как «дымчатый кварц», они часто встречаются в Шотландии.
Аметист - пурпурная или фиолетовая форма кристаллического кварца. Его лучшие образцы, обладавшие богатым насыщенным цветом, были популярны в середине XIX века и добывались тогда в Сибири. В наше время основным источником аметистов является Бразилия. Характерным для аметиста включением являются заполненные жидкостью трещины, которые называют «полосами тигра», или «отпечатками пальцев». Обычно заметно и зонирование цвета, что позволяет отличить самоцвет от страза. Нужно заметить, что большинство цитринов получают из низкокачественных аметистов путем высокотемпературной обработки. Существует также розовый кварц, который, при отсутствии видимых дефектов (что случается редко), можно принять за розовый турмалин, поэтому его лучше проверить под рефрактометром.
Криптокристаллический кварц (у которого не видна кристаллическая структура) образует множество поделочных материалов, не представляющих особой ценности. В полупрозрачном варианте его называют халцедоном, зеленую разновидность которого иногда выдают за нефрит, он бывает также синего, розового и других цветов. Индекс рефракции криптокристаллического кварца чуть ниже, около 1,53, но на практике проверять этот материал приходится редко из-за его низкой стоимости. В эту же группу входят оникс, смесь черной и белой разновидностей (а не бледно-зеленый минерал, по ошибке называемый тем же именем, который на самом деле - разновидность алебастра); яшма; сардоникс (смесь коричневой и белой разновидностей, часто используется для камей); гелиотроп, или красный железняк (зеленый с прожилками красного) и агаты.
КАМНИ III



Янтарь

Янтарь часто становится предметом подделки, поскольку его легко имитирует пластик. Это застывшая смола (в нем можно обнаружить насекомых, обитавших на нашей планете около сорока миллионов лет назад); по цвету янтарь варьируется от желтого, цвета меда акации, добываемого на Балтике, до красновато-коричневого и коричневого, цвета вишни Олоросо, свойственного его бирманской разновидности.
Установить его подлинность затруднительно. Устарела проверка на образование статического электричества при трении - то же происходит с современным пластиком. Правда, у янтаря это свойство выражено сильнее, что позволяет выявить некоторое количество подделок. Янтарь плавится при относительно низких температурах, поэтому небольшие его кусочки можно склеивать вместе, получая более пригодные к употреблению; во время этого процесса внутрь вставляют насекомых, что усиливает путаницу. Крылья у насекомых, встречающихся в натуральном янтаре, обычно раскрыты, что отличает их от тех, кого поймали на липкую ленту. Воздушные пузырьки в натуральном янтаре обычно круглые, в растопленном - вытянутые, овальной формы, кроме того, в нем можно заметить цветовые воронки. Натуральная смола, или копал, часто используется для имитации, однако ее отличает растрескавшаяся поверхность, не характерная для янтаря. Проверка эфиром (при соприкосновении с которым копал становится липким) для большинства покупателей недоступна и может быть опасной. Чаще и успешнее всего янтарь имитируют с помощью пластика. Многие авторы указывают на то, что с пластика можно «соскрести» верхний слой при помощи ножа, в то время как янтарь распадается на осколки. Однако такая проверка и сложна, и непрактична.
В 1983 году с аукциона «Сотби» в Лондоне была продана впечатляющая коллекция янтарных бус; многие бусы были китайской работы, со сложной резьбой (см. фото 60). Она включала янтарь всех известных разновидностей и цветов. Был установлен новый порядок цен на этот материал, поскольку некоторые бусы ушли за несколько тысяч фунтов. На данный момент они стоят во много раз дороже.

Коралл

Коралл схож с жемчугом: и тот, и другой добывается из моря, является органическим продуктом и формируется из карбоната кальция. В XIX веке кораллы из Неаполитанского залива итальянские ювелиры покрывали резьбой, превращая в камеи, или использовали в естественном виде для брошей и ожерелий. Цвет коралла обычно оранжево-красный; встречаются также розовые разновидности, известные как «кожа ангела» («peau d'ange»). Загрязнение морей привело к гибели многих колоний кораллов, поэтому этот материал становится все более редким, а цены на него неуклонно растут. Теперь при продаже на экспорт требуется предъявлять лицензию. Для имитации коралла используются стекло и фарфор. Проще всего отличить подделку при помощи капли соляной кислоты: коралл, являющийся карбонатом, будет шипеть.

Гагат

Как и янтарь, гагат является ископаемым, производным от дерева, и такое происхождение роднит его с каменным углем. Неудивительно поэтому, что основным поставщиком гагата была Англия. В XIX веке наибольшее его количество добывалось в Уитби, на побережье Йоркшира. Викторианская приверженность к траурным украшениям обеспечила гагату популярность; чаще всего он использовался в камеях и ожерельях. В наше время он представляет ценность разве что для коллекционеров. Однако во второй половине XIX века его популярность была так велика, что он становился предметом подделок. Чаще всего для них использовали вулканит, разновидность каучука, который встречается в самых причудливых формах. Стоит слегка разогреть такой образец, и отчетливый запах резины выявит подделку. В дело шло и черное стекло. Это, пожалуй, единственный случай в ювелирном деле, когда имитации могут представлять не меньший, если не больший, интерес для коллекционера, чем материал, который они подменяют.
КАМНИ III



Опал

Многим людям доводилось наблюдать, как внутри опала, подобно молниям, мелькают разноцветные пятна. Чем насыщеннее и ярче эти цвета, тем дороже стоит камень, особенно если фоновая окраска темно-серая или черная, как у «черного» опала (см. фото 62). В черных опалах доминируют синие и зеленые участки, однако если других оттенков нет, стоимость камня будет невелика. Высоко ценятся красные и золотые оттенки, в идеале цветовые «зоны», или «участки», должны быть расположены равномерно по всей поверхности камня. Черные опалы добываются в Австралии с конца XIX века. Опалы, фоновая окраска которых стремится к белому или салатному, стоят дешевле, очевидно потому, что игра цветов на них не столь впечатляюща. Прозрачная разновидность этого минерала называется «водяным» опалом. В Мексике добывается небольшое количество удивительных прозрачных оранжевых самоцветов, известных как «огненные» опалы (см. фото 61).
Опал обычно гранят кабошоном или в форме плоского овала. К нему редко применяют рефрактометр (индекс рефракции - 1,54), разве что в случае огненных опалов, которые могут имитироваться стразами. К сожалению, поверхность опала редко бывает абсолютно плоской, что усложняет проверку, поскольку трудно прочитать показания рефрактометра. Покупателям стоит особенно внимательно проверять, не является ли опал дублетом, что случается достаточно часто, особенно в ювелирных изделиях с Дальнего Востока (см. стразы и композитные камни), в этом случае у камня будет очень гладкая поверхность. Опалы очень чувствительны к переменам температуры (даже от осветительных приборов). Поверхность камня легко покрывается трещи
нами и царапинами, поэтому опалы часто продают погруженными в масло, чтобы скрыть мелкие повреждения.
Во Франции производством искусственных опалов успешно занимается лаборатория Пьера Жильсона. Качественные черные опалы встречаются крайне редко, а искусственные столь прекрасны, что покупателю стоит быть внимательным. Искусственные опалы Жильсона зачастую «слишком хороши, чтобы быть настоящими», цветные участки на них распределены очень равномерно, а под лупой их края выражены слишком заметно - этот феномен еще называют «кожей ящерицы» (см. фото 65).
Опалы также подвергают обработке: выдерживают в сахарном растворе, обжигают, наносят кислоту. Все эти действия направлены на то, чтобы сделать фон более темным, а цветовые «молнии» - более заметными (см. фото 63). На практике обработанные камни легко отличить от натуральных, поскольку игра цвета у них разнится. Для имитации опала используется стекло (основным его производителем является Джон Слокум, США) и синтетические материалы, в частности латекс.

Приложение А - Преломление света и рефрактометр

Рефрактометр - важный инструмент для тестирования камней, которым, при наличии практики, может пользоваться и любитель. Принцип действия рефрактометра замечательно описан Робертом Вебстером в его всеобъемлющем труде Драгоценные камни: «... когда луч света проходит наклонно через границу между прозрачным материалом и материалом с более низкой оптической плотностью, он отклоняется от нормального, и, поскольку угол падения луча возрастает, возникает угол, при котором отклонившийся луч касается границы двух сред. Угол в 90 градусов между преломленным и нормальным лучами называется предельным углом внутреннего отражения. Дальнейшее возрастание угла падения приведет к отражению луча в прозрачный материал, который полностью внутренне отражен».
В рефрактометре «прозрачным материалом» служит призма из оптически плотного стекла. Камень, который необходимо протестировать, кладут на призму (любой ровной гранью), прикрепляя к ней контактной жидкостью. Затем в инструмент поступает свет (обычно монохроматический, например натриевый) и проходит через стеклянную призму. В соответствии с описанным выше принципом, некоторое количество света проникает внутрь камня, остальной же отражается обратно в инструмент; отраженный луч освещает шкалу, которую можно увидеть в глазок рефрактометра, «теневой угол» между светлой и темной областями на шкале является индексом рефракции (RI). Через камни с кубической кристаллической решеткой (например, бриллиант, шпинель, гранат) и некристаллические субстанции (например, стекло) свет проходит одним лучом. Во всех прочих самоцветах луч разбивается на два отрезка, и они движутся с разной скоростью и демонстрируют разные индексы рефракции (этот феномен называется двойной рефракцией). На рефрактометре они покажут два отдельных «теневых угла». Разница между ними называется DR (двойной рефракцией), или дву-преломлением. В цветных камнях с двойной рефракцией каждый луч поглощается по-разному, и поэтому глазу эти лучи кажутся разноокрашенными; этот феномен, который называется дихроизмом, или плеохроизмом, можно наблюдать, вращая камень.

Приложение В - Шкала твердости Мооса

Хорошо известно, что алмаз является самым прочным материалом естественного происхождения. Более 100 лет назад Фредерик Моос составил таблицу относительной твердости минералов, о которой необходимо знать начинающему геммологу. Минералы, которые сам Моос включил в свою шкалу, перечислены в левом столбике, справа - камни, которые были добавлены позже. Необходимо помнить, что шкала указывает на относительную твердость, а не на ее степень; и на самом деле разница в твердости сапфира и алмаза (9 и 10) больше, чем у сапфира и слюды (9 и 1), несмотря на то, что последнюю можно поцарапать даже ногтем.

Приложение С - Стразы и композитные камни

Стразы - это стеклянная имитация драгоценных камней. Они очень похожи на оригиналы по цвету, однако лишены одного важного качества - прочности; в большинстве случаев стразы значительно мягче драгоценных камней, и в старину их легко выявляли при помощи напильника. Правда, мы не рекомендуем этот способ, поскольку так можно повредить настоящие камни.
Самый надежный и безопасный метод идентификации стразов - проверка под микроскопом:
а) Практически в любом стекле присутствуют пузырьки, обычно большего размера, чем те, что встречаются в искусственных рубинах и сапфирах. Иногда в подделку специально вводят пузырьки, создавая иллюзию присутствия дефектов, характерных для изумрудов или турмалинов.
б) В стразах часто можно заметить цветовые воронки, спирали, похоже, что внутри камня находится клей.
в) Стекло - аморфная, некристаллическая субстанция, оно обладает одиночной рефракцией и демонстрирует только один теневой угол на рефрактометре.
г) На ощупь стекло теплее, чем большинство драгоценных камней.
д) По отбитому краю стекло образует большие раковистые (конхоидальные) сколы.
е) Индекс рефракции стекла может быть разным, однако он редко приближается к показателям драгоценных камней.
Итак, мы перечислили те свойства стразов, по которым их легче всего отличить. Стразы часто встречаются в античных ювелирных изделиях, но в этом случае на них всегда присутствуют царапины и потертости.
Композитные камни представляют собой гораздо большую проблему и бывают самых разных видов. Чтобы скрыть относительную мягкость стекла и склонность поверхности стразов к истиранию, мастера изготавливают «камни», в которых верхняя часть действительно из твердого камня, обычно граната, приклеена к нижней части из цветного стекла. Такие «дублеты с гранатовым верхом» были особенно популярны между 1850-ми годами и Первой мировой войной, особенно в 9-каратных золотых кольцах, в сочетании с розовыми бриллиантами. Проверка под лупой поможет обнаружить линию соединения двух материалов, а если посмотреть на камень сбоку, станет заметно, что на просвет верх его отличается по цвету. В верхушке из альмандино-вого граната часто можно увидеть волокна рутила. Иногда линия склейки проходит по грани камня и бывает закрыта оправой, что делает ее невидимой. Индекс рефракции таких камней будет, естественно, как у альмандинового граната, в районе 1,83, что достаточно близко к показателям сапфира и рубина и может создать проблемы для неопытного любителя.
Прочими распространенными формами композитных камней являются «изумруды судэ», в которых две части бледного берилла или горного хрусталя скреплены составом зеленого цвета (у последнего минерала еще и индекс рефракции близок к изумруд); опаловые дублеты с нижней частью из оникса, черного стекла или опаловой породы; опаловые триплеты, на поверхность которых наносятся пластик или стекло; дублеты, включающие и природный, и искусственный минералы, например верх, или корона, из натурального рубина, низ - из искусственного; и бриллиантовые дублеты, обычно с бриллиантовым верхом и низом из искусственного корунда.
КАМНИ III



Приложение D - Обработка камней и изменение их цвета

С момента первого издания этой книги в 1989 году множество «усовершенствований» было внесено в технологию изменения цветов и общего вида камней.
Нашей целью не является подробное описание этих процессов, однако стоит упомянуть о наиболее распространенных процедурах обработки популярных камней, чтобы читатель имел о них представление. Лаборатории, выдающие сертификаты на драгоценные камни, в настоящее время указывают в них присутствие или отсутствие следов обработки, если это возможно установить, и многие покупатели готовы платить значительно больше за камни, избежавшие ее.

Корунд

И рубины, и сапфиры подвергают множеству процедур, улучшающих качество камня, усиливающих его цвет и прозрачность, создающих астеризм.
Для этого применяют: иррадиацию (в основном, ей подвергаются желтые сапфиры); поверхностную диффузию; высокотемпературную обработку, как с добавками, так и без; заполнение трещин и полостей бесцветными субстанциями и красителями. Высокотемпературная обработка обычно применяется для улучшения цвета сапфиров и рубинов, а также для удаления невидимого «шелка». На камнях, подвергшихся такой процедуре, особенно на рубинах, можно обнаружить стеклянистые частицы, заполняющие поверхностные полости; они задерживаются там даже после повторной шлифовки. Часто высокотемпературная обработка заканчивается расширением некоторых включений внутри камня, что приводит к образованию характерных дис-ковидных расколов.

Бриллиант

Бриллианты подвергаются воздействию радиации не только в природе, но и при помощи человека. В результате они сильно меняют цвет на зеленый, синий, желтый или розовый. Радиационная обработка распространена так широко, что не стоит даже думать о том, чтобы купить бриллиант достойного размера и привлекательного или необычного цвета без сертификата геммологической лаборатории, подтверждающего естественный характер окраски. Не так давно появились новые способы воздействия на этот камень, в частности метод высоких давления и температуры, с помощью которого можно изменить или усилить цвет бриллиантов, относящихся к определенной подгруппе. Незаметные темные включения можно удалить лазерным сверлением, однако при большом увеличении обычно можно разглядеть следы, оставленные лазером. И, наконец, иногда плоские кливажи и трещины в бриллиантах заполняют эффектно преломляющимися субстанциями, после чего для невооруженного глаза камень кажется более привлекательным.
КАМНИ III



Изумруд

В последние несколько лет много писали о практике масляной обработки изумрудов. Вне всякого сомнения, большинство изумрудов подвергается обработке прозрачным органическим маслом после шлифовки, эта технология стара, как сама добыча изумрудов. Обычно ее последствия обратимы (как уже убедились те, кто согласился подвергнуть свои камни ультразвуковой очистке). По большому счету, обработка бесцветным маслом может считаться приемлемой, особенно с учетом того, что она обратима. А вот прочие виды обработки, например с применением воска или эпоксидных смол (цветных или нет), недопустимы, поскольку их последствия не устраняются. К счастью, хорошие геммологические лаборатории выдают сертификаты, подтверждающие наличие или отсутствие следов обработки маслом или прочих процедур по заполнению трещин, а некоторые, например Геммологический институт (SSEF) в Базеле, могут даже установить происхождение использованного для этого вещества.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей