Навигация
Обмен ссылками

 

КАМНИ I

автор: Art
Бриллиант

О происхождении и истории этого камня было написано так много, что нам остается только адресовать читателя к библиографии. Мы особенно рекомендуем великолепную книгу Эрика Бертона с простым названием Бриллианты, а толику экзотики читатель найдет в подробном исследовании Иэна Бальфура Знаменитые бриллианты.
КАМНИ I


Прежде чем описать базовые способы различения бриллиантов, полезно будет перечислить критерии их оценки. В отличие от прочих камней, большинство бриллиантов ценится за отсутствие цвета (цветные бриллианты мы рассмотрим отдельно). Однако лишь некоторые из них действительно полностью бесцветны, остальные обладают легким желтоватым или коричневым оттенком. Бесцветные бриллианты называются «белыми», но и для белого существует градация. Цвет (или его отсутствие) у бриллиантов оценивается обычно в сравнении с набором камней-образцов. Наиболее уважаемая организация, проводящая подобные оценки, это Американский геммологический институт (GIA); градация в алфавитном порядке, предложенная им, получила распространение по всему миру; оценка «D» присваивается лучшим белым или бесцветным камням, далее идут остальные буквы вплоть до «Z», после которой камни обладают уже достаточно выраженным желтым оттенком и расцениваются как «цветные». К категориям «D», «Е» и «F» относятся бесцветные или «белые» бриллианты, и разницу между ними практически невозможно заметить невооруженным глазом, даже при ближайшем рассмотрении. Однако, несмотря на то, что зрительно они почти неразличимы, эти камни сильно отличаются по цене. Например, камень бриллиантовой огранки с цветом категории «D» весом 5 карат без внутренних трещин стоит пять тысяч долларов за карат (доллар - интернациональная валюта, в которой оцениваются бриллианты); камень категории «Е» того же веса и чистоты будет стоить приблизительно 70% этой цены за карат; категории «F» - 50%; и категории «L» -только 17%. Безусловно, покупатели стремятся приобретать лучшие камни, пусть и за большие деньги.
КАМНИ I


Отсутствие дефектов устанавливается в процессе исследования камня при десятикратном увеличении (х 10). Камень, в котором при таком увеличении трещин не обнаружено, считается «внутренне целостным» (IF). Наличие мельчайшей трещины означает снижение категории до WS, степень 1 или 2. Если трещина чуть больше, камень относят к категории VS, степень 1 или 2. Следующая категория - SI, когда трещина видна невооруженным глазом, хотя и крайне мала. Далее камни признаются «дефектными» (I). В этом случае трещины выражены настолько, что влияют на блеск камня. Повреждение поверхности, даже небольшое, также означает, что камень не попадает в категорию IF, хотя в сертификате может быть указано, что он является «потенциально целостным», если его повторно отшлифовать, хотя при этом произойдет небольшая потеря веса.
Как и в случае с цветом, наличие дефектов сильно влияет на стоимость камня: вспомним тот же пример с камнем бриллиантовой огранки весом 5 карат и цветом категории «D» - при отсутствии трещин он будет стоить пять тысяч долларов за карат, при наличии трещин категории WSI это будет уже 70% цены за карат, а при наличии трещин категории SI - 32%.
Огранка также является важным фактором оценки бриллиантов (см. фото 1-6): камень классической объемной бриллиантовой огранки XIX века может стоить на 25% меньше, чем современный камень в хорошей обработке. «Огонь» камня лучше всего виден, если при бриллиантовой огранке достигается «полное внутреннее отражение», при котором нижние грани камня действуют как зеркала, отражая свет, проникаю-1цп й в камень, друг на друга и выбрасывая его назад, уже разбитым на все цвета радуги. В начале XX века ювелиры начали понимать, что этот эффект достигается только при строгом соблюдении пропорций бриллиантовой огранки и при определенных углах между гранями. К сожалению, при этом теряется значительная часть веса нео-граненного алмаза, и поскольку многие старинные камни подвергались повторной огранке, они потеряли часть своей стоимости. В последние годы, однако, вновь возрос интерес к камням старинной огранки «валиком», которые знатоки ценят за их неповторимость и красоту, а также за редкость. Сложнее оценивать камни фантазийных огранок, например изумрудной, огранки «груша» (архаичное название - «панделок») или «маркиза». В этом случае при одинаковом весе пропорции камней могут сильно варьироваться, кроме того, на цену влияет качество обработки. Дороже всего стоят камни, огранка которых признана «наиболее подходящей» или «образцовой». Фантазийные
огранки подвержены влиянию моды. Для камней весом больше 20 карат огранка «изумруд», «маркиза» или «груша» предпочтительнее классической бриллиантовой; если придать бриллиантовую огранку камню в 40 карат, его будет практически невозможно вставить в кольцо, а вот если выбрать форму «изумруд», оно получится просто роскошным. Для камней меньше 10 карат бриллиантовая огранка подходит больше, чем фантазийная.
И наконец, необходимо учитывать вес камня: бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,10 карата; камень весом ровно в 1 карат продать гораздо труднее, поскольку даже небольшая шлифовка граней с целью устранения потертостей, возникающих в процессе носки, приведет к тому, что вес камня станет меньше 1 карата. Цена за карат у камня в 2 карата будет выше, чем у камня в 1 карат при одинаковом цвете и чистоте, то же самое для камня в 3 карата и так далее. При весе свыше 10 карат редкость такого камня значительно поднимет его цену. Поэтому при оценке бриллиантов приходится балансировать между четырьмя основными категориями: цветом, чистотой, огранкой и весом.
В природе встречаются бриллианты самых разных цветов (см. фото 7 и 8). Чаще всего, это оттенки желтого и коричневого. Классификация включает и «бесцветные» и «почти бесцветные» камни. В зависимости от степени выраженности цвета камни могут быть «с едва заметной окраской», «с очень легкой окраской», «с легкой окраской» или «цветными», по градации Американского геммологического института (GIA). Наименее ценными считаются цветные бриллианты коричневой окраски, которую иначе называют «коньяк» или «корица», хотя в их стоимость вносит коррективы мода - ведь выглядят они очень привлекательно. За ними следуют цветные желтые бриллианты, цвета «канарейка», наиболее популярны камни цвета «желтых нарциссов». Голубые и розовые бриллианты встречаются крайне редко, поэтому даже при слабо выраженном цвете стоят очень дорого. В идеале, голубые бриллианты должны быть полностью лишены серого оттенка, а розовые - коричневого. До последнего времени в Австралии из алмазной жилы Аргайл в небольших количествах добывали прекрасные камни глубокого, розового, а иногда даже пурпурного цвета; несмотря на то, что вес их редко превышал 1 карат, за них предлагали огромную цену Самыми редкими являются зеленые и красные бриллианты. Счастливый обладатель подобного камня может запрашивать за него практически любую цену: появление их на рынке производит настоящую сенсацию. За последнее время самая высокая цена на аукционе была заплачена за красный бриллиант весом 0,95 карата - $880.000 ($926.315 за карат), что в 100 раз больше, чем цена лучшего бесцветного бриллианта того же размера.
Некоторые коллекционеры собирают исключительно цветные бриллианты и обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы приобретать эти редчайшие образцы сокровищ Земли.
В начале XX века было сделано открытие: алмазы, обожженные в течение определенного времени с солями радия, приобретают зеленый оттенок. К сожалению, после такой процедуры камни долго оставались радиоактивными; ходили страшные слухи о том, как умирали от рака кожи их незадачливые обладатели. Со временем этот процесс был усовершенствован, и теперь алмазы обрабатывают в ядерных реакторах, придавая им разные оттенки, но без остаточной радиации. Чтобы установить, был ли бриллиант окрашен искусственно, требуется сложное исследование, которое можно провести только в лаборатории. Поэтому ни один цветной бриллиант не выставляется на продажу без сертификата авторитетной геммологической лаборатории, подтверждающего природный характер окраски.


Бриллиант: искусственный или настоящий?

При определении природы бриллианта перед любителем встает целый ряд проблем: если индекс рефракции равен 2,42, то находится за пределами шкалы рефрактометра, а такие качества, как «огонь» и блеск, делающие камень столь привлекательным, вообще невозможно проверить без специального оборудования. Точно так же и прочность, которой славится алмаз, не поддается достаточно надежной проверке; распространенное мнение о том, что если камень царапает стекло, то это алмаз, на самом деле является опасным заблуждением, поскольку большинство драгоценных камней прочнее стекла и способно оставлять на нем царапины.
Для тех, кому приходится часто иметь дело с камнями без оправ, полезной может быть специальная жидкость плотностью 3,52; в такой жидкости бриллиант останется «подвешенным», в то время как прочие камни либо утонут, либо всплывут.
В последнее время на рынке появляется все больше инструментов, позволяющих отличить бриллианты от большого количества синтетических материалов. Большинство таких инструментов определяет относительную проводимость тепла. Они достаточно просты в применении, если точно следовать инструкциям, однако ошибки не исключены и здесь, поэтому с их помощью можно определить, что камень не является бриллиантом, но не наоборот. Более сложные методы тестирования и идентификации, как, например, проверка спектра поглощения и относительной проницаемости для х-лучей, любителям недоступны.
Тем не менее существуют методы первичного обследования, позволяющие отличить камень, потенциально являющийся бриллиантом, от прочих бесцветных камней:
а) Все качественные стразы довольно мягкие, они подвержены истиранию. Даже частички пыли в атмосфере оставляют следы на их поверхности. Алмаз же - самое прочное вещество, известное человеку, и поцарапать его способен только другой алмаз. Поэтому, если на камне (под лупой) видны царапины, особенно на ребрах граней, его подлинность находится под большим сомнением. Правда, нельзя забывать о том, что бриллианты, которые хранились в коробке без специальных гнезд, могут иметь такие же повреждения поверхности. Стразы обычно вставляют в закрытые оправы; поэтому стоит перевернуть украшение и посмотреть, видна ли нижняя часть камня. Оправы бриллиантов делают открытыми примерно с 1800 года.
б) Бриллианты имеют кубическую кристаллическую решетку, поэтому у них один индекс рефракции (см. Приложение А). Необходимо тщательно осмотреть задние грани через карманную лупу, направив ее на камень сверху; любое дублирование граней будет означать, что это, скорее всего, не бриллиант (в некоторых редких случаях бриллиант может обладать аномальным двойным преломлением).
в) Если взглянуть на некоторые материалы, имитирующие алмаз, например на кубически стабилизированный циркон (КСЦ), через лупу, можно заметить, что ребра граней такого камня кажутся отлитыми в форме, менее острыми, чем у настоящего бриллианта. Однако, чтобы замечать столь тонкие различия, требуется опыт.
г) Бриллианты флюоресцируют по-разному. Если под ультрафиолетовым светом все камни в одной броши либо не флюоресцируют, либо флюоресцируют одинаково, это практически наверняка не бриллианты.

Камни, которые обычно используются для имитации бриллиантов
Природные: Белый сапфир, Белый топаз, Горный хрусталь (кварц), Белый берилл, Белый циркон

Искусственные: КСЦ (кубически стабилизированный циркон), Шпинель, Титанит стронция, ГГГ (гадолиний галлий гранат), Ниобат лития, Муассанит


Из всех природных камней только циркон находится вне шкалы рефрактометра. Если рефрактометр показывает индекс рефракции камня, можно однозначно заявить, что это не бриллиант. Если же индекс рефракции установить не удается, это еще не значит, что перед вами бриллиант, поскольку: (а) зачастую не удается снять показания прибора, хотя они и находятся в пределах его шкалы; (б) многие искусственные материалы, перечисленные выше, также находятся вне шкалы рефрактометра, включая трудноотличимый от алмаза КСЦ. К счастью, искусственный муассанит, относительно новый материал, успешно имитирующий бриллианты небольших размеров, обладает двойным коэффициентом преломления, и в нем часто встречаются характерные трубчатые включения. При проверке этого материала нельзя доверять показаниям таких инструментов, как термотестер и рефлектометр.

Рубин

Среди цветных драгоценных камней рубин ценится больше всего, и по цене за карат его превосходят только редчайшие розовые, голубые и зеленые бриллианты. Самыми дорогими являются рубины, добываемые лишь в одном небольшом регионе.
Город Могок в Верхней Бирме - место отдаленное, почти недоступное, и было таким в течение сотен лет; не так давно правительство республики ограничило въезд туда иностранцев, и теперь визы им выдаются лишь на кратчайшие сроки. Многие века лучшие рубины в мире поступали именно из этого крошечного региона площадью в несколько квадратных миль, однако только после аннексии этой области Британской империей добыча рубинов стала производиться эффективными методами, под патронажем Эдвина Стритера, ювелира с Бонд-стрит. Однако за время британского владения камней весом свыше 5 карат было добыто относительно немного, а с уходом британцев с этой территории непосредственно перед Второй мировой войной разработка велась спорадически и неорганизованно.
КАМНИ I


Чтобы понять, почему именно бирманские рубины ценились так высоко на протяжении многих веков, нужно немного больше узнать об этом камне. Рубин - это сочетание минеральных веществ, иначе называемое корундом. Сапфир также относится к этому семейству, у него такие же химическое строение и кристаллическая структура: оксид алюминия с тригональной решеткой. Его индекс рефракции от 1,76 до 1,77, двойная рефракция .008 и тяжесть приблизительно 4.00. В чистой форме корунд является бесцветным (белый сапфир). Красному цвету рубин обязан небольшому количеству оксида хрома (в некоторых случаях - железу). Бирманские рубины в основном окрашены хромом, благодаря чему обладают характерным оттенком красной крови (его еще называют кровью голубя), который отличает лучшие образцы этого минерала. Присутствие хрома в качестве окрашивающего вещества в драгоценном камне часто является причиной его сильной флюоресценции. В случае с бирманскими рубинами флюоресценция заметна при искусственном освещении, которое, будучи особенно сильным в красной части спектра, заставляет камень «петь», делая его цвет более насыщенным; зачастую камень кажется словно освещенным изнутри, мерцающим, как раскаленный уголь. Поэтому никогда не приобретайте рубины, которые вы видели только при искусственном освещении, настаивайте на том, чтобы посмотреть на камень при дневном свете; разница часто бывает ошеломляющей - рубин глубокого красного цвета при свете дня может выглядеть бледно-розовым. Так обычно происходит с рубинами из Шри-Ланки: при дневном освещении они скорее розовые, чем кроваво-красные. Тем не менее камни оттуда достаточно привлекательны, поскольку флюоресцируют так же, как бирманские, и полностью преображаются вечерами, при искусственном освещении.
КАМНИ I


В наши дни ювелиры чаще всего используют рубины, добытые в Таиланде. Вид этих камней может сильно разочаровать покупателя, однако подобные огорчения происходят почти всегда при дневном свете. Тайские рубины своей окраской обязаны присутствию железа, поэтому обладают коричневатым оттенком, слегка напоминающим гранат, зачастую их цвет бывает столь насыщенным, что может сравниться с кроваво-красным цветом бирманских камней. Железо поглощает флюоресценцию, в результате тайские рубины, как правило, не могут похвастаться «огнем», характерным для бирманских и лучших шри-ланкийских образцов. При дневном свете разница не столь очевидна, а вот цена отличается на порядки: бирманский рубин весом 5 карат может стоить в десять раз дороже рубина того же качества из Таиланда.
КАМНИ I


Но и бирманские рубины ценятся по-разному. Рубин не является редким камнем. Некоторые бирманские рубины могут стоить всего лишь $20 за карат, в то время как цена лучших образцов достигает $200.000 за карат и более. Как и у других драгоценных камней, цена определяется исходя из насыщенности и красоты цвета (или его отсут
ствия в случае с бесцветным бриллиантом), степени чистоты и отсутствия дефектов. Скептик упомянул бы здесь и о том, что редкость минерала также очень важна. Вне всякого сомнения, выбирая между отличным бирманским рубином и камнем из Таиланда, покупатель предпочтет первый хотя бы из-за его красоты. Однако как часто любителю предоставляется возможность сделать подобное сравнение? Среди прочих мест добычи рубинов можно упомянуть Восточную Африку (Кения и Танзания) и Пакистан. Все три месторождения открыты относительно недавно и активно разрабатываются. В последние несколько лет на рынке появились качественные рубины, добытые из нового месторождения во Вьетнаме. По своим свойствам они схожи с бирманскими, обладают высокой флуоресценцией и богаты хромом. Для камней с хорошим цветом, высокой чистотой и достаточным размером место добычи является немаловажным фактором оценки. Для небольших рубинов более низкого качества уже не важно, добыты они в Бирме или в другом месте; разве что в случаях с викторианскими украшениями наличие африканских рубинов немедленно ставит под сомнение их подлинность.
КАМНИ I


К сожалению, способы отличать бирманские рубины от прочих довольно сложны, и их описание не входит в задачи этой книги. В основном они основаны на глубоких исследованиях различных типов включений и дефектов, которыми обладают камни из разных месторождений; например, в бирманских рубинах часто встречаются хорошо сформированные кристаллы кальцита, которые, вместе с прочими отличительными признаками, свидетельствуют о происхождении камня. Кальцит попадает в рубин из скалы, в которой находится месторождение; в случае с бирманскими рубинами -это кальцит из аспидного сланца. В библиографии вы найдете ссылки на несколько замечательных работ, посвященных включениям в драгоценные камни.
КАМНИ I


В последние годы многие лаборатории, специализирующиеся на геммологической экспертизе, начали выдавать сертификаты, подтверждающие не только природный характер камня, но и географическое положение месторождения, где он был добыт. Если на рынке появляется представляющий интерес цветной камень, он обязательно должен обладать «родословной», то есть геммологическим сертификатом. Здесь любителя подстерегает еще одна ловушка: зачастую камень не обладает никакими достоинствами, кроме сертификата, где в качестве места добычи значится Бирма. Мы хотим еще раз подчеркнуть, что слово «Бирма» еще не гарантирует высокое качество рубина.
КАМНИ I




Прочие красные камни, которые путают с рубином

Природный красный шпинель - камень весьма привлекательный и эффектный, однако в ювелирном деле используется редко, и его легко отличить от рубина при помощи рефрактометра (индекс рефракции шпинеля - 1,72; см. Приложение А). В случаях, когда применение этого инструмента невозможно, например из-за выступающей оправы камня, стоит вспомнить о том, что у шпинеля кубическая кристаллическая решетка и одиночная рефракция; в отличие от рубина под дихроскопом он не демонстрирует дихроизма и остается неизменным при исследовании полярископом. Цвет красного шпинеля, скорее, клубничный, в отличие от малинового у рубина (но не забывайте, что это все-таки обобщение), знатоки описывают цвет шпинеля как «сладкий» или «сахарный». Как и многие бирманские и шри-ланкийекие рубины, шпинели сильно флуоресцируют. Феномен, известный как «шелк», свойствен большинству бирманских, вьетнамских и шри-ланкийских рубинов. Невооруженному глазу он представляется в виде беловатого свечения внутри камня, улавливающего свет, если камень наклонить. Такой эффект производит минеральный рутил, образующий тончайшие нити.
«Шелк» - часто встречающийся атрибут натуральных рубинов и сапфиров. Это включение, о котором любой начинающий геммолог узнает в первую очередь; обнаружив его в красном камне, можно с уверенностью утверждать, что это рубин, правда, иногда его вводят и в синтетические минералы (см. ниже). Для шпинеля же характерны включения кристаллов, по виду напоминающих пузырьки, из-за которых любители часто принимают шпинель за красный страз.
Красный турмалин часто упоминается как минерал, который можно спутать с рубином. Качественные красные турмалины иначе называют «рубеллитами», однако по цвету они редко приближаются к рубиновому красному, и их легко отличить с помощью рефрактометра (индекс рефракции турмалина - 1.62-1,64, двойная рефракция .018). В отличие от рубина он не флюоресцирует. Ошибки могут происходить только в отношении камней низкого качества, которые мало отличаются по цене. Некоторое знакомство с характерным розоватым оттенком турмалина позволит избежать ошибок даже в подобных случаях. Рубины похожи на малиновые леденцы по цвету и легко заметным беловатым включениям.
Гранаты путают с рубинами чаще всего, и поскольку их индекс рефракции перекрывает коэффициент рубина, применение рефрактометра может привести к опасным заблуждениям. К счастью, у граната одиночная рефракция, и он не показывает дихроизма под дихроскопом (здесь, правда, стоит напомнить, что этот инструмент неудобен в применении и годится только для камней без оправы). Пожалуй, наиболее полезно знать, что гранат остается неизменным под полярископом. По цвету только редкие пироповые гранаты приближаются к кроваво-красному оттенку рубина, но у них более низкий индекс рефракции, между 1,74 и 1,75. Более распространенные аль-мандиновые гранаты окрашены железом и, в отличие от пироповых, окрашенных хромом, не флюоресцируют. Их часто путают с тайскими рубинами; чтобы этого не произошло, лучше всего воспользоваться карманным спектроскопом. Несмотря на то, что этот инструмент сложен в обращении, три выразительные широкие полосы поглощения альмандина легко заметит даже любитель (см. также главу о гранатах). Красные стразы можно отличить с помощью обыкновенной лупы; ищите в них газовые пузырьки (красный шпинель), цветовые воронки, и тд.
Искусственный рубин, как и все искусственные минералы, обладает такими же кристаллической решеткой и химическим составом, как и природный. Поэтому применение инструментов, обычно используемых для идентификации камней, например рефрактометра, здесь не имеет смысла. Искусственные рубины и сапфиры появились на рынке в начале XX века, когда французский ученый Вернейль создал специальную печь, в которой чистый алюминий вместе с небольшими количествами металлических красящих веществ проходит через кислородно-водородное пламя, кристаллизируясь в виде «пуль» (походящих на газовые цилидрики для сифона). С помощью этого процесса можно производить синтетические камни большого размера за короткое время; к счастью, именно быстротой процесса обусловлен простой способ отличать натуральные минералы от искусственных. Синтетические корунды затвердевают изогнутыми линиями, которые часто становятся заметны после разрезания камня на части. Кроме того, внутрь искусственного камня попадают небольшие пузырьки газа, также заметные при обследовании. Попав на рынок, искусственный минерал нашел применение у ювелиров. За несколько лет до этого с аукциона «Сотби» было продано знаменитое роскошное ожерелье работы Гиацинто Мелилло, великого итальянского ювелира; при проверке выяснилось, что все мелкие рубины в нем были искусственными, причем не было никаких признаков их замены. Оставалось только гадать, знал ли сам Мелилло о том, что использовал синтетические камни, создавая свой шедевр на пороге Первой мировой войны.
К счастью, даже маленькие рубины обычно не лишены дефектов; натурального рубина размером больше 1 карата практически не может быть; синтетические же камни часто бывают большие по размеру, поскольку их производство не так уж дорого. Кроме того, их цвет немедленно вызывает подозрение, будучи «слишком хорошим для настоящего». Короче говоря, любой рубин весом больше 1 карата, хорошего цвета и без заметных дефектов должен подвергаться тщательной проверке. Поскольку большинство искусственных рубинов окрашено исключительно хромом, они ярко флюоресцируют в искусственном свете и, особенно, под ультрафиолетовой лампой. Тщательный осмотр при помощи лупы или микроскопа обычно позволяет разглядеть изогнутые цветовые линии и небольшие пузырьки газа и вынести камню окончательный приговор. Пожалуй, одного факта существования искусственных рубинов достаточно, чтобы отвратить любителя от неосмотрительных покупок камней больших размеров. Если речь идет о небольших рубинах, менее трети карата, да еще в составе украшения, проблема осложняется. Практика использования искусственных рубинов и сапфиров в ювелирных изделиях, особенно брошах и браслетах, была широко распространена в период с 1920-х по 1950-е годы. Стоят такие камни ненамного дешевле настоящих мелких рубинов и сапфиров, поэтому разница в цене будет невелика, а вот продать потом такое украшение будет затруднительно, поскольку одно упоминание слова «искусственный» смутит большинство потенциальных покупателей. Если искусственные камни мелкие, любитель может и не заметить изогнутые линии и пу-зырьки газа, однако очень редко можно подобрать натуральные камни одинакового оттенка, точнее, такой подбор неоправданно завысит стоимость изделия. А вот с искусственными камнями такая проблема решается просто. Поэтому, если под микроскопом все камни выглядят одинаково окрашенными, и в них нет заметных дефектов, покупателю стоит насторожиться. Здесь может помочь оценка украшения в целом: посмотрите на цвет и чистоту бриллиантов и других камней, проверьте оправы и т.д. Например, Дом «Картье» никогда не использует искусственные минералы.
К несчастью, с течением времени появляются все новые методы производства синтетических камней. Недавно появившиеся рубины «Кашан» представляют собой проблему даже для опытных геммологов. В задачи этой книги не входит обсуждение всех новых методов их изготовления и идентификации. Отчасти покупателя может успокоить тот факт, что встретить современные синтетические минералы в изделиях, созданных до 1960-х годов, практически невозможно- Навряд ли это преимущество сохранится надолго, поскольку нечистоплотные продавцы вполне могут наживаться, заменяя природные камни в таких украшениях на искусственные и продолжая выдавать их за настоящие. Остается надеяться, что покупатели, зная о существовании синтетических камней, будут обращаться к экспертам, а еще лучше, требовать подробный сертификат, прежде чем совершать дорогостоящие покупки, с целью защитить себя от мошенничества. (О композитных камнях, в частности дублетах, можно прочитать в Приложении С.)


Сапфир

Многие люди считают сапфир самым красивым из драгоценных камней, хотя он и не является самым дорогим.
Как и в случае с рубином, происхождение сапфира сильно влияет на его стоимость. Если лучшие рубины добываются в Бирме, то родина лучших сапфиров - Кашмир, и точно так же добывают их там совсем немного. Цвет качественного кашмирского сапфира просто великолепен, это совершенный бархатный средне-синий, часто сопровождаемый характерным дихроизмом цвета морской волны, заметным при прохождении света сквозь камень. Часто этот цвет описывают как «сонный», подернутый молочной дымкой, которая появляется благодаря наличию в сапфире полостей, наполненных жидкостью, или кристаллов, столь крошечных, что их трудно рассмотреть даже под мощным микроскопом.
Гораздо легче заметить характерный для сапфира феномен «зонирования» (см. фото 21), при котором цвет как бы сосредоточен в параллельных линиях. Кроме того, кашмирские сапфиры сохраняют цвет при искусственном освещении, что для этого камня редкость. Необходимо отметить, однако, что не все кашмирские сапфиры действительно хороши. Покупателю стоит помнить, что геммологический сертификат, подтверждающий, что камень добыт в Кашмире, еще не гарантирует его высокого качества.
КАМНИ I


В отличие от рубинов, крупные сапфиры весом более 50 карат встречаются не то чтобы исключительно редко, хотя кашмирский камень такого размера - настоящее сокровище; все сапфиры из этого региона весом свыше 10 карат стоят очень дорого. Знатоки при покупках полагаются на тот факт, что, единожды увидев подлинный васильковый оттенок кашмирского сапфира, его уже нельзя забыть. Вся сложность заключается в том, что можно много лет провести в «нижних слоях» ювелирной торговли и так и не увидеть ни одного кашмирского сапфира, а ведь цвет других сапфиров оценивается исключительно в сравнении с кашмирскими.
КАМНИ I



Бирманские сапфиры также могут быть отличного качества: цвет у них более насыщенный, стремится к ультрамариновому синему, среди них попадаются качественные
образцы весьма крупных размеров. Сапфиры из Шри-Ланки обычно бледнее, с выраженным дихроизмом, некоторые из них практически бесцветные; но лучшие камни тем не менее приближаются по цвету к кашмирским. И в бирманских, и в шри-лан-кийских камнях встречаются включения, похожие на белые иглы, как в рубинах, которые улавливают свет, если вращать камень, а также заполненные жидкостью трещинки. В бирманских камнях «шелк» (это общее название подобных включений) обычно состоит из скоплений коротких игл, заметных через лупу и расположенных под углом в 60 или 120 градусов друг к другу (см. фото 22). В шри-ланкийских сапфирах «шелк», как правило, длиннее, зачастую он протягивается от одной стороны камня до другой, и только в одном или двух направлениях (см. фото 25).
КАМНИ I

Наличие в камне «шелка» обычно является достаточным доказательством его природного происхождения; однако, если «шелк» виден невооруженным глазом, это может значительно сократить стоимость камня, за исключением случаев, когда он образует «звезду» (см. фото 26). Правда, «шелк» в форме звезды может встречаться и в искусственных сапфирах. Характерным признаком шри-ланкийских сапфиров являются включения циркона, поскольку в этом регионе они залегают в одних и тех же местах. Циркон обладает небольшой радиоактивностью, он постепенно разрушает кристаллическую решетку минералов, непосредственно прилегающих к нему в месторождении, создавая вокруг себя «гало».
КАМНИ I


Тайские сапфиры, как правило, довольно темного цвета, они похожи на синий шпинель. Самые темные и, следовательно, самые дешевые сапфиры добываются в Австралии. Некоторые из австралийских камней обладают такой насыщенной окраской, что кажутся черными (возможно, из-за избытка железа, окрашивающего агента), если не держать их под прямыми лучами света. Такие камни редко используются в качественных ювелирных изделиях. Неплохие сапфиры добывают в Камбодже, особенно в местечке Пайлин (см. фото 30). В последней четверти XIX века были открыты месторождения в Монтане, США, добытые из них сапфиры называют камнями из «новой шахты». Их отличает характерный электрический бледно-синий цвет, и они часто встречаются в изделиях, созданных до Первой мировой войны.
Высокотемпературная обработка сапфиров была широко распространена в течение долгого времени. С ее помощью из камня можно удалить «шелк» и, что гораздо
важнее, значительно высветлить образцы с насыщенной окраской. Поэтому неудивительно, что такой обработке подвергались, в основном, австралийские сапфиры; с тех пор как эту операцию научились производить в Таиланде, стало труднее определить, какая часть камней, проданных в Бангкоке, действительно тайского происхождения. С коммерческой точки зрения, высокотемпературная обработка сапфиров и рубинов допустима, поскольку ее следы трудно определить; однако, если обнаружится, что выставленный на продажу выдающийся образец прошел такую обработку, его цена значительно снизится. Геммологические лаборатории, выдавая сертификаты на драгоценные камни, могут провести исследование и отметить, подвергался ли камень высокотемпературной обработке, а также установить место его добычи (см. Приложение D).
КАМНИ I


Выше уже говорилось о том, что лишь редкие сапфиры не меняют цвет при искусственном освещении (имеется в виду обычная электрическая лампа, свет которой силен в красной части спектра). Наиболее заметно меняют цвет шри-ланкийские сапфиры, у которых он становится темно-пурпурным из-за присутствия в камне хрома; если рассмотреть такой камень под цветным фильтром (устраняющим все световые волны, кроме красных), он будет сиять, подобно рубину. До последнего времени подобные изменения цвета у сапфиров считались нежелательными, и могут отрицательно влиять на стоимость камня.

Прочие синие камни, которые путают с сапфиром

Среди прочих драгоценных камней сапфир относительно мало подвержен дефектам, тем не менее, если в нем не обнаруживается заметных включений, есть вероятность того, что камень искусственный. Отличить наиболее часто встречающиеся разновидности искусственных сапфиров можно теми же способами, что и искусственные рубины, если только в них нет бросающихся в глаза изогнутых линий и пузырьков газа. Конечно, современные методы производства осложняют идентификацию, однако на рынке таких материалов пока не слишком много. Затруднительно бывает определить искусственный характер мелких сапфиров, вставленных в ювелирное украшение, а ведь, как и в случае с искусственными рубинами, такие изделия широко изготавливались в период между Первой и Второй мировыми войнами. Это одна из немногочисленных ситуаций, когда любителю может пригодиться источник ультрафиолетового света; это может быть ручная лампа, а может быть специальное устройство, куда помещается изделие, которое затем исследуется через апертуру. Под коротковолновым ультрафиолетовым светом большинство искусственных сапфиров излучает бледно-зеленое сияние, которое, кажется, исходит от поверхности камня, подобно туману, из-за избытка титана, используемого наряду с железом для окрашивания минерала. Крайне редко бывает так, что в одном изделии попадаются и природные, и искусственные сапфиры (естественно, за исключением случаев, когда натуральный камень был утерян и заменен синтетическим), поэтому простая проверка ультрафиолетовой лампой может быть весьма полезна, ведь натуральные сапфиры практически всегда остаются инертными при коротковолновом ультрафиолетовом свете (см. фото 31). Несколько лет назад на рынке появился новый материал под названием «танза-нит». Это синий вариант циозита, лучшие образцы которого сильно напоминают сапфиры. Правда, даже они не полностью повторяют синий цвет настоящих сапфиров, поскольку обладают легким красноватым оттенком. С помощью рефрактометра можно быстро узнать истину: индекс рефракции танзанита примерно равен 1,70, сапфира - 1,76-1,77. Танзанит зачастую подвергают высокотемпературной обработке, чтобы изменить его цвет.
КАМНИ I


Синий шпинель может походить на сапфир, хотя он слишком темный, чернильного оттенка, и с ним можно спутать только низкокачественные сапфиры. И здесь простая проверка рефрактором внесет полную ясность: индекс рефракции шпинеля -1,72, рефракция одиночная. Искусственный синий шпинель по цвету редко похож на сапфир (скорее уж на ультрамарин) и под цветовым фильтром он кажется ярко-красным. У него также заметный спектр поглощения из-за присутствия кобальта в качестве окрашивающего агента. (О стразах и композитных камнях можно прочитать в Приложении С.)
КАМНИ I


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей