Характерной сооружением 2-й половины XIX в. является здание Оперы (1862 - 1875, арх. Шарль Гарнье (1825 - 1898)). Не внося существенных изменений в традиционную планировку театрального здания, во многом происходит от классических традиций, Гарнье расширил его программу и изменил внешний вид. Театр со зрительным залом на 2 тыс. Мест с отлично оборудованной сценой, которая является одной из крупнейших в мире, служил также местом официальных и светских встреч. Этому втором дополнительном назначению была подчинена вся система интерьеров театра: его просторные фойе и кулуары, ложи (где обменивались визитами), парадная лестница в огромном зале, единое пространство которого сразу охватываются взглядом. Большая площадка перед театром предназначался для приема публики и дефиле официальных кортежей. Здание Оперы отличается ясностью композиции. Внешний вид здания вытекает из ее планирования: в нем четко выделяются различные части сооружения. Вместе с тем безудержный декор, чрезмерное богатство материалов и сочетание архитектурных мотивов разных эпох делают это здание ярким образцом вкусов своего времени. При этом оно не лишено сознательной целостности, определенного характера, добавляет общность эклектичном (в своей основе) сплетению разнородных форм. Их общая трактовка говорит о склонности к барокко - эффектов движения, перспективы, контраста, криволинейных форм «театральности», вышедшей за рамки сцены и продолжала атмосферу спектакля за ее пределами. Парижская Опера была образцом для многих театральных зданий за рубежом, Одессы, Дрездена, Нью-Йорка. Архитектурная течение Ар-Нуво (модерн), распространившийся во Франции в самом конце XIX в., Не смогла преодолеть ни академической культуры, ни сильной традиции инженерного искусства. Но она внесла в архитектуру свежую струю поиска и, что было особенно существенным, оказалась первой стилистической течением, покончила с подражанием стилей прошлого.